Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:36, доклад
Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности: 1917 - 1936 гг. - личность как профиль психологических черт; 1936 - 1950 гг. - личность как опыт человека; 1950 - 1962 гг. - личность как темперамент и возраст; 1962 - 1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.
Другой известный советский психолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени.
Введение
1. Содержание концепции В.Н. Мясищева
2. Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева
Заключение
Список литературы
Таким образом, анализ жизни и деятельности В.Н. Мясищева и его школы показывает плодотворное влияние, которое он оказал на развитие отечественной медицинской (клинической) психологии и психотерапии. Это влияние сказывается в настоящем и, можно полагать, будет сказываться в будущем.И настоящее, и будущее будут испытывать "теорию отношений", концепцию этиопатогенеза неврозов и систему патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева в конкурентных взаимоотношениях с другими теориями личности и методами психотерапии.
КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ МЯСИЩЕВА
Анализируя взгляды В. Н. Мясищева на личность следует подчеркнуть, по меньшей мере, два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.
Первое из них в том,
что он стал первым, кто в открытой
форме поставил вопрос о структуре
личности. «Структурная характеристика
освещает нам человека со стороны
его целостности или
Второе положение – это развитие и углубление традиции, идущей от А. Ф. Лазурского. Развивая его идеи об отношении личности В. Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение.
Отношения – сознательно
- избирательная, построенная на опыте,
психологическая связь с
Действительно, с момента
рождения человек вынужден вступать
именно в общественные отношения (сначала
с матерью – непосредственно-
Структура отношения. В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения.
Эмоциональный компонент отражает переживание отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности и личности. Во многом определяется сознательным регулированием проявления темперамента и характера. Способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.
Познавательный (оценочный) компонент включает отношение к миру как к объекту познания, его оценку и осмысление. Тесно связан со склонностями и способностями человека, определяющими те виды деятельности, которые человек предпочитает. Сспособствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.
Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе. В поведении сказывается сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом. Высшие уровни регулирования поведения связаны с работой самосознания личности.
Виды отношений. Прежде всего они разделяются на положительные и отрицательные как с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок.
Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание на способ достижения этого предмета.
Эмоциональная сторона отношения выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств – неприязни, вражды, антипатии.
Познавательная или оценочная сторона проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.
Также различаются следующие виды отношений:
1) По цели отношений:
потребности
мотивы
эмоциональные отношения
интересы
оценки
убеждения, направленность – доминирующее
отношение, подчиняющее себе другие и
определяющие жизненный путь человека
2) По направленности:
О развитии отношений. Если личность это система ее отношений, то процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений. В. Н. Мясищев указывает, что первоначальный период возрастающей избирательности поведения человека характеризуется предотношением, в котором отсутствует элемент сознательности. Нечто, что человек не осознает, побуждает его к деятельности (неосознаваемая мотивация поведения).
В дальнейшем у 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.
В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.
В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.
Отношение и установка. Необходимость сопоставления между собой этих психологических понятий обусловлена тем, что каждая из них претендовала на роль всеобъемлющей психологической категории. Неудивительно поэтому проведение специального симпозиума в 1970г. , посвященного уточнению роли и места установки и отношения в медицинской психологии.
И отношения, и установки
В. Н. Мясищев рассматривает в
качестве интегральных психических
образований, которые возникают
в процессе индивидуального опыта.
Установка бессознательна и потому
она безлична, а отношение сознательно,
«хотя, как подчеркивает В. Н. Мясищев,
мотивы или источники его могут
не осознаваться». Другое отличие отношения
от установки заключается в том,
отношение характеризуется
Таким образом, отношения
и установки это отличные друг
от друга психические образования.
Поскольку понятие отношения
несводимо к другим психологическим
категориям (установке, потребностям,
мотивам, интересам и т.д.) и не
разложимо на другие, оно представляет
самостоятельный класс
Мясищев различает 4 уровня личностной структуры:
1) Доминирующие отношения
– уровень желаний
2) Психологический уровень – уровень
достижений
3) Динамика реакций личности – уровень
темперамента
4) Соотношения свойств личности – уровень
характера
Концепция отношений В.Н. Мясищева
и теория психической адаптации личности
В статье рассмотрены
научно-методические основания для
разработки новых теоретических
подходов исследований в клинической
(медицинской) психологии с использованием
отечественных
Ключевые слова: концепция отношений личности В.Н. Мясищева, теория психической адаптации, медицинская психология.
