Типы темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 00:49, реферат

Краткое описание

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится
постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается
индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма
консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную
психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей,
вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что
психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что
в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от
рождения свойства. Эти свойства у всех разные.

Содержание

1. Понятие темперамента
2. История учения темперамента
3. Физиологические основы темперамента
4. Типы темперамента
4.1. Психологическая характеристика типов темперамента
5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
6. Темперамент как фактор деятельности
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
8. Темперамент и характер
9. Заключение
10. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» В Г.САМАРЕ.

(ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «РГУТиС»  В Г.САМАРЕ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по учебной дисциплине

«основы коммуникабельной речи»

По теме: Типы темпкрамента

Факультет заочного обучения

Кафедра технологии сервиса и дизайна

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                  Студентка 1 курса

            Группы СЗ 101

Русинова Татьяна

            Руководитель:

      Степухина. Н. А

 

 

Самара 2012г

ПЛАН:

1.      Понятие темперамента

2.      История учения  темперамента

3.      Физиологические  основы темперамента

4.      Типы темперамента

4.1.   Психологическая характеристика  типов темперамента

5.      Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента

6.        Темперамент  как фактор деятельности

7.      Темперамент и  индивидуальный стиль деятельности

8.      Темперамент и  характер

9.      Заключение

10.  Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          ПОНЯТИЕ  ТЕМПЕРАМЕНТА                         

Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах

рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не

существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого

человека неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится

постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается

индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма

консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную

психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей,

вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что

психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что

в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от

рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением

студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на

внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем

внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы

- другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что

эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений.

Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".

     ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность  типологических особенностей человека,

проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его

реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной

деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде

всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же

заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную,

равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она

плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов,

ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река

быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается

в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей.

У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне

всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их

всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти

люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются

разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других

людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны,

беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика

разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают

ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те

природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической

деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер

протекания психической деятельности, а именно: 1)скорость возникновения

психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия,

быстрота ума, длительность сосредоточения внимания), 2)психический ритм и темп,

3)интенсивность психических процессов(например, сила эмоций, активность

воли),4)направленность психической деятельность на какие-то определенные

объекты(например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к

новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к

самому себе, к своим идеям и образам).

Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического

состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при

наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У

любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил,

а несчастье - падение их.

Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых

различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если

студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением

урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании

старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность -

свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и

постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные

свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя о

пределенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

                      ИСТОРИЯ  УЧЕНИЯ  ТЕМПЕРАМЕНТА                     

Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение

частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий

врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и

анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека.

Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле:

крови (по-латински - "сангвис"), лимфы (по-гречески - "флегма"),

желчи(по-гречески - "холе") и черной желчи(по-гречески – "мелана холе").

Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента -

сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего

времени.

Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с

физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.

Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как

психические свойства. И. Кант в книге "Размышления над чувством прекрасного"

(1764) написал, что флегматик отличается "недостатком морального чувства", а

меланхолику больше, чем кому-либо, присуща "подлинная добродетель", чувство

прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести - у холерика.

И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась

преимущественно психологической. В связи с этими изменяется понятие о типах

темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а

психологических свойств. У Канта - это соотношение разных чувств и разной

степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.)- это соотношение

скорости и силы "душевных движений".

Естественно, что изменяются и характеристика основных типов темперамента, и

представление о количестве типов. Одними и теми же словами - "сангвиник",

"холерик", "флегматик" и "меланхолик" - разные психологи обозначали

совершенно различные характеристики. Гален насчитал несколько разновидностей

четырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т.д. типов.

Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных

свойств(характера личности). Однако в течение длительного времени не было

предложено какого-либо строгого и точного критерия для такого различения.

Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его

физиологических основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных

направлений - объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез

внутренней секреции(немецкий психолог Кречмер, американский - Шелдон) или

соотношение свойств нервной системы.

                   ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА                  

Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных

свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И. П.

Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и

протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту. На этом

основании он пришел к выводу, что и в основе индивидуальных особенностей

условно-рефлексной деятельности, а именно - свойства нервной системы.

Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является

проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждение и

торможение.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) сила

процессов, 2) уравновешенность процессов, 3) подвижность (сменяемость)

процессов возбуждения и торможения.

     Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить

продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное возбуждение и

торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

     Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток

выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При

действии весьма сильных раздражителей нервные клетки просто переходят в

состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе

нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро

истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью:

даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность

нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и

торможения. У некоторых людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у других

этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или

процесс возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной системы - подвижность нервных

процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой

сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и

прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных

процессов (иррадиация и концентрация), быстротой появления нервных процессов в

ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и

изменения динамического стереотипа.

И. П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит от сочетания

свойств. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и

индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент,

он назвал типом нервной системы. Комбинации указанных свойств нервных

процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения высшей

нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и

уравновешивания процессов различают четыре основных типа высшей нервной

деятельности.

По признаку силы нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и

слабую нервные системы. Представителей сильной нервной системы он, в свою

очередь, подразделил на сильных уравновешенных и сильных

неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми

(живыми) и медленными (спокойными). Слабость нервной системы И.

П. Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который

перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не

делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Так была создана классификация типов нервной деятельности. Кратко

охарактеризуем каждый тип.

     Слабый тип. Представители этого типа нервной системы не могут выдержать

сильные, длительные и концентрированные раздражения. Слабыми являются процессы

возбуждения и торможения. При действии сильных раздражителей задерживается

Информация о работе Типы темперамента