Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:38, реферат
В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.
В данной работе мы подробнее рассмотрим, что же такое мышление, теоретическое и практическое мышление, раскроем их сущность.
Введение 3
1. Общая характеристика мышления 4
1.1. Понятие мышления 4
1.2. Общие закономерности мышления 6
1.3. Виды мышления. 10
1.4. Мыслительные процессы 11
2. Психологические особенности теоретического и практического мышления. 13
2.1. Теоретическое мышление. 13
2.2. Практическое мышление 14
2.3. Мышление как процесс решения задач 17
2.5. Мышление как родовая способность человека 19
Заключение 26
Список литературы 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Г.Р.Державина
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СЕРВИСА
Реферат
По психологии на тему:
«Теоретическое и практическое мышление в жизни человека»
Подготовила:
Студентка 2 курса очного обучения группы 21
Специальности «Менеджмент»
Коновалова Альбина Викторовна
Проверила: Толстошеина Е. М.
Тамбов 2013
Содержание.
Введение
Мышление - это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.
В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.
Практическое мышление многие годы является предметом острой дискуссии у психологов. Имея значительные достижения в анализе мышления, общая психология при этом встречается с трудностями использования своих данных в прикладных исследованиях, в различных областях практики: исследователи при этом имеют дело с практическим мышлением, некоторые элементы и свойства которого уже не укладывается в концептуальный аппарат общей психологии.
Представляется важным то обстоятельство, что свойства, специфика практического мышления выявляются, по сути, только при изучении мышления во взаимосвязи с той или иной реальной деятельностью.
В данной работе мы подробнее рассмотрим, что же такое мышление, теоретическое и практическое мышление, раскроем их сущность.
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Так, осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредствованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.
Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.
В мышлении устанавливается
отношение условий
Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.
Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.
Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.
Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.
Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.
Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.
Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.
Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.
Проблемная ситуация
- это такое обстоятельство, в
котором человек встречается
с чем-то новым, непонятным с
точки зрения имеющихся знаний.
Эта ситуация характеризуется
возникновением определенного
Встречаясь с фактами
преступности, следователь обычно
сталкивается с проблемной
Проблема - особая
разновидность вопроса, ответ на
который не содержится в нашем
опыте и знаниях и поэтому
требует соответствующих
Проблема - это осознание
необходимости нового познания.
Не любая умственная
Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа
и синтеза. Всякий акт мышления,
каждая мыслительная операция
основаны на анализе и синтезе.
Как известно, основным принципом
высшей нервной деятельности
является принцип анализа
На анализе и
синтезе основаны все ступени
мыслительного процесса. Всякий
поиск ответа на какой-либо
вопрос требует и анализа и
синтеза в их различных связях
(производными от анализа и
синтеза мыслительными
Анализ - выделение
тех сторон объекта, которые существенны
для решения данной задачи; это
выявление строения
Анализ дает ответ
на вопрос: какая часть целого
обладает определенными
Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.
Основным механизмом
мышления, его общей закономерностью
является анализ через синтез:
выделение новых свойств в
объекте (анализ) осуществляется через
соотнесение его (синтез) с другими
объектами. В процессе мышления
объект познания постоянно
Анализ и синтез,
взаимопереходя друг в друга,
обеспечивают непрерывное
Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности мышления как селективность -избирательное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность -
контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышления - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых событий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.
Обобщенность мышления.
Мышление осуществляется с
Информация о работе Теоретическое и практическое мышление в жизни человека