Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:38, реферат
В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.
В данной работе мы подробнее рассмотрим, что же такое мышление, теоретическое и практическое мышление, раскроем их сущность.
Введение 3
1. Общая характеристика мышления 4
1.1. Понятие мышления 4
1.2. Общие закономерности мышления 6
1.3. Виды мышления. 10
1.4. Мыслительные процессы 11
2. Психологические особенности теоретического и практического мышления. 13
2.1. Теоретическое мышление. 13
2.2. Практическое мышление 14
2.3. Мышление как процесс решения задач 17
2.5. Мышление как родовая способность человека 19
Заключение 26
Список литературы 27
В процессе мышления
единичное всегда
выражение общего.
1.3. Виды мышления.
Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлечённое – взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развитии интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности.
Генетически самый ранний вид мышления – практически-действенное мышление; определяющее значение в нём имеют действия с предметами.
На основе практически-действенного манипуляционного мышления, возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядным образом в уме. Высшая ступень мышления – отвлечённое, абстрактное мышление. Но и здесь мышление сохраняет связь с практикой.
Мышление отдельных людей так же подразделяется на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления.
По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную.
Структурная единица практического (оперативного) мышления – действие; художественного – образ; научного – понятие.
В зависимости от глубины обобщённости различают эмпирическое и теоретическое мышление.
Эмпирическое мышление даёт первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое сознание представляет собой низшую, элементарную ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.
Умственная деятельность практика сосредоточены на переходе от абстрактного мышления к практике. Особенностью практического мышления являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события.
Теоретическое мышление выявляет всеобщее отношение, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерности развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность.
В зависимости от стандартности – нестандартности решаемых задач:
Алгоритмическое мышление ориентированы на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.
Дискурсивное мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.
Эвристическое мышление это продуктивное мышление, состоящее в решение нестандартных задач.
Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам.
1.4. Мыслительные процессы
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.
2. Психологические особенности теоретического и практического мышления.
Теоретическое мышление - это мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического "теоретического мира" и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром. Различение Т. м. и практического мышления имеет давнюю традицию. Уже Аристотель различал созерцательную (теоретическую) мысль, ориентированную на поиск истины, мысль, направляющую поведение, и созидание - творчество. Э. Гуссерль пишет, что, следуя теоретической установке, "человек начинает различать представление о мире от реального мира, и для него встает новый вопрос - вопрос об истине,... об истине самой по себе"; такая установка придает ученому "стойкую решимость посвятить всю свою дальнейшую жизнь, осмыслив ее как универсальную жизнь, делу теории, чтобы отныне строить теоретическое знание на теоретическом знании". Интерес теоретического мышления не сводится, таким образом, к вопросу: "Что я могу знать?", но включает также вопрос: "Что я должен делать?" в той мере в какой ответом на него не является конкретное действие. Иначе разграничивает Т. м. и практическое мышление И. Кант, согласно которому разум, выступая в своих практических функциях (как "практический разум") дает человеку "законы свободы", т. е. моральные принципы, делающие его независимым в своем поведении от "механизма" природы и конечных условий эмпирического существования. Практический разум имеет дело с проблемами этики и включает "все, что возможно посредством свободы или благодаря ей". Кант утверждает главенство практического разума над теоретическим. Истолкование практического разума как мышления, имеющего дело с сознательным решением и действием, получило дальнейшее развитие в классической немецкой философии (Фихте, Шеллинг, Гегель). Противопоставление "теоретического" вопроса об устройстве мира и "практического" вопроса о направлении человеческой деятельности послужило одной из предпосылок характерного для начала этого века неоправданно резкого противопоставления "есть" и "должен", "теоретического" и "практического" знания и исключения этики, теории права и других наук, имеющих дело с долженствованием, из сферы Т. м. В последние десятилетия кантовская традиция в истолковании Т. м. отходит на задний план, уступая место аристотелевской традиции, включающей рассуждения о моральном и ином долге в компетенцию Т. м. (см.: Высказывание, Оценочное высказывание, "Юма принцип").
