Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:47, контрольная работа
Если у клиента отсутствует мотивация, мы обычно обнаруживаем, что направившие его люди решают, таким образом, свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах и социально-психологических центрах. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, когда берет на себя ответственность за решение своих проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. В консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Цели психологического консультирования…………………………………..4
2. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог клиент………..8
2.1. По характеру запроса среди клиентов можно выделить следующие типы………………………………………………………………………………..8
2.2. По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы……………………………………...……...11
2.3По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы……………………………………………………...12
2.4 Влияние пола клиента на процесс консультирования…………………….13
2.5 Влияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования………………………………………………………………..14
3. Позиции психолога-консультанта в консультативном диалоге в зависимости от типа клиента……………………………………………………16
4. Трудные клиенты и работа с ними…………………………………………..18
5. Работа психолога-консультанта с клиентом, склонным к критике………..22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….26
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Контрольная работа
по дисциплине: «Основы индивидуального психологического консультирования"
Вариант №16
На тему: «Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент»
Выполнил:
студент 3 курса 5 группы з/о
специальности социальная работа
Небренчина Елена Владимировна
Проверила:
Проф. Л.В. Абдалина
Воронеж 2013
Содержание
Ведение……………………………………………………………
1. Цели психологического
консультирования………………………………….
2. Типы клиентов и особенности
взаимоотношений психолог
2.1. По характеру запроса среди
клиентов можно выделить следующие типы……………………………………………………………………
2.2. По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы……………………………………...……...11
2.3 По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы……………………………………………………...12
2.4 Влияние пола клиента
на процесс консультирования………
2.5 Влияние особенностей
телосложения клиента на
3. Позиции психолога-
4. Трудные клиенты и
работа с ними………………………………………….
5. Работа психолога-консультанта с клиентом, склонным к критике………..22
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Психологическое консультирование
как профессия является относительно
новой областью психологической
практики, выделившейся из психотерапии.
Эта профессия возникла в ответ
на потребности людей, не имеющих
клинических нарушений, однако ищущих
психологическую помощь. Поэтому
в психологическом
Когда человек ищет психологической
помощи, он обычно надеется, что в
его жизни возможны положительные
перемены. Однако иногда люди попадают
к консультанту не по своей воле
и отвергают роль клиента, навязываемую
другими лицами. В консультировании
акцентируется ответственность
клиента, т.е. признается, что независимый,
ответственный индивид способен
в соответствующих
Если у клиента отсутствует мотивация, мы обычно обнаруживаем, что направившие его люди решают, таким образом, свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах и социально-психологических центрах. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, когда берет на себя ответственность за решение своих проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.
В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. В консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
1. Цели психологического консультирования
Спектр проблем поистине широк:
- трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения),
- неустроенность личной жизни и неурядицы в семье,
- плохая успеваемость в школе,
- недостаток уверенности в себе и самоуважения,
- мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и - поддержании межличностных отношений и т. п.
С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
В консультировании акцентируется
ответственность клиента, т.е. признается,
что независимый, ответственный
индивид способен в соответствующих
обстоятельствах принимать
Сердцевиной консультирования
является "консультативное
Основоположник клиент-
-каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
-каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
-каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Таким образом, определения
психологического консультирования охватывают
стержневые установки консультанта
в отношении человека вообще и
клиента в частности. Консультант
принимает клиента как
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта.
Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani, несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:
- Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
- Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
- Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.
Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования:
- самостоятельные поступки,
- распределение времени и энергии,
- оценка последствий риска,
- исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений,
- оценка свойств своей личности,
- преодоление эмоциональных стрессов,
- понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков.
Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
По мнению Blocher, в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент - свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели.
Если мы информируем клиента
о продолжительности бесед и
вообще о том, что обычно происходит
во время консультативных встреч,
ему легче понять возможности
и ограничения
Большинство клиентов приходит
на психологическое
2. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог клиент
Эту проблему рассматривали многие авторы. Н.Н. Обозов позволяет выделить 5 оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:
- по характеру запроса на психологическую помощь;
- по особенностям восприятия психических явлений;
- по способу работы со своими проблемами;
- в зависимости от пола клиента;
- в зависимости от особенностей телосложения клиента
Рассмотрим теперь эти основания более подробно.
2.1 По характеру запроса среди клиентов можно выделить следующие типы
1. Не уверенный в себе
клиент. Много размышляет над
ситуацией, много взвешивает, но
никак не может принять
2. Уверенный в себе
клиент. Обращается для подтверждения
правильности своего уже
3. Клиент все знающий
и доверяющий только себе. Клиент
этого типа все подвергает
сомнению, противоречив, но при этом
убежден в своей правоте.
4. Клиент с потребностью
выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину».
В отличие от предыдущего типа
клиентов, проблема здесь уже
не в характере. Очень часто
это люди с нелегкой жизнью,
одинокие, чувствительные, добрые и
страдающие вследствие своей
доброты. Советы по отношению
к таким людям не обязательны,
они могут даже оттолкнуть
их, испугать тем, что с ними
не просто говорят, как с
людьми, а начинают «оказывать
им психологическую помощь».
2.2 По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы
1. Рационалистичный, реалистичный,
прагматически ориентированный
клиент. Стремится к точному знанию
информации о себе и
Информация о работе Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент