Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:18, реферат
Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают у него симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых человек получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для него. Ощущая их, он испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая его отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
Введение
1. Понятия эмоций и чувств
2. Виды эмоциональных переживаний
3. Саморегуляция
Заключение
Список используемой литературы
Приспособительная функция эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.
Регуляторная функция эмоций возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.
Коммуникативная функция эмоций свидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.
Стабилизирующая (защитная) функция эмоций. Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.
Мотивирующая функция эмоций. Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.
Одна и та же эмоция может "обслуживать" разные чувства, например, можно радоваться успеху любимого человека и радоваться - неуспеху человека, которого ненавидишь.
Одно и тоже чувство может реализовываться в различных эмоциях, например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т.д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность - амбивалентность.
Чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства.
ЭМОЦИИ - это реакция! ЧУВСТВА - это отношения!
ЭМОЦИИ:
Возникли в процессе эволюции раньше
Присущи животным и человеку
Привязаны к ситуациям и событиям
Ситуативные и кратковременные
Выделяют явления, имеющие значение "здесь и теперь"
Одна и та же эмоция проявляется в разных чувствах
ЧУВСТВА:
Возникли в процессе эволюции позже
В основном присущи человеку и высшим животным
Привязаны к объектам
Устойчивые и длительные
Выделяют явления, имеющие стабильную, длительную мотивационную значимость
Одно и то же чувство проявляется в разных эмоциях.
Существуют также ВЫСШИЕ ЧУВСТВА, связанные с переживанием истины, добра и красоты:
1) НРАВСТВЕННЫЕ
ЧУВСТВА, связанные с
2) ЭТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА - связанные с различением прекрасного и безобразного;
3) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
ЧУВСТВА - возникают в результате
познавательной деятельности. Это
- удивление, любопытство,
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУВСТВ:
В классической психологии "чистых" настоящих чувств всего пять - это:
1. Гнев (досада, недовольство, возмущение, разочарование, раздражение, злость, ярость)
2. Страх (растерянность, беспокойство, испуг, тревога, боязнь, паника, ужас)
3. Печаль (грусть,
тоска, огорчение, сожаление,
4. Радость (довольство,
умиротворение, веселье,
5. Любовь (желание,
притяжение, симпатия, нежность, влечение,
обожание, наслаждение, блаженство,
страсть, эйфория, нирвана,
Такие чувства как: зависть, ревность, обида, ненависть, вина (раскаяние), стыд (застенчивость, смущение, стеснительность) - считаются социальными чувствами, более сложными - сращенными, где по мимо чувства есть умственный компонент (идея). Например, ревность - может быть описана как чувство гнева из-за идеи, что кто-то другому дает то, что он должен был бы давать мне; зависть - как чувство гнева (печали) из-за идеи о том, что кто-то получает нечто большее и лучшее, в то время как это мог бы получать я; обида - как чувство гнева спаянная с болью из-за идеи о том, что другой вел себя по отношению ко мне неподобающим образом и т.п. Эти сращения относятся к "среднему миру" - интерпретации, и, разговору о чувствах, но не выражению и проживанию самих чувств, суть которой заключена в напряженной умственной деятельности в моменты, когда достаточно просто осознать свое эмоциональное состояние и научиться им управлять.
Есть сращения чувств, где одно чувство осознается в отличие от другого, например, чувство вины - чаще сращено с обидой, гневом, стыдом, страхом или горем, и, осознается только вина или гнев, а одновременно присутствующие страх или отвращение - не замечаются. Поэтому, важно амплифицировать (усиливать) эмоциональную ситуацию и лишь потом выходить на чувства.
2. Виды эмоциональных переживаний
ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
ПЕРЕЖИВАНИЙ В многообразных
проявлениях эмоциональной
Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на эмоциональный тон, аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.
Эмоциональный тон - простейшая форма переживания, эмоциональная окраска, оттенок психологического процесса. Запах розы, вкус апельсина, хорошая музыка, букет в вазе, приятный собеседник, улыбка случайного человека - задают положительный эмоциональный тон. Может быть и по иному: переполненный транспорт, тесно и душно, наступили на ногу, обругали - и возникает отрицательный эмоциональный настрой. Оказывается, мелочи важны для душевного благополучия. Не пренебрегайте мелкими радостями и дарите их другим, хотя бы в виде улыбки, комплимента, цветка. Созидайте эмоциональный комфорт.
Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект - сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция, и, воздействующие раздражители осознаются недостаточно - и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).
Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и, чем меньше полученный результат, - тем сильнее возникающий аффект! В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Собственно эмоции, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека. Изменение общего эмоционального фона мы называем - настроением.
Настроение - эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются - стеническими, вторые - астеническими.
Страсть - это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Или по-другому: Чувство исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является - стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, который возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
В переводе с английского стресс - это давление, напряжение, нажим, а дистресс - это горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (то есть один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или не приятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет отношение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.
Деятельность, связанная со стрессом может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие - неспецифическое требование к новой ситуации - может быть одинаковым. Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, при этом зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение, и, переживание стресса зависит не только от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и. т.д.
К понятию стресса близко понятие фрустрации. Сам термин в переводе с лат. Означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами и препятствиями, которые мешают удовлетворению потребности.
Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуется в эмоциональных реакциях.
Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания - никаких эмоциональных проявлений.
Заключение
Между людьми отмечаются
существенные различия в глубине
и устойчивости чувств. Одних людей
чувства захватывают целиком, оставляют
глубокий след после себя. У других
людей чувства носят
Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.
Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т.е. определяют его индивидуальность.
Информация о работе Типы эмоциональных переживаний, их характеристики