Исследования С.Л. Рубинштейна позволили рассматривать практическое мышление как протекающее в форме действий и как исходную форму мышления теоретического: «Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность». Под «практическим» Рубинштейн понимает «мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач...». По его мнению, в простых случаях практическое мышление принимает форму наглядно-действенного. Но обычно оно требует особой наблюдательности, умения быстро переходить от размышления к действию и обратно и других специфических особенностей.
Рубинштейн специально не останавливается на проблеме практического мышления. Она становится центральной проблемой работы Б.М. Теплова «Ум полководца». По мнению автора, «работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой».
Практическое мышление, согласно Теплову, это мышление, протекающее в условиях практической деятельности: дефицита времени, опасности, высокой ответственности за принимаемое решение. Это также мышление, направленное на решение очень сложной задачи — с неопределенными, изменчивыми условиями, отличающимися огромным числом элементов и свойств, которые, казалось бы, надо учесть. Но главное — практическое мышление, по его мнению, ищет решение, неотделимое от исполнения, т.е. сразу же реализующееся.
Таким образом, для Теплова практическое мышление — это не наглядно-действенное мышление, а мышление, регулирующее, определяющее действие. Оно «вплетено» в деятельность в качестве управляющего, регулирующего компонента. Его результаты реализуются в деятельности испытываются в ней.
Сегодня чаще всего мы встречаемся с развитием идей Теплова. Практическое мышление — это мышление, в котором представлены как когнитивная, так и регулятивная функции. Это мышление, отличающееся направленностью на преобразование реальной действительности, а не только на ее познание и объяснение. Осуществляя трудовую деятельность, практически преобразуя мир, человек познает этот мир также и со стороны путей и возможностей этого преобразования. Практическое мышление обеспечивает успешное, адекватное преобразование мира в ходе практической деятельности. Направленность на реализацию вырабатываемого решения вносит глубокие изменения в сам мыслительный процесс. Практическое мышление — это индивидуализированное мышление: если субъект производит изменения в объекте, то свойства объекта воспринимаются сквозь призму возможности воздействия на него и тем самым достигается свойство в форме, адекватной действиям данного субъекта.
Для практического мышления характерно, что оно начинается не со знакомства с условиями задачи, кем-то уже сформулированной, а с проблемной ситуации, которую необходимо заметить в ситуации реально протекающей деятельности. «Условия» задачи никем не представлены, их должен сформулировать сам человек.
На всех этапах мыслительного процесса субъекту приходится помнить, что нужно найти решение не «в принципе», а решение осуществимое, реальное. Это учитывается, когда субъект, берясь за решение, формулирует задачу, выдвигает гипотезу и т.д. Вот почему принимается как проблемная не любая ситуация, а достаточно значимая и разрешимая.
Знания о возможности реализации решения, т.е. практического действия по преобразованию объекта, — это знания о его преобразуемости, о свойствах объекта, позволяющих эти преобразования. Их нередко называют «податливостями». Для практического мышления нужны и другие знания — о взаимосвязях и строении объекта, о том, какие возможны изменения в его различных частях под влиянием вносимого изменения в какой-либо одной части. Все эти знания организованы не по категориальному, а по ситуативному и субъектному принципу, они часто не осознаются и с трудом поддаются вербализации.
Индивидуализированы и знания, получаемые практическим мышлением. Они адекватны преобразующим возможностям субъекта.и плохо вербализуются («молчаливое» знание).
Определение мышления как процесса
решения задач (в его узком понимании)
используется, главным образом, в экспериментальных
исследованиях конкретных механизмов
познания, при диагностике мышления. В
этом смысле мышление и определяется как
процесс решения задач в самом широком
значении этого термина.
Любая задача имеет объективную (предметную)
и субъективную (психологическую) структуру.
Объективно задача включает в себя: 1) набор
определенных условий; 2) требование, которого
нужно достичь. С психологической точки
зрения требованию задачи соответствует
субъективно поставленная цель, а условием
- средства ее достижения.
