Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:36, доклад
Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности: 1917 - 1936 гг. - личность как профиль психологических черт; 1936 - 1950 гг. - личность как опыт человека; 1950 - 1962 гг. - личность как темперамент и возраст; 1962 - 1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.
Другой известный советский психолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени.
Введение
1. Содержание концепции В.Н. Мясищева
2. Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева
Заключение
Список литературы
Применение положений концепции отношений человека В.Н. Мясищева (с изложенными выше ограничениями) с целью разработки теории психической адаптации может осуществляться путем использования основных психологических понятий в качестве необходимых теоретических «первоэлементов», составляющих разные планы психологических феноменов, структурно и иерархически организованных специфическим образом в общей теории психической адаптации личности. Возможность (и необходимость) проведения соотношения общепсихологических категорий с основными понятиями теории отношений предусматривалась и самим В.Н. Мясищевым: «Рассмотренные … интегральные понятия [свойств личности и характера – М. Б.], таким образом, имеют существенное значение…, но они получают уточнение, и в этом уточнении существенное место занимают их различные связи с понятием отношений» (Мясищев, 1995, с. 350).
Основные психологические понятия
в общей теории психической адаптации,
рассматриваемой с позиций концепции
отношений личности В.Н. Мясищева
Научный психологический
анализ проблемы психической адаптации
с позиции концепции отношений
личности требуют рассмотрения феноменологии
психической адаптации в
К числу сторон личности, которые по сути своей могут раскрыться только на протяжении длительного периода времени В.Н. Мясищев относит «степень и форму приспособляемости к новым условиям» (Мясищев, 1995, с. 258)
Центральным элементом системной модели (и в определенном смысле триггерным, запускающим процессы психической адаптации личности и определяющим возможность ее успешного или неуспешного протекания) является особенности личностно-средового взаимодействия. Понимание адаптации прежде всего как «приспособления» (этимологически связанное с ее латинском корнемаdaptatio), приводит к некоторому усредненному варианту ее определения типа «совокупности реакций живой системы, поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды». Не рассматривая далее собственно терминологическую проблему, отметим, что рассмотрение (научный психологический анализ) проблемы психической адаптации должно основываться на очевидности факта динамичного изменения среды и ее изменяющего влияния на субъекта, процесса взаимодействия субъекта и среды, а также собственно приспособления человека к изменяющимся условиям. При этом В.Н. Мясищев считал, что необходимо переводить психологические исследования «от учета действия изолированных раздражителей к изучению предметного воздействия и роли ситуации в целом» (Мясищев, 1995, с. 98). Вместе с тем, остается верным основное положение научного психологического анализа: «Психическая жизнь человека представляет целое, в котором научный анализ выделяет отдельные стороны, аспекты рассмотрения» (Основные проблемы…, 1960, с. 17), вплоть до дробления на «бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности» каждое из которых при этом все же всегда остается личностным. (Мясищев, 1995, с. 48). Таким образом, любое аналитическое членение как прием научного поиска все же позволяет получить целостное знание о сугубо личностном при условии использования системных принципов организации исследования.
Именно такими представляются
некоторые подходы к
Признание центрального места
личностно-средового
Однако, по нашему мнению, целый
ряд положений концепции
При психологическом анализе личности в контексте отражения ее психологических связей и взаимоотношений с окружающей действительностью понятие взаимодействия (и личностно-средового взаимодействия, в частности) В.Н. Мясищевым прямо связывается с категорией отношения. Возникает вопрос лишь в характере такой связи: «является ли взаимодействие лишь процессуальным выражением отношения как потенциального, или, наоборот, отношение является потенциальным эквивалентом процессов взаимодействия?» (Мясищев, 1995, с. 164). Не вдаваясь в конкретизацию характера этой связи, отметим, что феномен личностно-средового взаимодействия можно небезосновательно рассматривать как своеобразную мета-модель Отношения (единой связи Субъекта с Объектом-Миром). При этом различные аспекты «единого предметного отношения» (в понимании В.Н. Мясищева) определяются «многосторонней возможной реакцией человека и многосторонностью объектов», что фактически отражает многомерный характер психической адаптации (Мясищев, 1995, с. 18). Этот многомерный характер определяется не только детерминационной множественностью средовых воздействий (в т.ч. и негативных, травмирующих), но и личностно-опосредованной специфичностью реакции человека на эти воздействия: «Известно, что психические травмы … не всегда влекут за собой невроз. Это зависит от особенностей отношений личности и способов переработки ею событий, впечатлений и трудностей» (Мясищев, 1995, с. 63). Поэтому при разработке теории психической адаптации требуется многомерный системный научный анализ факторов и условий, формирующих дезадаптирующие средовые воздействия, а так же особенностей личности и всей системы ее отношений (детерминистская система вида «много-многозначные связи»).
Однако в целях научного
анализа проблемы требуется не только
«вычленение основных составляющих
компонентов» целого с последующей
дефектностью в «знании закономерностей
соотношения вычлененных
Таким образом, в научном
исследовании требуется сведения всего
многообразия отношений личности с
окружающей действительностью к
определенным системно взаимосвязанным
группам. В этом плане методологически
важным представляется следующий вывод
В.Н. Мясищева «Отношения связывают человека
со всеми сторонами действительности,
но при всем их многообразии можно установить
три ее основные категории: 1) явления природы
или мир вещей, 2) люди и общественные явления,
3) сам субъект-личность» (Мясищев, 1995, с. 208).
Этот вывод позволяет рассматривать личностно-средовое
взаимодействие, во-первых, как отношения личности
со средой (в буквальном понимании
этого термина, или отношения уровня Я – Среда),
во-вторых, как межличностные отношения (отношения
уровня Я – Другой), и, в-третьих,
как внутриличностные (
Рассматривая социальное и трудовое поведение, закрепившееся при педагогически правильно сформировавшихся отношениях, В.Н. Мясищев отмечает, что вся сложнейшая картина сочетаний и борьбы созревающих витальных, укрепляющихся и распадающихся конкретно-личностных отношений регулируется в норме моральными и юридическими требованиями (т.е. фактически – социальными требованиями среды, – М. Б.). Такого рода требования определяются как «система обязательных, общественно регулируемых и контролируемых требований» и являются фактически «идейными регуляторами поведения». Такой аспект представления о характере требований среды предполагает рассматривать этот уровень адаптации личности как социально-психологическую адаптацию. При этом проблема особенностей личности, ее поведения в своем коллективе и взаимодействия с членами другого коллектива, влияние коллектива на формирование особенностей личности отнесено В.Н. Мясищевым к сфере компетенции индивидуальной психологии (или персонологии), а не социальной психологии.
Особое внимание при анализе особенностей личности наибольшее значение для человека, по мнению В.Н. Мясищева, приобретают прежде всего межличностные отношения «самое главное и определяющее личность – ее отношения к людям, являющиеся одновременно и взаимоотношениями» (Мясищев, 1995, с. 48), и внутриличностные отношения, а так же их взаимосвязанность: «отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему. Поэтому для типологии характеров первостепенное значение имеют особенности взаимоотношения с людьми» (Мясищев, 1995, с. 208).
В отношении понимания
этиопатогенетических механизмов психической
адаптации в норме и при ее нарушениях
представляется важным характер оценки
особенностей личностно-средового взаимодействия.
Очевидно, что стабильность, неизменность
характеристик такого взаимодействия
свидетельствует об определенном балансе
в системах «Я – Среда (Другой, «иное» Я)»,
фактически – об адаптации субъекта к
стабилизированным требованиям Среды
(положение, которое в физиологии определяется
как «гомеостатическое равновесие»). В
случае изменений среды и адекватного
им изменения системы личностно-средового
взаимодействия дисбалансированные системные
связи либо вновь приводят к состоянию
гомеостатического равновесия за счет
действия адаптационных механизмов соответствующего
типа, либо формируется новый вариант
сбалансированной системы «Личность –
Среда», в том числе и за счет действия
приспособительных механизмов. Но и в
том, и в другом случае достижение адаптации
становится возможным лишь в том случае,
если противоречия между требованиями
среды и ресурсами личности представляются
принципиально (т.е. объективно и / или субъективно)
разрешимыми. При таком варианте исхода
нарушенного личностно-средового взаимодействия
возникает лишь вопрос его «цены» – какими
ресурсными затратами обеспечивается
такое приспособление. При этом очевидно,
что взаимоотношения в системе «личность
– среда» имеют характер динамического
взаимодействия. Наиболее показательной
характеристикой такого варианта нарушенного
личностно-средового взаимодействия является
рассогласование интересов личности и
среды, ибо только при разнонаправленности
(дискордантности) требований среды и
потенциала личности (как частный вариант
– столкновение целей, действий, потребностей
и т.п.) формируется фактически конфликтный
вариант развития реагирования субъекта (буквально,
от лат. conflictus –столкновение)
Очевидно и то, что при
нарушении личностно-средового
В теоретическом плане представляется важным, что выделение приведенных выше планов психологического исследования позволяет рассматривать употребляемую В.Н. Мясищевым дефиницию «внутриличностное противоречие» как один из вариантов конфликтного личностно-средового взаимодействия – «внутриличностный (интрапсихический) конфликт», (наряду с упоминаемыми выше конструкциями «личностно-средовой конфликт», «межличностный конфликт»). При таком прочтении очевидна и терминологическая близость этого употребляемого В.Н. Мясищевым понятия с принятыми в психоанализе категориями бессознательного и психодинамического конфликта, о чем уже отмечалось в некоторых исследованиях (Вассерман и соавт., 2004, с. 22).
Разумеется, разрешение противоречий,
неизбежно возникающих при