Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:53, курсовая работа
Согласно Адлеру, фактически все. что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несамостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.
1. Понятие компенсации чувства неполноценности в теории личности А. Адлера
2. Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А. Адлера
3. Роль бессознательных фикций и сознательного жизненного опыта в становлении личности по Адлеру
4. Виды личностной компенсации и сферы социализации по А. Адлеру
5. Основные принципы адлерианской психотерапии
6. Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии
7. Анализ семейной констеляции как путь самопознания и самосовершенствования личности
8. Индивидуальная психология А. Адлера
Список использованной литературы
Разумеется, Адлер признавал
роль факторов наследственности в природе человека (например, социальный интерес
и борьба за превосходство являются
врожденными; неполноценность органа
влияет на развитие личности). Вспомним к тому же, что социальный
интерес развивается в семейном окружении,
стремление к превосходству проявляется
у каждого индивидуума по-своему, а влияние
на личность неполноценности органа (позитивное
или негативное) зависит от того, как люди
реагируют на конституциональные ограничения.
Более того, поскольку Адлер признавал
значение влияния окружающей среды (например,
порядок рождения) на склад личности, решающим
является то, как человек воспринимает
это влияние и как на него реагирует. Поэтому
позицию Адлера в отношении конституционализма-
Изменяемость-неизменность. При том, что позиции Фрейда и Адлера по многим исходным положениям категорически не совпадали, ученые сходились во взглядах по вопросу неизменности. Как и Фрейд, Адлер настаивал на том, что личность человека формируется в первые пять лет жизни и что она существенно не меняется или меняется очень незначительно по прошествии этих пяти созидательных лет. Однако положение неизменности в теории Адлера раскрывается иначе, чем у Фрейда.
Ключ к раскрытию этого положения в теории Адлера - в его концепции стиля жизни. Основы стиля жизни закладываются в ранних ощущениях собственной неполноценности и в компенсации. Стиль жизни формируется примерно к пяти годам и далее влияет на все аспекты поведения человека. Именно благодаря стилю жизни люди до конца своих дней борются за превосходство и постоянно стремятся к достижению фиктивных целей, сформированных в раннем детстве. И несмотря на то, что стиль жизни может заявлять о себе в разные периоды по-разному, он, по существу, не меняется на протяжении жизни. Таким образом, принятие Адлером положения неизменности не подлежит сомнению.
Субъективность - объективность. Адлер полностью разделял положение субъективности. Начиная с принципа “индивидуальной субъективности”, положенного в основу его теории, субъективность совершенно очевидно просматривается практически в каждой основной концепции индивидуальной психологии. Например, объективная позиция ребенка в семье не имеет такого значения для формирования структуры личности, как субъективный смысл, который ребенок вкладывает в ситуацию, создавшуюся в связи с порядковым номером его рождения. Также и социальный интерес вначале проявляется скорее как функция того, как ребенок объясняет для себя поведение матери, чем как ответ на объективный характер этого поведения. Субъективность также отчетливо видна в концепции фикционного финализма. По Адлеру, стиль жизни целиком основан на неотступном следовании индивидуума субъективной фиктивной цели, представленной в таком виде, как он воспринимает ее в настоящем.
Адлер использовал термин “схема
апперцепции” для описания процесса, посредством которого каждый
из нас интерпретирует события своей жизни.
(Апперцепция - зависимость восприятия
от прошлого опыта и индивидуальных особенностей
человека. Прим. перев.) Согласно Адлеру,
до того как объективные события начнут
как-то влиять на личность или поведение,
они сначала преобразуются под опосредующим
влиянием психологического метаболизма э
Проактивность - реактивность.
Как отмечалось выше, основное теоретическое
положение индивидуальной психологии
касается того, что “жизнь человека представляет
собой динамическое стремление к превосходству.”
В этом стремлении мы усматриваем подтверждение
абсолютной приверженности Адлера положению
проактивности. В его теории причинность
поведения всегда находится внутри индивидуума,
особенно в упорном, нацеленном на будущее
и всепоглощающем стремлении к превосходству
и совершенству. В действительности Адлер
постулирует существование толь
Гомеостаз - гетеростаз. Чтобы оценить позицию Адлера по этому положению, стоит привести одну короткую цитату: “Движение от минуса к плюсу бесконечно. Стремление снизу вверх никогда не прекратится.” Совершенно очевидно, что этого не мог сказать теоретик, преданный идее гомеостаза - тот, кто считает, что людей побуждает к действиям необходимость снимать напряжение и сохранять состояние внутреннего равновесия. В приведенном высказывании ясно угадывается идея увеличения напряжения за счет постоянного стремления двигаться “от минуса к плюсу” и “снизу вверх”.
