Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

Среди психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает особое место, так как в ней содержится глубокий анализ собственно психологических свойств человеческого действия. П.Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и понятий с заданными свойствами в начале 50-х годов. Первое упоминание об этой гипотезе было сделано в его выступлении в 1952 г. в прениях на совещании по вопросам перестройки психологической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 25.67 Кб (Скачать файл)

На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим  уходом выполнения данного действия из сферы сознания (то есть постоянного  контроля над его выполнением) в  сферу интеллектуальных умений и  навыков.

Развитие мышления ребенка  оказывает влияние не только на одновременное  развитие его речи, но и обусловливает  развитие других психических познавательных процессов, в том числе и развитие представления.

Гальперин писал: “Психологическая эволюция идет от развернутого внешнего действия с частными объектами к  максимально обобщенному, сокращенному и автоматизированному действию, которое выполняется в идеальном  плане и с понятиями, как с  новыми объектами”. Вместе с тем  он отмечал, что приведенная последовательность развития действия является “идеальной конструкцией”, в которой отмечается не фактическое формирование действия, а лишь то, что должно оказаться  наличным в полноценном действии.

К концу 60-х схема образования  умственных действий превратилась в  развитую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений, подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиями (Л.И. Айдарова, Г.А. Буткин, М.Б. Волович, И.А. Володар-ская, Л.С. Георгиев, М.М. Гохлернер, А.Н. Ждан, И.П. Калошина, Л.Ф. Обухова, Н.С. Пантина, А.И. Подольский, З.А. Решетова, Н.Г. Салмина, В.П. Сохина, Н.Ф. Талызина, Х.М. Тепленькая и др.). Это было отражено в диссертационной  работе П.Я. Гальперина “Основные результаты исследования по проблеме “формирование  умственных действий и понятий. Теория П.Я. Гальперина позволила по-новому подойти к проблеме творчества и  к проблеме развивающего обучения. Предложенный Гальпериным подход успешно  прошел испытание при исследовании перцептивных видов деятельности, а  также при формировании различных  профессионально-производственных умений. Результаты этих исследований не только экспериментально подтвердили корректность выдвинутой П.Я. Гальпериным начальной  схемы перехода внешних материальных действий во внутренние, идеальные, но и существенно дополнили первоначальное представление об этом процессе. Первоначальная схема образования умственных действий превратилась в развитую теорию происхождения  конкретных психических процессов  и явлений. Таким образом, 60-70-е  оказались весьма плодотворными  для Гальперина и его учеников. Развивалась теория, а вместе с  ней и представления о параметрах умственных действий.

К первичным параметрам умственных действий Гальперин относит несколько  другие характеристики: уровень выполнения, полноту звеньев, дифференцировку, темп и ритм действия. Представляет интерес выделение “дифференцировки”, поскольку ранее Гальперин использовал  термин “обобщение”. Обращает на себя внимание факт ее связывания с “пере-ключением”: по мнению автора, дифференцировка  создает предпосылки для легкого  переключения на разные типы материала, а в последующем и на другие действия. Синонимом переключения (или  переключаемости) для Гальперина является гибкость. В работах П.Я. Гальперина 60-х гг. встречается определение  разумности как гибкости. Следовательно, в данном случае можно сказать, что дифференцировка – условие образования разумного действия. Гибкости автор отводит большую роль. В архивных материалах П.Я. Гальперина начала 70-х были обнаружены весьма интересные его рассуждения об освоении действия. Как известно, выделение освоения действия в качестве первичного параметра позже подвергалось критике. И Гальперин еще в 1966 г. писал: “Последний, четвертый, параметр действия – его освоение (в любой форме и разновидности, которые получаются из сочетания разных показателей предыдущих параметров)”. Обращаясь к физическому действию, Гальперин определял освоение как расхождение между имеющимися исполнительной и ориентировочной частями действия на одном и том же уровне. Исполнительная часть остается (хотя и меняется по другим параметрам) на том же уровне, а ориентировочная стихийно или планомерно изменяется: это главным образом забегание вперед и образование высших единиц и перекодирование с перцептивного контроля на контроль по согласованию/рассогласованию (иначе говоря, мышечный контроль).  К концу 60-х – началу 70-х относятся и рассуждения об автоматизации как наивысшей степени освоения, которая, по мнению Гальперина, обязательно предполагает сокращение: распознавания ситуации до узнавания, выбора действия до узнавания задач “по типу”, контроля за исполнением до чувства (согласование/рассогласование).

Наиболее интересны, но в  то же время наименее изучены представления  о параметрах умственных действий, развитые Гальпериным в 70-80-е гг. Известно, что он готовил второе издание книги “Введение в  психологию”, которое должно было стать  итогом всей его жизни. При заполнении анкет на вопрос о роде деятельности Петр Яковлевич неизменно отвечал: общая психология. И будущая книга  должна была называться “Общие основы психологии”. Однако в рукописи этой книги в обобщенном виде излагаются как его общетеоретические взгляды, так и представления о конкретных механизмах формирования умственных действий.

«Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той  последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы  обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило  и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены  наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить  правила вслух. На следующем этапе  предполагается произнесение правил про  себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося  их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и  погруженном виде».

Поэтапное формирование умственных действий и понятий заключается в том, что в процессе обучения формирования новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования приема проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых заданий и умений происходит гораздо легче, скорее и становится допустимым в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.

 

гальперин психолог теория умственный действие

 


Информация о работе Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий