Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:20, контрольная работа
Среди психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает особое место, так как в ней содержится глубокий анализ собственно психологических свойств человеческого действия. П.Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и понятий с заданными свойствами в начале 50-х годов. Первое упоминание об этой гипотезе было сделано в его выступлении в 1952 г. в прениях на совещании по вопросам перестройки психологической науки.
На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (то есть постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.
Развитие мышления ребенка оказывает влияние не только на одновременное развитие его речи, но и обусловливает развитие других психических познавательных процессов, в том числе и развитие представления.
Гальперин писал: “Психологическая
эволюция идет от развернутого внешнего
действия с частными объектами к
максимально обобщенному, сокращенному
и автоматизированному
К концу 60-х схема образования
умственных действий превратилась в
развитую теорию происхождения конкретных
психических процессов и
К первичным параметрам умственных
действий Гальперин относит несколько
другие характеристики: уровень выполнения,
полноту звеньев, дифференцировку,
темп и ритм действия. Представляет
интерес выделение “
Наиболее интересны, но в
то же время наименее изучены представления
о параметрах умственных действий,
развитые Гальпериным в 70-80-е гг.
Известно, что он готовил второе
издание книги “Введение в
психологию”, которое должно было стать
итогом всей его жизни. При заполнении
анкет на вопрос о роде деятельности
Петр Яковлевич неизменно отвечал:
общая психология. И будущая книга
должна была называться “Общие основы
психологии”. Однако в рукописи этой
книги в обобщенном виде излагаются
как его общетеоретические
«Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».
Поэтапное формирование умственных действий и понятий заключается в том, что в процессе обучения формирования новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования приема проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых заданий и умений происходит гораздо легче, скорее и становится допустимым в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.
гальперин психолог теория умственный действие
Информация о работе Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий