Требования к организации психологической службы в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 18:01, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика основных требований к организации психологической службы в ДОУ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место и роль психологической службы в ДОУ;
- рассмотреть компоненты профессиональной деятельности психологической службы в ДОУ;
- дать оценку эффективности деятельности психологической службы в ДОУ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Место и роль психологической службы в ДОУ……………………………...4
2. Компоненты профессиональной деятельности психологической службы в ДОУ………………………………………………………………………………...8
3. Оценка эффективность деятельности психологической службы в ДОУ….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

требования к организации психологической службы в ДОУ.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Место и роль  психологической службы в ДОУ……………………………...4

2. Компоненты профессиональной деятельности  психологической службы в ДОУ………………………………………………………………………………...8

3. Оценка эффективность  деятельности психологической службы в ДОУ….12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...15

 

 

Введение

 

Психологическая служба играет все большую роль в практической психологии образования. Сотрудники этого важнейшего подразделения образовательного учреждения должны проводить психологическую диагностику, осуществлять психологическое консультирование, организовывать психологическую коррекцию и психологическое сопровождение (развитие).

Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе психологической службы ДОУ выделяются организационные параметры. Их можно определить как правила организации условий профессиональной психологической деятельности в детском саду. Эти правила в равной степени приняты как при первичном формировании психологической службы, так и в текущем ее функционировании.

Актуальность темы работы заключается в том, что правильно организованная работа психологической службы в ДОУ позволяет реализовать модель поэтапной психолого-педагогической помощи с целью создания безбарьерной, адаптивной развивающей среды для всех участников образовательного процесса.

Целью данной работы является характеристика основных требований к организации психологической службы в ДОУ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить  место и роль психологической  службы в ДОУ;

- рассмотреть компоненты профессиональной  деятельности психологической службы  в ДОУ;

- дать оценку  эффективности деятельности психологической  службы в ДОУ.

 

 

1. Место и роль психологической службы в ДОУ

 

Как известно, первые психологические службы в образовании появились 15 лет назад. С тех пор накоплен некоторый опыт организации психологического сопровождения в школе, разработаны концепции школьной психологической службы. Психологическая служба дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) формируется значительно медленнее. Этому, по-видимому, есть несколько причин. Одна из них связана с тем, что осведомленность практических психологов в вопросах психологии дошкольного возраста оставляет желать лучшего. Это касается как диагностики, так и коррекции. Относительно много  литературы по вопросам готовности детей к школе и психологии старших дошкольников. Значительно меньше — о проблемах младшего дошкольного возраста. И совсем мало — о детях раннего возраста1.

Приоритетная роль социального развития определяется влиянием окружающей среды, а особенно социальной и педагогической стимуляции ребенка, и находится в прямой зависимости от межличностных взаимоотношений в семье и дошкольном учреждении. По мнению М. И Х.Папушек, на детское социальное развитие и социализацию сильное влияние оказывают факторы воспитания и, в особой мере, ошибки воспитания, которые приводят к искажениям социального развития от ранних нарушений интеракции до «социальной инвалидности», которая проявляется в неспособности устанавливать положительные отношения с взрослыми и другими детьми2.

Кроме того, концепция обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления психологического здоровья детей подразумевает систематическое включение родителей, братьев и сестер и других членов семьи в качестве активных участников во все развивающие мероприятия.

Отметим основные направления работы психологической службы  ДОУ. К ним относятся:

-  психодиагностика коррекция и развитие;

- психопрофилактика;

- психологическое  консультирование;

- психологическое  просвещение и обучение3.

Итак, воздействие психологической службы в ДОУ на ребёнка возможна только через воздействие в системе педагог –ребенок –другой ребенок –родитель как на каждый отдельно взятый компонент, так и на установление связи внутри этой системы. Деятельность психологической службы, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья детей должна представлять следующую цепочку последовательных действий:

1- ое действие – Предварительная  диагностика ребенка, поступающего  в дошкольное учреждение для  определения «факторов риска»  в психологическом здоровье и  разработка индивидуального маршрута  обучения и воспитания с учетом  индивидуальных особенностей.

2-ое действие - Психолого-педагогическое  сопровождение процесса включения  ребенка в социум, – данная  задача может быть реализована  через тренинг адаптивного поведения  для детей и/или их родителей, педагогов и администрации.

3-е действие – Сопровождающие диагностико-коррекционные мероприятия (в случае необходимости), поддерживающие уже протекающие интеграционные процессы в дошкольном учреждении – тренинг формирования коммуникативной компетентности и социальной зрелости для детей с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

4-ое действие – Следование  четким принципам формирования  детской группы – практикум  по формированию адекватных отношений  в системе педагог-ребенок-другой  ребенок4.

