Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:53, курсовая работа
Согласно Адлеру, фактически все. что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несамостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.
1. Понятие компенсации чувства неполноценности в теории личности А. Адлера
2. Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А. Адлера
3. Роль бессознательных фикций и сознательного жизненного опыта в становлении личности по Адлеру
4. Виды личностной компенсации и сферы социализации по А. Адлеру
5. Основные принципы адлерианской психотерапии
6. Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии
7. Анализ семейной констеляции как путь самопознания и самосовершенствования личности
8. Индивидуальная психология А. Адлера
Список использованной литературы
Индивидуальный опыт человека - это опыт набора тех средств, опыт поиска, приобщения тех средств, которые направлены на реализацию чувства полноценности. Самосовершенствование и есть удостоверение в полноценности.
Борьба за превосходство, и агрессивные тенденции - важно для выживания человека и самосовершенствования.
Агрессия - это инициатива стремления от препятствий.
Превосходство - побуждение улучшить себя, развить себя, стремление к власти над своими комплексами. Это врожденное из эволюционного прогресса.
Жизненные цели - каждый человек выбирает для себя специфическую, отвечающую его способностям цель. Она зависит от его уровня жизни, от его значения жизни.
Фикции, образы - целевые этапы развития.
Человек имеет в жизни разные цели, однако основные из них: работа, дружба, любовь.
Работа приносит удовлетворение и чувство собственной значимости, утверждает превосходство.
Дружба - это выражение причастности к людям, к определенным интересам, необходимость приобщаться к людям, выражение нашей пригодности к людям.
Любовь - как телесный союз ума и тела, внешняя форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола.
Эти 3 задачи взаимосвязаны, решение одной решает другие, это аспекты проблемы: необходимость людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, где они находятся.
Жизненный стиль - это сугубо индивидуальный способ достижения каждым человеком своих жизненных целей, цель - это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия с ней.
К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, относятся: избалованность, отверженность.
Для форсирования жизненного стиля важна апперцепция - это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений.
Схема апперцепции - часть жизненного стиля и во много раз определяет поведение индивидуума.
Порождает чувство социального интереса, чувство общности.
Сотрудничество - одно из проявлений чувства общности, это заинтересованность в идеальном, социальном обществе, как конечной цели эволюции.
Способность к сотрудничеству имеет филогенетические корни кооперации. Чувство общности позволяет строить такие социальные отношения, которые есть полноценным основанием для комфортного жизненного стиля.
Все неудачники неспособны к сотрудничеству, которые движутся противоположно всему миру.
Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Невроз – результат конфликта между стремлением к могуществам и чувством собственной неполноценности. Это деформированный жизненный стиль.
Структура личности
Постулирует психическую целостность личности. Концепция Адлера финометическая.
Личность - динамическая структура, направленная на достижение полноценности.
Личность - это вектор, это направление движения в социальном пространстве, позволяющий компенсировать чувство собственной неполноценности.
Психологическое единство завис
Важно бессознательное, как определенный аспект цели, которая заключается в абстрактном предвосхищении какого-то результата.
Бессознательные фиктивные цели или фиксации, которые становятся переменным, фактором, определяющим наше поведение.
Феномен сознания, сознательное - это социальный опыт, это апперцептивная схема индивида, которая определяет его стиль жизни.
Личность у Адлера - это сознательная личность.
Момент социализации индивида важен как момент становления личности.
Внутренний план находится в бессознательных слоях человеческой души, и его истоки прослеживаются в раннем детстве, когда ребенок, благодаря фантазиям, создает первые фикции.
Личность - борьба с потребностями
Социализация индивида - это соотношение себя с себе подобными или человечеством в целом, как врожденные способности, как чувство социального интереса. Чем шире социальный интерес, тем человек имеет больше средств для компенсации неполноценности.
Социальный интерес - это потенциальная способность индивида к соотношению с миром.
Человек оценивает себя с помощью социальных установок.
Социальный интерес как чувство общности означает заинтересованность всего человечества в эволюции. В социальных средах человек формирует личность.
Развитие и становление личности:
Движущие силы - противоречение между биологическим существом и пытающихся компенсировать неполноценность и чувство принадлежности к человеческому роду, требующему определенного уровня развития биологических навыков.
Развитие я - это процесс компенсации, который создал человеческую культуру, как средство сохранения человеческого рода, как средство защиты.
Направленность компенсации:
- бессознательное стремление к власти
- бессознательное стремление к превосходству
- бессознательное стремление к совершенству - это внутреннее движение, которое в процессе социализации приводит к завершенности, как существа, сопричастного с другими людьми.
Детские фантазии - это определители конечной цели индивида, за ними лежит творческое стремление индивида скомпенсировать свои недостатки и приспособиться к жизни.
Связь я с обществом осуществляется в совместной игре, деятельности, жизни благодаря тому, что человек становится для других, это порождает чувство: - есть личность.
Развитие происходит в 3-х жизненных сферах:
- в отношениях я - ты - идеологические отношения
- продуктивной деятельности
- в любви.
Условия появления чувства неполноценности в раннем детстве:
1) физические недостатки воспринимаются
как жизненные препятствия - экзистенциональные пессимист
2) кроме того, изнеженность, предполагает симбиотический характер существования. Отсюда возникают “изгнанники из рая”;
3) бессердечность, порождающая плохое отношение со стороны окружающих - “параноики во враждебной стране”.
Основы адлеровской терапии:
1) социальные детерминанты развит
2) людей можно лучше
понять, наблюдая, где они собираются
и за что они борются, людьми
движет преодоление
3) на людей нужно смотреть через очки, через то, как они соотносят себя с миром
4) знание ролевых позиций в семье отправная точка терапии.
Интеллектуальная проработка своих чувств, эмоции - следствие когнитивных процессов, мысли и убеждения, - это основные компоненты работы у Адлера.
Сбор информации о семейных отношениях с последующим синтезом и интерпретацией.
Ретроспекция соответствует сегодняшним актуальным состояниям нашего сознания.
В терапевтическом моменте сознательным факторам должно уделяться больше внимания, чем бессознательным.
Сновидения - это репетиция, предвосхищение возможного будущего исхода действий.
Инсайт - перевод самопонимания в конструктивное действие.
Основные терапевтические цели:
- актуализация ведущих личностных преддиспозиций и жизненных целей клиентов
- поощрение к развитию социальных полезных целевых установок
- изменение ошибочной мотивации, не соответствующей целевым установкам личности
Техники и процедуры:
- привлечение внимания к определенным аспекта своей судьбы, развития, качествам (не вписывающихся в жизненный стиль).
- поощрение определенного поведения, которое соответствует целевым позициям
- конфронтация - представления о том, что мы часто должны изменять. Привлечение конкретных примеров, социального опыта.
- парадоксальная сентенция - это драматизация определенных желаний, стремлений, целей данной личности.
- интерпретация семейной констиляции и ранних воспоминаний.
Адлер анализирует структуру окружения в семье ребенка в каждый период становления.
- домашние задания
Модель личности: теория направлена на помощь достижения людьми их полного потенциала.
Подходит для работы с группами, парами, семьями.
7. Анализ семейной констеляции как путь самопознания и самосовершенствования личности
Основные положения Адлера относительно природы человека
Многие считали Адлера “неофейдистом”, и он, несомненно, много сделал для того, чтобы пересмотреть психоаналитическое движение как целостную теоретическую систему. Но, несмотря на то, что по общему мнению он был на первых порах единомышленником Фрейда, многие его идеи расходятся с традиционной психоаналитической теорией более радикально, чем можно в целом предполагать. В действительности, внимательное ознакомление с теоретической системой Адлера решительно наводит на мысль о том, что его, на самом деле очень далекого от неофрейдизма, наиболее точно будет представить предвестником современной гуманистической и феноменологической психологии. Нигде теория Адлера не раскрывается столь полно, как в его исходных положениях о природе человека.
Свобода - детерминизм. Сильная приверженность Адлера положению свободы раскрывается в следующей цитате: “Мы придерживаемся того мнения, что в жизни человека нет ничего причинно обусловленного. И, поскольку каждый феномен чем-то отличается от других, в психологии мы не можем говорить о причинности или детерминизме.”. Отвергая концепцию психического детерминизма, Адлер доказывал, что личность каждого индивидуума является его собственным творением . Концепция творческого “Я” также является воплощением положения свободы в системе Адлера. Творческая сила человека играет в конечном счете жизненно важную роль в создании определяющей фиктивной цели и ее результата - стиля жизни.
Однако идея полной свободы в индивидуальной психологии имеет некоторые ограничения. Они вызваны тем, что стиль жизни, по крайней мере в некоторой степени, находится под влиянием фиктивной жизненной цели, берущей свое начало в раннем детском опыте (например, влияние порядка рождения). Но даже сама эта фиктивная цель не является продуктом объективных факторов; в ее создании принимают участие растущие творческие силы индивидуума (например, субъективное значение, которое человек придает своей позиции в семье, обусловленной порядком его рождения).Похоже, по мере того как Адлер разрабатывал вою коронную теоретическую идею о творческом “Я”, лежащее в ее основе исходное положение свободы проявлялось все более отчетливо.
Рациональность-
Но в системе Адлера можно обнаружить некоторые натяжки, связанные с рациональностью, что особенно заметно в его концепции определяющей фиктивной цели. Затушеванная последующими детскими переживаниями, эта цель в основном является неосознанной. То есть люди, как правило, не осознают фиктивных целей или, по крайней мере, не понимают их истинного значения в своей жизни. Иными словами, значительная часть из того, к чему стремятся люди, несмотря на рассудочность в реализации этих стремлений, остается для них во многом неизвестной. Тем не менее, абсолютное значение, которое Адлер в своей теории придавал творческому “Я”, явно сдвигает чашу весов в сторону рациональности.
Холизм-элементализм. Полное принятие Адлером положения холизма отчетливо видно почти в каждом элементе его системы. Как ранее отмечалось, Адлер даже назвал разрабатываемое им направление “индивидуальная психология”, чтобы подчеркнуть свой холистический взгляд на человека как на неделимую и постоянную сущность.
Если говорить более конкретно, то Адлер описывал творческое “Я” как силу, благодаря которой в детстве формируется фиктивная цель. К реализации последней люди стремятся на протяжении всей жизни. И действительно, стиль жизни во всей своей полноте в значительной степени основан на определяющей фиктивной цели. Адлер утверждал, что, благодаря индивидуально-уникальной цели, этому направляющему принципу, личность достигает своей максимальной целостности.
Итак, поведение человека можно понять только в контексте этой финалистской, или телеологической концепции человеческих устремлений. Холистическую позицию Адлера невозможно проиллюстрировать более ясно или полно.
Конституционализм-