Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:47, контрольная работа

Краткое описание

Если у клиента отсутствует мотивация, мы обычно обнаруживаем, что направившие его люди решают, таким образом, свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах и социально-психологических центрах. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, когда берет на себя ответственность за решение своих проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. В консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Цели психологического консультирования…………………………………..4
2. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог клиент………..8
2.1. По характеру запроса среди клиентов можно выделить следующие типы………………………………………………………………………………..8
2.2. По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы……………………………………...……...11
2.3По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы……………………………………………………...12
2.4 Влияние пола клиента на процесс консультирования…………………….13
2.5 Влияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования………………………………………………………………..14
3. Позиции психолога-консультанта в консультативном диалоге в зависимости от типа клиента……………………………………………………16
4. Трудные клиенты и работа с ними…………………………………………..18
5. Работа психолога-консультанта с клиентом, склонным к критике………..22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

8 Абдалина- типы клиентов.docx

— 46.90 Кб (Скачать файл)

 

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" В Г.ВОРОНЕЖЕ

 

 

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Основы индивидуального психологического консультирования"

 

Вариант №16

На тему: «Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса 5 группы з/о

специальности социальная работа

Небренчина Елена Владимировна

 

 

Проверила:

Проф. Л.В. Абдалина

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

 

1. Цели психологического  консультирования…………………………………..4

2. Типы клиентов и особенности  взаимоотношений психолог клиент………..8

2.1. По характеру запроса среди клиентов можно выделить следующие типы………………………………………………………………………………..8

2.2. По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы……………………………………...……...11

2.3 По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы……………………………………………………...12

2.4 Влияние пола клиента  на процесс консультирования…………………….13

2.5 Влияние особенностей  телосложения клиента на процесс  консультирования………………………………………………………………..14

3. Позиции психолога-консультанта  в консультативном диалоге в  зависимости от типа клиента……………………………………………………16

4. Трудные клиенты и  работа с ними…………………………………………..18

5. Работа психолога-консультанта  с клиентом, склонным к критике………..22

Заключение………………………………………………………………………24

Литература……………………………………………………………………….26

 

 

 

 

Введение

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической  практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ  на потребности людей, не имеющих  клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому  в психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Когда человек ищет психологической  помощи, он обычно надеется, что в  его жизни возможны положительные  перемены. Однако иногда люди попадают к консультанту не по своей воле и отвергают роль клиента, навязываемую другими лицами. В консультировании акцентируется ответственность  клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах  принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение  клиента.

Если у клиента отсутствует  мотивация, мы обычно обнаруживаем, что  направившие его люди решают, таким образом, свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах и социально-психологических центрах. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, когда берет на себя ответственность за решение своих проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

  В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. В консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

 

1. Цели психологического  консультирования

Спектр проблем поистине широк:

- трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения),

- неустроенность личной жизни и неурядицы в семье,

- плохая успеваемость в школе,

- недостаток уверенности в себе и самоуважения,

- мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и - поддержании межличностных отношений и т. п.

С другой стороны, психологическое  консультирование, как молодая область  психологической практики, пока еще  не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые  разнообразные проблемы.

В консультировании акцентируется  ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный  индивид способен в соответствующих  обстоятельствах принимать самостоятельные  решения, а консультант создает  условия, которые поощряют волевое  поведение клиента.

Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт Роджерс выделил  три основных принципа этого направления:

-каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

-каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

-каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, определения  психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и  клиента в частности. Консультант  принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым  признается и уважается право  свободного выбора, самоопределения, право  жить собственной жизнью. Тем более  важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять  ответственность на себя и правильно  решать свои проблемы.

Вопрос определения целей  консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической  помощью, и теоретической ориентации самого консультанта.

Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani, несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

- Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

- Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

- Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.

Существует множество  дел, которым можно научиться  во время консультирования:

- самостоятельные поступки,

- распределение времени и энергии,

- оценка последствий риска,

- исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений,

- оценка свойств своей личности,

- преодоление эмоциональных стрессов,

- понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.

Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у  многих вызывает трудности из-за низкого  уровня их самоуважения или недостаточных  социальных навыков.

Будь то семейные конфликты  взрослых или проблемы взаимоотношения  детей, следует улучшать качество жизни  клиентов посредством обучения лучшему  построению межличностных отношений.

По мнению Blocher, в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент - свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели.

Если мы информируем клиента  о продолжительности бесед и  вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности  и ограничения консультирования.

Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу  окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования - помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типы клиентов  и особенности взаимоотношений  психолог клиент

Эту проблему рассматривали  многие авторы. Н.Н. Обозов позволяет  выделить 5 оснований для классификации  клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:

- по характеру запроса на психологическую помощь;

- по особенностям восприятия психических явлений;

- по способу работы со своими проблемами;

- в зависимости от пола клиента;

- в зависимости от особенностей телосложения клиента

Рассмотрим теперь эти  основания более подробно.

2.1 По характеру  запроса среди клиентов можно  выделить следующие типы

1. Не уверенный в себе  клиент. Много размышляет над  ситуацией, много взвешивает, но  никак не может принять решение,  избавиться от сомнений. Цель  обращения к психологу -снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений - сложный процесс, они не уверены в себе. С точки зрения Н.Н. Обозова, психолог-консультант, работая с таким клиентом, должен быть максимально собранным, четким, даже категоричным в высказываниях и поведении. Он должен создать полюс уверенности в решаемых вопросах. Убедительность и достоверность высказываемых психологом соображений должна естественно «перевесить одну из чаш, весов», на которые давят сомнения.

2. Уверенный в себе  клиент. Обращается для подтверждения  правильности своего уже готового  понимания затруднительного положения.  От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Возникает вопрос: если этот человек столь уверен в себе, зачем он тогда вообще обращается к психологу? Ответ может быть такой: несмотря на то что этот человек уверен в себе и не раз уже самостоятельно принимал жизненные решения, в последнее время он все более на подсознательном уровне ощущает, что что-то идет не так. Его деятельность не столь успешна, сколь могла бы быть. Его подсознание побуждает его к тому, чтобы обратиться за помощью. Но его гордое сознание отказывается это принимать. Обращение к психологу и характер запроса отражают сложившийся компромисс между сторонами внутреннего конфликта. По отношению к такому клиенту психологу-консультанту следует принять на себя роль ведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобраться в ситуации. Следует детально обсудить и разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент. Необходимо поставить перед клиентом вопрос о вероятностях возникновения тех или иных желательных и нежелательных вариантов развития ситуации. Таким образом, мы будем способствовать конструктивному разрешению внутреннего конфликта у клиента и не вызывать реакцию психологической защиты, отторжения.

3. Клиент все знающий  и доверяющий только себе. Клиент  этого типа все подвергает  сомнению, противоречив, но при этом  убежден в своей правоте. Неглуп, но проблема в характере. Склонен запускать свои проблемы. Таким людям в силу их резонерских особенностей нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка найти собеседника зачастую приводит их в консультацию. Доброжелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благоприятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались ранее, отступает на второй план. Это создает предпосылки для конструктивной дальнейшей работы.

4. Клиент с потребностью  выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину». В отличие от предыдущего типа  клиентов, проблема здесь уже  не в характере. Очень часто  это люди с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и  страдающие вследствие своей  доброты. Советы по отношению  к таким людям не обязательны,  они могут даже оттолкнуть  их, испугать тем, что с ними  не просто говорят, как с  людьми, а начинают «оказывать  им психологическую помощь». Переходить  к оказанию этой помощи можно  только в случае специального  запроса. Главное, в чем нуждаются  клиенты подобного типа, -- любовь, принятие, сочувствие. Но главное -- слушание. Это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору, и психологу-консультанту, естественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Нельзя утверждать, что этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать. При консультировании на телефоне доверия в эту группу попадают многочисленные инвалиды -- люди, которые подчас годами не могут покинуть свою комнату. Общение с ними может быть очень интересным и обогатить психолога-консультанта. Они имеют уникальную возможность много читать, следить за различного рода информацией, поступающей по каналам радио, телевидения, чего большинство людей, вынужденных зарабатывать, лишены. Они с готовностью откликаются на просьбы консультанта отслеживать для него необходимую информацию.

 

 

2.2 По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы

1. Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный  клиент. Стремится к точному знанию  информации о себе и окружающих. Обратной стороной такого стремления  является то, что он склонен  недооценивать, игнорировать все,  что касается душевной жизни  человека, что трудно поддается  объективации, рациональному анализу.  Эти стороны действительности  как бы дезорганизуют сложившийся  склад личности такого человека, поэтому он склонен их игнорировать, относиться к ним скептически,  как бы не замечать их, защищаться  от них. Такого клиента интересуют  количественные характеристики  личности, факты, полученные в  результате строгих научных экспериментов.  Он особенно склонен доверять  результатам высоко стандартизированных  тестовых методик (таких, как  MMPI, опросник «16 личностных факторов» Раймонда Кэттелла). Его интересует не, что говорит в данный момент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избежать негативного отношения к консультированию.

Информация о работе Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент