Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:51, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является всестороннее изучение массовых коммуникаций как явления общественной жизни.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие массовых коммуникаций;
- рассмотреть структуру, функции и задачи массовых коммуникаций;
- рассмотреть основные подходы к изучению массовых коммуникаций;
- изучить динамику развития массовых коммуникаций и ее связь с развитием общества.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Массовые коммуникации как явление общественной жизни…………….. 5
1.1 Понятие и сущность массовых коммуникаций……………………………5
1.2 Структура, функции и задачи массовых коммуникаций…………………8
2. Развитие массовых коммуникаций………………………………………….8
2.1 Основные подходы к изучению развития массовых коммуникаций…….9
2.2 Воздействие массовых коммуникаций……………………………………12
2.3 Последствия воздействия массовых коммуникаций…………………….15
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………….19
В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось в трех аспектах – теоретическом, прагматическом и экспериментально-прикладном.
Известные теории построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации.
Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией8:
-функция политического контроля,
-функция опосредованного духовного контроля,
- культурологическая функция.
Особое место занимает теория «информационного общества», в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации. Рассмотрим эти теории вкратце с тем, чтобы выделить теоретические проблемы массовой коммуникации и подходы к их решению.
В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй – идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.
Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой – помогают людям выжить в трудных условиях.
Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно используются марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, поскольку СМК находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются английские социологи Г.Мердок и П.Голдинг. К политико-экономической теории относятся также экономико-социологическую традицию изучения массовой коммуникации и политико-социологическое направление.
Экономико-социологическая традиция изучения массовых коммуникаций (Ж.Веделл, Д.Маккуэйл, Д.Келлнер, Т. Вестергаард, К.Шродер) в процессе реализации социокультурных функций (информирование аудитории о событиях на локальном, национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет цели, связанные с формированием потребительского поведения, стереотипов восприятия экономической реальности и образа жизни, а также рассматривает процессы производства, распределения и потребления продуктов СМК (информации, развлечения и социокультурных образцов) в обществе как нематериальных общественных или частных благ.
Теории «информационного
общества» выделены в отдельную
группу. Основой этих теорий является концепция постиндустриального
общества, разработанная американским
социологом Д. Беллом. Наиболее типичные
постулаты этих теорий сводятся к следующем9:
- информация является главным источником
и средством производства, а также и его
продуктом;
- СМК являются мощным стимулом
для потребления информации и ее оценки,
они также стимулируют коммуникативные
технологии, благодаря чему создаются
вакансии для работы (в США до 50% работающих
так или иначе связаны с процессом подготовки, переработки и распространения
информации);
- изменения в обществе, «революционные
потенции» заложены не в содержании информации,
а в способах и средствах ее передачи и
дальнейшего ее применения (иначе говоря,
не важно что, а важно как).
Рассмотренные выше теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на роль СМИ. В плане прогнозирования одни ученые предсказывают усиление дифференциации власти над СМК, упадок культурного уровня общества, так как культурологическая функция никем не контролируется, и ослабление интеграции общества, поскольку оно будет привязано к своим локальным интересам. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации, так как в этих условиях можно избежать централизованного давления СМК, а интеграция, хотя и сузится, в новых условиях будет более глубокой и устойчивой. Это противопоставление восходит к различию так называемых критических и административных исследований, которое было обосновано американским социологом П.Лазарсфельдом еще в 1941 г.
2.2 Воздействие массовых коммуникаций
Можно говорить о следующих результатах
воздействия на индивидуальное и
массовое сознание: поведенческий эффект,
активация, деактивация, эмоциональный
эффект - влияние на страсти человека,
появление страха и отчуждения, познавательный
эффект, включающий разрешение неопределенности
(посредством массовой коммуникации поставляется
дополнительная информация, позволяющая
составить представление о новых, неоднозначных
явлениях и процессах); формирование установок,
т.е. системы эмоциональных и поведенческих
реакций в отношении объектов внешней
среды (физических, социальных, политических
и др.); задание набора обсуждаемых людьми
тем; распространение новых систем мнений
(идеологических, религиозных, экономических);
уточнение ценностных ориентаций населения.
Социальные институты
и СМИ, взаимодействуя с аудиторией,
формируют у людей
Массовые коммуникации оказывают формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы (схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе). Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т. п. Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности). Существование стереотипов также может влиять на формирование общественного мнения.
Влияние массовых коммуникаций на политические процессы также многосторонне: это и вклад в политическую социализацию, и место в предвыборной борьбе, и роль в оценке деятельности политических лидеров и структур.
СМИ делают претендентов известными, формируют их определенный образ в глазах населения, воздействуя на итоги голосования. Влияние СМИ на избирателей осуществляется не только в период проведения предвыборной кампании, но и задолго до ее официального начала посредством формирования у населения определенной схемы политической реальности.
В течение последних 10-20
лет ХХ столетия отмечалась тенденция,
свидетельствующая о
Массовая коммуникация является важным источником политической социализации (процесса усвоения знаний, установок, ценностей и форм участия в сфере политики). Наиболее значимыми в данном отношении являются программы новостей. Именно посредством СМИ зрители и слушатели, особенно молодые, получают наибольшее количество информации, касающейся политики. Интерес к политической массовой коммуникации тесно связан с политической информированностью и активным обсуждением политических тем и родителями, и сверстниками. Вместе с тем воздействие массовой коммуникации более выражено относительно политических фактов и оценок, чем реального политического поведения людей (форм участия, голосования).
2.3 Последствия воздействия массовых коммуникаций
Наиболее распространенным подходом к исследованию массовых коммуникаций является изучение последствий воздействия массовой коммуникации. Беспокойство широкой общественности в отношении СМИ связано в основном именно с этими последствиями, характер которых может принимать различные формы.
Наиболее упрощенной формой модели влияния является теория унифицированных последствий (theory of uniform effects). Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаковым образом, и последние вызывают у них интенсивные и очень схожие реакции. То есть сообщения СМИ – это некое средство, пронизывающее сознание населения.
Безусловно, CMИ могут оказывать значительное влияние на общество, но что это влияние проявляется лишь в определенных условиях и принимает менее драматичную форму, чем та, о которой говорят наиболее громогласные критики. Люди воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других. К примеру, даже если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего лишь на 0,1 % зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 миллионов человек, то это влияние распространится на 4 тысячи зрителей.
Определяя последствия
воздействия СМИ, мы должны также
постоянно помнить о совокупном
(кумулятивном) эффекте. Большинство
сообщений или образов, появляющихся
в СМИ, мы видим или слышим десятки,
если не сотни и тысячи раз. Хотя такое продолжительное
воздействие трудно имитировать в лабораторных
условиях и проконтролировать в ходе полевых
экспериментов, имеются методы, позволяющие
его исследовать.
Заключение
Структура массовых коммуникаций в современном обществе представляет собой сложную систему, соединяющую индивидов и технические средства массовой коммуникации. Данная система выполняет ряд важнейших социально значимых функций, среди которых выделяются интеграция и поступательное развитие современной цивилизации.
Развитие массовых коммуникаций и их средств происходит в тесном переплетении с развитием человеческой цивилизации.
Массовые коммуникации
оказывают формирующее и
Влияние массовой коммуникации на политические процессы также многосторонне: это и ее вклад в политическую социализацию, и ее место в предвыборной борьбе, и роль в оценке деятельности политических лидеров и структур.
Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата к предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности.
Воздействует массовая коммуникация и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни.
Такого рода воздействие осуществляется следующим образом: некоторые индивиды, сознавая, что их мнение совпадает с мнением большинства, высказывают его, в то время как другие лица, имеющие отличную от общепринятой позицию, оставляют ее при себе. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса. Такого рода «спираль умолчания», по-видимому, вызывается страхом изоляции. Согласие с общепринятым - не только способ быть на стороне «победившей стороны», но и попытка избежать изоляции от группы. Угроза критики - значимый фактор для «умалчивающих» людей (запускающих спираль умолчания). Массовая коммуникация играет важную роль в «спирали умолчания». С ее помощью люди узнают, какие мнения популярны в обществе, а какие - нет.В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены многочисленные теории. Наиболее популярны из них теория использования и удовлетворения и теория зависимости. В первой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Он осуществляет отбор сообщений СМИ для того, чтобы удовлетворять некоторые свои потребности. Таким образом, аудитория СМИ активна и целеустремленна, а человек - инициатор выбора сообщения - хорошо осведомлен о своих желаниях и потребностях. Он, зная собственные потребности, ищет различные способы их удовлетворения, одним из которых и являются СМИ: они как бы вступают в спор с другими источниками удовлетворения потребностей.
Список использованной литературы
1.Богомолова Н.Н. Массовая
коммуникация и общение.
2. Бабосов Е.М. Общая социология. [Текст]:
/ Е.М. Бабосов. – Минск: Высшая школа, 2004.
– 360с.
3. Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. [Текст]: / М.П.Бочаров, А.Н Чуников. - М.: Дело, 2003. – 420с.
4. Васильев Г.А. Поведение потребителей:
учебное пособие для вузов [Текст]: / Г.
А. Васильев. – М.: Вузовский учебник, 2008.
– 237с.
5. Емельянов С. М. Теория и практика связей
с общественностью: вводный курс: учебное
пособие для вузов [Текст]: / С. Емельянов.
– СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
6. Музыкант В. Л. Формирование брэнда средствами
PR и рекламы: учебное пособие /[Текст]:
В. Л. Музыкант. – 2-е изд., с изм.–М.: Экономистъ,
2006. – 606 с.
8. Назаров М. М. Массовая коммуникация
в современном мире: методология анализа
и практика исследований. [Текст]: / М.М.
Назаров. – изд. 4-е, стереотип. – М.: УРСС,
2008 – 239 с.
Информация о работе Теория массовой коммуникации: объект, предмет, проблематика