Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 00:49, реферат
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится
постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается
индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма
консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную
психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей,
вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что
психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что
в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от
рождения свойства. Эти свойства у всех разные.
1. Понятие темперамента
2. История учения темперамента
3. Физиологические основы темперамента
4. Типы темперамента
4.1. Психологическая характеристика типов темперамента
5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
6. Темперамент как фактор деятельности
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
8. Темперамент и характер
9. Заключение
10. Список использованной литературы
путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации
предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (
индивидуальный подход).
Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента
положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами.
Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся,
степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность
меланхолика не ниже, чем флегматика.
Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности
возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств
темперамента.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям
деятельности – формирование его индивидуального стиля.
Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и
трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены
различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности
понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая
характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного
результата.
При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента
и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек
выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей
степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту
приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто
совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей
движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если
человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее
успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо
проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он
формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования
индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном
возрасте при решении практических задач игрового характера.
Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств
нервной системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю,
можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте и
носящие компенсаторный
недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и
способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не
характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды,
убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел
возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к
динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и
интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни
человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное
значение для понимания сложного образа поведения человека, характера
человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении,
гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных
особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся
на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент
не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его
структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной
основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно
ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга
позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать
свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера,
темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие
характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным
процессом.
Таким образом, темперамент относится, прежде всего, к биологически
обусловленным подструктурам личности. На основании изложенного выше наглядно
и кратко, ограниченно и небесспорно место темперамента среди иерархии
подструктур личности можно представить в виде таблицы.
Подструктуры |
Подструктуры подструктур |
Соотношение социального и биологического |
Основные связи с |
Специфические виды формирования |
Необходимые уровни психологического анализа | |||
Отражением |
сознанием |
потребностями |
активностью |
|||||
Биопсихические свойства |
Темперамент |
Социального почти нет |
Физиологические механизмы психического отражения |
Только стиль осознания |
Через биологическую нужду |
Через силу и подвижность нервных процессов |
Тренировка |
Психофизиологический. Нейропсихологический |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
2. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ //под ред.
Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.
3. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология
индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
4. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
5. Психология Под ред. П. А. Рудика М. "физкультура и спорт" 1974
6. Психология Под ред. В. А.Крутецкого М. "просвещение" 1974
7. Немов Р. С. Психология Кн.1.
8. Абрамов Р. С.
Введение в практическую
9. Еникеев М. И. "Основы общей и юридической психологии"