То, что Адлер строго придерживался положения гетеростаза, видно из его формулировки основного жизненного мотива - концепции стремления к превосходству. В этом бесконечном стремлении люди не снимают напряжения, они генерируют его для продолжения борьбы за достижение своих фиктивных целей. Однако версия гетеростаза Адлера в чем-то отлична от тех, с которыми мы сталкиваемся в современной гуманистической и феноменологической психологии. В их понимании гетеростаз предстает в виде самореализации личности (то есть постоянного движения в направлении актуализации ее потенциальных возможностей). Как правило, эти потенциальные возможности считаются врожденными, а человек просто следует по пути развития, чтобы их реализовать. В адлеровской трактовке гетеростаза люди рассматриваются как постоянно стремящиеся к превосходству и конечной фиктивной цели. Это создает ощущение, что люди скорее наилучшим образом выполняют свою субъективную жизненную миссию, чем просто реализуют все свои возможности. Таким образом, можно утверждать, что в теории Адлера люди растут как личности в направлении, противоположном своим первоначальным склонностям т потенциям в той степени, в какой их стремление к превосходству, стиль жизни и фиктивные цели коренятся в более раннем чувстве неполноценности. Тем не менее, с точки зрения индивидуальной психологии, люди развиваются, продвигаются вперед и продуцируют усиление напряжения - что доказывает сильную приверженность Адлера положению гетерстаза.
Познаваемость - непознаваемость. На Адлера оказала сильное влияние книга Вайингера “Философия невозможного”. Изложенная в ней философия, вскоре ставшая и философией Адлера, носит название идеалистический позитивизм. Исходя из наших целей, этот термин легче всего понять, если иметь в виду, что воображаемые конструкты (например, “фикции”), даже находясь в противоречии с реальностью, имеют огромную практическую ценность и необходимы для человеческой жизни. Иначе говоря, в жизни имеет значение не то, что абсолютно верно или может оказаться таковым (да и кто это знает?), а то, что мы считаем абсолютно верным. В том, что касается вопроса о познаваемости - непознаваемости, эта философская доктрина представляется настолько же применимой к психологической науке, насколько и к людям. То есть искать “абсолютную правду” о природе человека нет смысла - психологической науке лучше развивать теоретические концепции (“персонологические фикции”), практические и полезные для людей, пытающихся понять себя и свои жизненные обстоятельства.
Именно это делал Адлер, создавая свою теорию. И если смотреть с этой точки зрения, то адресованность первой книги Адлера “Постижение человеческой природы” широкому кругу читателей может быть и не случайна. таким образом, в кажущейся простоте и прагматизме многих концепций Адлера (что само по себе не противоречит признанию загадочности природы человека) находит свое выражение его убежденность в том, что это - лучшее, что может сделать психологическая наука для описания человека. По словам самого Адлера, его научная теория не ответила и не могла бы ответить на все вопросы: “Должен признать, те, кто находят следы метафизики в индивидуальной психологии, правы… Как ни называть ее - спекуляцией или трансцендентализмом, не существует такой науки, которая не вторгалась бы в сферу метафизики”. Зная его философские взгляды, можно сказать, что Адлер стоял на позиции непознаваемости.
8. Индивидуальная психология А. Адлера
Еще дальше, чем теория Юнга, отстоит от позиции Фрейда индивидуальная психология А. Адлера (1870-1937). Адлер, который в детстве часто и тяжело болел, надеялся, что выбор профессий врача поможет ему и его близким в борьбе с недугами. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач-офтальмолог. Однако вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии.
В 1902 г. Адлер стал одним из первых
четырех членов кружка, образовавшегося
вокруг создателя нового психологического
направления - Фрейда. В 1910 г. по предложению
Фрейда он возглавил Венское психоаналитическое
общество. Однако вскоре Адлер начал развивать
идеи, противоречившие некоторым основным
положениям Фрейда. Когда эти расхождения
обострились, ему было предложено изложить
свои взгляды, что он и сделал в 1911 г., отказавшись
затем от поста президента общества. Спустя
некоторое время он официально оборвал свои
связи с психоанализом, вышел из общества со своими
сторонниками и организовал собственную
группу, получившую название Ассоциация индивидуал
После Первой мировой войны он заинтересовался вопросами образования, основал первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, которая претворила в жизнь его идеи в области образования. Особое значение Адлер придавал занятиям с учителями, так как полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто формирует умы и характеры юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные центры для детей при школах, где дети и их родители могли получить нужный им совет и помощь. К1930 г. только в Вене было 30 таких центров.
В 1935 г. он переехал в США, где продолжал работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Индивидуальная психология Адлера, интерес к которой несколько снизился после его смерти в1937 г., снова оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.
Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, изложенная в книгах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и составляющее целостную систему развития личности.
Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.
В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.
Не менее важна и введенная им идея о творческом «Я». В отличие от Фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, «Я» Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить конкретному человеку создать его собственный, уникальный стиль жизни.
Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».
Идея фиктивного финализма
была заимствована Адлером у известного
немецкого философа Ганса Файгингера,
писавшего, что все люди ориентируются
в жизни посредством конструкций или фикций,
которые организуют и систематизируют реальность, де
Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.
Развивая идею о стиле жизни,
формирующем поведение человека, Адлер
исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует
опыт человека. Стиль жизни тесно связан
с чувством общности, одним из трех врожденных
бессознательных чувств, составляющих
структуру «Я». Чувство общности, или общественный
интерес, представляет собой своеобразный
стержень, который держит всю конструкцию
стиля жизни, определяет ее содержание
и направление. Чувство общности хотя
и является врожденным, но может остаться
неразвитым. Эта неразвитость чувства
общности становится основой асоциального
стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развити