Теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы являются эмоции человека и основные подходы к их изучению. Предмет исследования – эмоции, экспрессивность и внутренние переживания. Цель исследования – рассмотреть некоторые подходы в изучении эмоций человека.
Основные задачи курсовой – рассмотреть основные компоненты эмоций, их виды и некоторые подходы к их изучению.

Содержание

Введение 3
1. Виды и роль эмоций в жизни человека 5
Виды эмоций 6
1.2 Роль эмоций в жизни человека 9
2. Психологические теории эмоций 12
2.1 Теория эмоции как организмического возбуждения 12
2.2 Эволюционная теория Ч.Дарвина 13
2.3. Теория Джеймса – Ланге 14
2.4. Альтернатива к теории Джеймса – Ланге 15
2.5. Теория когнитивного диссонанса 16
2.6. Информационная теория П.В.Симонова 17
Заключение 20
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

к.docx

— 42.51 Кб (Скачать файл)

                 Э = - П (Ин - Ис),                

где:    Э – эмоция (её сила и качество);

П – потребность (в формуле она берётся с отрицательным знаком «-»);

Ин  – информация, необходимая для  удовлетворения существующей потребности;

Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у  человека нет потребности (П =

0), то  эмоции он не испытывает (Э  = 0); эмоция не возникает и в  том случае, когда человек, испытывающий  какое-либо желание, обладает  полной возможностью для его  реализации (Ин = Ис). Если вероятность удовлетворения потребности велика, то проявляются положительные чувства (И с > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис

< Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0.

     Таким образом, внутри нас как бы находится  манометр, показания которого зависят  от того, какая информация имеется  о том, что требуется для удовлетворения потребности, и о том, чем мы располагаем, и в зависимости от их соотношения  мы испытываем различные эмоции. Однако не все эмоциональные проявления укладываются в эту концепцию. Например, к какой категории чувств –  положительным или отрицательным – отнести удивление? Или представьте себе ситуацию, когда вы, проголодавшись, приходите в гости. Вы видите накрытый стол с большим количеством еды и у вас улучшается настроение. Хотя в данной ситуации вы вполне уверены, что и как будете есть, т.е.  Ин = Ис и эмоция должна быть Э = 0. [7, с. 86]

     Надо  так же отметить, что чисто психологических  теорий эмоций, не затрагивающих физиологические  и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных  исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так  как эмоцию как психологическое  явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко  психологические и физиологические  характеристики эмоциональных состояний  не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических  вопросов, например, вопрос о классификации  и основных параметрах эмоциональных  состояний, не может быть решён без  обращения к физиологическим  составляющим эмоций. Как правило, теории эмоций мало что могут сказать  о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследований эмоций было связано лишь с одним из компонентов  эмоционального процесса. Хотя некоторые  теории разрабатывают отдельные  аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. 
 

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Значение  проблемы эмоций едва ли нуждается  в обосновании. Какие условия  и детерминанты ни определяли бы жизнь  и деятельность человека — внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается  проникнуть в сферу его эмоциональных  отношений, преломиться и закрепиться  в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека.

    Традиционные  ссылки на неразработанность проблемы эмоций, противоречивость существующих концепций хотя и не лишены оснований, являются несколько преувеличенными. Такое впечатление создают формальные особенности концепций, их внешний вид, различия в словаре, формулировках, решаемых проблемах и т. п. Но хотя с разных сторон, на основе разной терминологии и традиций эти концепции анализируют тем не менее одно и то же явление действительности — эмоции; уже одного этого достаточно для того, чтобы формулируемые в них положения при всей внешней несхожести иногда оказывались больше взаимодополняющими, чем противоречащими. Необходимо выработать лишь привычку видеть сквозь внешнее оформление положений их внутреннее содержание, отделять его от случайных сопутствующих деталей.

    Большую путаницу в психологию эмоций вносят терминологические расхождения. В  какой-то мере они заложены уже в  повседневном языке, позволяющем нам  называть, например, страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением  или объединять под общим названием  чувств такие различные явления, как боль и иронию, красоту и  уверенность, прикосновение и справедливость. Но это свидетельствует о том, что феноменологический материал, объяснить  который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание. При решении этой задачи в психологической теории влияние неизбежно оказывают концептуальные традиции и представления, которые в силу своих различий закрепляют за неопределенными житейскими понятиями различное содержание. На запутанность реального соотношения того, что в разных концепциях обсуждается под одними и теми же названиями эмоций, страстен или чувств, оказало влияние еще и то обстоятельство, что они создавались на разных языках и в разные эпохи, имеющие свои традиции в употреблении таких понятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Анохин  П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 2006. — 73 с.
    2. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 2007. – 202 с.
    3. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 2007. – 56 с.
    4. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с
    5. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского – Москва, Издательство Московского Университета, 1980. – 220с.
    6. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – Санкт-Петербург, Питер, 2005. – 233 с.
    7. Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос, 2005. – с. 290

Информация о работе Теории эмоций