Вместо предисловия
Развитие теории современной
клинической (медицинской) психологии
связано необходимостью адекватного
использования научных
Отметим, что все вышеизложенные обстоятельства в полной мере относятся и к проблеме разработки современной психологически обоснованной теории психической адаптации личности, поскольку Государственным образовательным стандартом по специальности «Клиническая психология» определено, что объектом клинической психологии определен «человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием», а вся деятельность клинического психолога должна быть направлена «на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека…». В опубликованных в последние десятилетия результатах научных исследований в этой области достаточно подробно описывается этипатогенетические факторы нарушения психической адаптации человека и обширная (в основном психопатологическая) феноменология проявлений психической дезадаптации. Однако, за редчайшим исключением, все эти исследования не опираются какую-либо основополагающую общепсихологическую концепцию личности. Представляется, что не утратило актуальности замечание В.Н. Мясищева о недостаточной связи клиники и научной психологии: «в медицине, в том числе и в психоневрологии… клиническая патология почти не связана с научной теорией личности» (Мясищев, 1995, с. 55). В связи с этим возникает необходимость дальнейшего развития психологической науки и практики, в том числе и дальнейшего развития теоретических положений учения о личности как системе отношений. Об этом говорил и сам В.Н. Мясищев: «…одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений, в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности, в области отношений» (Основные проблемы…, 1960, с. 20).
Рассматривая проблему соотнесенности теории и практики в контексте учения о психических особенностях и о характере, В.Н. Мясищев отмечал опасность любой диспропорции между практической значимостью и недостаточной зрелостью соответствующего раздела психологии, вел речь о «практической необходимости дальнейшей разработки» соответствующего раздела науки. В то же время развитие теории может происходить только при наличии определенных условий: «… трудность заключается в том, что между остротой практической необходимости и теоретическими возможностями научного ответа на них существует огромный разрыв. Решение проблемы возникает тогда, когда созревают для этого соответствующие предпосылки» (Мясищев, 1995, с. 226).
Представляется, что современный
этап развития отечественной психологии
и клинико-психологической
Современное прочтение и анализ основных положений разработанной В.Н. Мясищевым концепции отношений человека позволил Л.И. Вассерману, Б.В. Иовлеву и Э.Б. Карповой выдвинуть убедительные, с нашей точки зрения, аргументы в пользу выбора этой концепции в качестве общепсихологической теоретической основы научных исследований в медицинской психологии (Вассерман и соавт., 2004, с. 3–8).
Представляется, что основные
точки зрения и выводы авторов
вполне могут быть применены и
при решении проблемы адекватного
научного исследования психической
адаптации личности с позиций
теорий общей и медицинской
Теория отношений человека,
как и всякое общепсихологическое
построение высокого уровня обобщенности,
обладает большим адаптационным
потенциалом. Внимательное современное
прочтение концепции В.Н.
Поэтому Л.И. Вассерман с соавт. (2004) считают, что при современном прочтении материалов первоисточников с целью «внимательного, ориентированного на творческое развитие отношения [к ним – М. Б.]» любое «изложение общих основ концепции отношений…целесообразно проводить с максимально возможным использованием авторских текстов». С другой стороны, все смысловое богатство, заложенное в трудах В.Н. Мясищева, может быть раскрыто не только при «буквальном их прочтении», но и при дополнении «авторского текста интерпретациями, …учитывающими весь исторический контекст генеза концепции личности». В то же время эти интерпретации не должны быть направлены на «модернизацию [этих концепций] в соответствии с новыми социальными требованиями». Безусловно, при материализации «развертывающегося и неограниченного во времени множества смысловых построений» от исследователя требуется весьма «бережная интерпретация» и щепетильное отношение к «первичному генетическому материалу» концепции, чтобы при неизбежной попытке происходящего при этом системного переизложения ее положений и интерпретации первоисточника не произошло подмены сущности этой теории. При этом нельзя не согласиться с мнением вышеназванных авторов о том, что любой «выбор фрагментов из текстов В.Н. Мясищева, их упорядоченное изложение и интерпретация, как и всякий выбор, упорядочивание и интерпретация, содержит эффект субъективной авторской проекции современного понимания проблем медицинской психологии» (Мясищев, 1995, с. 4–8).