Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа
Объектом курсовой работы являются эмоции человека и основные подходы к их изучению. Предмет исследования – эмоции, экспрессивность и внутренние переживания. Цель исследования – рассмотреть некоторые подходы в изучении эмоций человека.
Основные задачи курсовой – рассмотреть основные компоненты эмоций, их виды и некоторые подходы к их изучению.
Введение 3
1. Виды и роль эмоций в жизни человека 5
Виды эмоций 6
1.2 Роль эмоций в жизни человека 9
2. Психологические теории эмоций 12
2.1 Теория эмоции как организмического возбуждения 12
2.2 Эволюционная теория Ч.Дарвина 13
2.3. Теория Джеймса – Ланге 14
2.4. Альтернатива к теории Джеймса – Ланге 15
2.5. Теория когнитивного диссонанса 16
2.6. Информационная теория П.В.Симонова 17
Заключение 20
Список литературы 22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Виды и роль эмоций в жизни человека 5
1.2 Роль эмоций в жизни человека 9
2. Психологические теории эмоций 12
2.1 Теория эмоции как
организмического возбуждения
2.2 Эволюционная теория Ч.Дарвина 13
2.3. Теория Джеймса – Ланге 14
2.4. Альтернатива к теории Джеймса – Ланге 15
2.5. Теория когнитивного диссонанса 16
2.6. Информационная теория П.В.Симонова 17
Заключение 20
Список
литературы 22
ВВЕДЕНИЕ
Разговор об эмоциях правильнее начать с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятие дает их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и воображение перерабатывают этот материал. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. В то же время вся наша познавательная и предметная деятельность немыслима без эмоций, без чувств.
Жизнь
без эмоций так же невозможна, как
и без ощущений. Эмоции, утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин,
возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи которого живые
существа устанавливают значимость
тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Эмоционально-выразительные
В наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и научные коллективы. И одним из главных вопросов остается — зачем нужны чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?
Как всякое сложное и многогранное явление, эмоциональная сфера отражения может изучаться в различных аспектах, и от теории мы вправе ожидать равномерного освещения всевозможных ее сторон, последовательного раскрытия ее структуры, генезиса, функций и т. п. К сожалению, многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называется многообещающим словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к такой идеально исчерпывающей теории. Умение не видеть сразу много проблем иногда является условием продвижения в одной из них, поэтому отдельные работы могут быть интересными, проницательными, тонкими, могут знакомить нас с очень важными особенностями эмоциональной жизни, но в то же время оставлять нерешенными и даже необозначенными многие не менее интересные и важные вопросы.
Объектом курсовой работы являются эмоции человека и основные подходы к их изучению. Предмет исследования – эмоции, экспрессивность и внутренние переживания. Цель исследования – рассмотреть некоторые подходы в изучении эмоций человека.
Основные
задачи курсовой – рассмотреть основные
компоненты эмоций, их виды и некоторые
подходы к их изучению.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше предварительно настраиваться на совместную деятельность и общение. Интересным, к примеру, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Сравнительно
недавно проведенные
Однако
врожденными являются далеко не все
эмоционально-экспрессивные
1.1
Виды эмоций
Основные
эмоциональные состояния, которые
испытывает человек, делятся на собственно
эмоции, чувства и аффекты. Эмоции
и чувства предвосхищают
Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. [2, с. 37]
Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. [2, с.28] Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. [3, с.39]
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».
Описаны
основные виды качественно своеобразных
эмоциональных процессов и
Эмоции,
таким образом, отличаются по многим
параметрам: по модальности (качеству),
по интенсивности, продолжительности,
осознанности, глубине, генетическому
источнику, сложности, условиям возникновения,
выполняемым функциям, воздействию на
организм. По последнему из названных
параметров эмоции делят на стенические
и астенические. Первые активизируют организм,
поднимают настроение, а вторые — расслабляют,
подавляют. Кроме того, эмоции делят на
низшие и высшие, а также по объектам, с
которыми они связаны (предметы, события,
люди и т.д.).
Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника — радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции.
Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).
Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.