Следовательно, решение задачи есть процесс
достижения поставленной цели, поиск необходимых
для этого средств в данных условиях.
Для психологического анализа процесса
решения задачи важно знание о наличии
или отсутствии в прошлом опыте субъекта
готовых средств достижения цели. Если
такие средства есть, то ситуация не будет
для субъекта проблемной и ее решение
фактически сведется к использованию
сформированного мыслительного действия,
к воспроизводству готового знания. В
психологии такое мышление называют репродуктивным.
Только при отсутствии готовых средств
достижения цели возникает необходимость
их поиска, создания. Этот процесс требует
продуктивного, творческого мышления.
Задача с поставленной целью и отсутствием
средств ее достижения называется творческой.
Иначе говоря, подлинное мышление можно
определить как процесс решения творческих
задач. Как правило, творческие задачи
составляют основной материал при изучении
мышления как процесса решения задач.
Процесс мышления исследуется и при субъективно
неопределенной цели. В этих случаях преобразование
объективного требования в субъективную
цель становится для субъекта самостоятельной
проблемой. Такие ситуации являются экспериментальной
моделью для исследования процессов целеполагания
в мышлении. Само мышление выступает при
этом как процесс не только решения, но
и постановки задач.
Движущей силой процесса мышления являются
возникающие противоречия между целью
и средствами. Решение задачи, разрешение
проблемной ситуации осуществляется в
общих чертах по следующей схеме:
Осознание проблемной ситуации - Постановка
задачи - Ограничение зоны поиска - Построение
гипотезы - Проверка гипотезы - Рефлексия
действий и результатов.
Проблемная ситуация всегда возникает
как некое препятствие, разрыв в деятельности.
Осознание проблемной ситуации - первый
этап разрешения проблемы. На втором -
происходит выделение того, что известно,
и того, что неизвестно. В результате проблема
превращается в задачу. На третьем этапе
происходит ограничение зоны поиска (на
основе представлений о типе задачи, исходя
из предшествующего опыта). На четвертом
- появляются гипотезы как предположения
о способах решения задачи. Пятый этап
представляет собой реализацию гипотезы,
а шестой - ее проверку. Если проверка подтверждает
гипотезу, то осуществляется реализация
решения.
Ход и результаты решения задачи существенно
различны при эмпирическом и теоретическом
мышлении. Осуществляя поиск способа решения
задачи, субъект может построить либо
способ решения только данной, конкретной
задачи, либо найти общий способ решения
всех задач того класса, к которому относится
предложенная задача.
В первом случае мышление будет эмпирическим,
поскольку здесь содержание соответствующей
задачи отражается в частной форме. Во
втором случае мышление можно квалифицировать
как теоретическое, поскольку содержание
соответствующего класса задач отражается
в общей форме.
Очень точную психологическую характеристику
двух способов решения задач дал С. Л. Рубинштейн.
"Пока, решая задачу, - писал он, - мы оперируем
только наглядным единичным содержанием,
данным нам в непосредственном созерцании,
мы разрешаем задачу лишь для данного
единичного случая. В каждом следующем
случае приходится решать задачу снова,
и снова это решение только этой частной
задачи. Возможность дать обобщенную формулировку
и обобщенное решение задачи радикально
изменяет положение. Задача, получившая
такое обобщенное решение, решена не только
практически - для данного частного случая,
но и теоретически для всех принципиально
однородных случаев. Решение, полученное
на единичном случае, выходит за его пределы
и получает обобщенное значение; оно становится
теорией или составной частью теории.
Вместо того чтобы идти следом за практикой
от одного частного случая к другому, решая
ту частную задачу, которую практика поставила,
теоретическое мышление в обобщенной
форме вскрывает принцип решения задачи
и предвосхищает решение задач, на которые
практика может лишь в будущем натолкнуться.
Мышление принимает на себя функции планирования".
Информация о работе Теоретическое и практическое мышление в жизни человека