5-ое действие  – Тренинговые программы психокоррекционной работы с родителями в двух формах: первая – коррекционно-развивающие программы и соответствующие приемы их последующего применения, направленные на социальную интеграцию ребенка; вторая – касается поведения самих родителей, способного стать причиной вторичных нарушений и проблем в развитии ребенка, и направлена  на преодоление:

- нарушений интеракций  между родителями и ребёнком;

- негативного восприятия  ребёнка родителями;

- эмоциональной  перегрузки родителей, имеющих в  семье детей с трудностями в обучении и воспитании.

В целом, психологическая служба соединила в себе как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей этого развития в условиях современных образовательных учреждений. Единство потребностей практики образования в научном знании о детях дошкольного и школьного возраста и готовность науки удовлетворить и углубить эти потребности можно рассматривать как основное условие реального решения задач полноценного психического и личностного развития каждого ребенка5.

 

2. Компоненты профессиональной деятельности психологической службы в ДОУ

 

Специфика работы психологической службы ДОУ определяется несколькими аспектами, связанными с особенностями детей-дошкольников. В работе с ними нельзя использовать развернутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми.

Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, т.к. именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.


Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифицированной помощи психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Ему необходимо наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное обсуждение и с родителями, и с педагогами.


В связи со спецификой своей работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми и родителями. Главное умение – умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе, необходимо владеть коммуникативными навыками общения в ситуации индивидуальной беседы и в ситуации публичного выступления (как перед знакомой, так и незнакомой аудиторией) 6.


Наряду с этическими принципами и нормами, значимыми для всех, сотрудник психологической службы в ДОУ должен:


- держать в тайне сообщаемую ему личную информацию;


- использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса;


- предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе;


- использовать свои инструменты для расширения свободы выбора человека, с которым он работает;


- всегда способствовать осознанию человеком того, что он сам является причиной своих достижений;


- использовать техники, соответствующие реальности данного человека.


Важным компонентом профессиональной деятельности практического психолога в условиях дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы психолога от коррекционно – диагностической и консультативной, до профилактической и просветительской».

Перечень необходимой документации:

  1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
  2. Журнал учета проведенной работы
  3. График работы на неделю
  4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы
  5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения7.

Модель профессиональной деятельности психологической службы в ДОУ отражает Федеральные государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на:


– формирование профессионального взаимодействия педагога с детьми, сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития;


– организацию развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии;


– построение взаимодействия с детьми в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка;


– обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса;


– направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития на организацию самостоятельной деятельности воспитанников8.

В рамках психологического сопровождения ДОУ, сотрудники психологической службы в ДОУ могут оказывать помощь в построении системы управления именно данным коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок. Либо изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно с администрацией ДОУ может разработать систему обеспечения внедрения экспериментальной деятельности.

Эффективность деятельности психолога во многом определяется наличием правильно организованного пространства. При организации кабинета, следует исходить из реальных возможностей. Идеальным вариантом является наличие отдельного помещения.


К основным принципам можно отнести  комфортность,  гармоничность и  доверительность атмосферы.


Требования к оформлению:


- обязательно наличие  окна


- цветовое решение должно  быть мягким, в голубых, зеленых, кремовых тонах


- зонирование кабинета  с учетом направлений работы  психолога.


В обязательном порядке должна быть зона релаксации, игровая зона, учебная зона, рабочая зона педагога-психолога и зона повышенной двигательной активности детей. Необходимо избегать перенасыщенности кабинета яркими игрушками (кроме игровой зоны), заполнения стен информацией (статьи, рекомендации, диагнозы и т.д.), статичного игрового оборудования в течение учебного года9.


Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной 
профессиональной деятельности психолога и могут значительно 
снизить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.

Следует отметить, что на двери кабинета психолога обязательно должен быть вывешен график его работы с указанием конкретного времени приема родителей, а также сетка занятий с детьми разных возрастных групп. Это позволит постепенно наладить всю систему индивидуального сопровождения развития ребенка в ДОУ.

Планирование непосредственной работы педагога-психолога в специальном ДОУ с детьми и их родителями может быть следующим:

  • групповые занятия с детьми, касающиеся повышения уровня их социально-психологической адаптации: 3-4 часа в неделю;
  • подгрупповые занятия с детьми, имеющими психологические особенности (РДА и др.) — 2 часа в неделю;
  • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия — 
    8 часов в неделю;
  • изучение детей — 4 часа в неделю;
  • изучение форм взаимодействия родителей с детьми — 4 часа 
    в неделю;
  • беседы с родителями — 2 часа в неделю;
  • родительские тренинги — 2 часа в неделю10.

Информация о работе Требования к организации психологической службы в ДОУ