Требования к организации психологической службы в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 18:01, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика основных требований к организации психологической службы в ДОУ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место и роль психологической службы в ДОУ;
- рассмотреть компоненты профессиональной деятельности психологической службы в ДОУ;
- дать оценку эффективности деятельности психологической службы в ДОУ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Место и роль психологической службы в ДОУ……………………………...4
2. Компоненты профессиональной деятельности психологической службы в ДОУ………………………………………………………………………………...8
3. Оценка эффективность деятельности психологической службы в ДОУ….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

требования к организации психологической службы в ДОУ.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

В рамках нашей работы необходимо отметить роль методического сопровождения, которое является важнейшей частью работы психологической службы в ДОУ. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.

В организационно-методическую документацию входят:

-  дифференцированный  план работы психолога на месяц;

-  хронометраж  рабочего времени практического  психолога в дошкольном учреждении;

- график работы  практического психолога в дошкольном  учреждении; годовой план работы  практического психолога;

- журнал и бланки  психологических запросов; отчет  практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).

Таким образом, использование надлежащей документации психологической службы ДОУ способствует упорядочению работы психолога, определяя его место в общей системе деятельности и оценки эффективности.

 

3. Оценка эффективность деятельности психологической службы в ДОУ

 

Эффективность работы психологической службы напрямую связана с их взаимодополнительным характером. Иными словами, психолог сможет правильно поставить психологический диагноз, осуществить грамотное психологическое сопровождение развития ребенка, скорректировать имеющиеся у ребенка недостатки и проблемы только в случае, если методы диагностики, сопровождения, коррекции оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Преодолеть все перечисленные и многие другие возрастные проблемы «чистой» диагностики ребенка дошкольного возраста возможно, если осуществлять психологическое сопровождение его обучения и развития, в случае необходимости реализовать коррекционную помощь его поведения и/или деятельности11.

Анализ работы психологических служб дошкольных учреждений позволил выявить ряд типичных ошибок и трудностей, которые препятствуют как эффективной работе детских садов, так и психическому и личностному развитию детей.

Так, нередко психологическая диагностика бывает направлена на изучение уровня развития психических процессов. При консультировании психолог руководствуется уровнем тревожности, наличием или отсутствием страхов и т. п. Психологическое сопровождение сводится к целенаправленному формированию и, как правило, ограничивается занятиями по подготовке детей к школе и работой детей в специальных рабочих тетрадях. Психокоррекционная работа психологов в дошкольных учреждениях в лучшем случае сводится к организации подвижных игр с детьми в рамках тренинга общения и взаимодействия или к проведению психогимнастики, а в худшем случае остается за пределами деятельности психологической службы. В целом работа психолога в дошкольном учреждении, условно говоря, разбита на отдельные области, не связанные между собой, т. е. корректируется не то, что диагностируется.

Другой типичной ошибкой психологических служб дошкольных учреждений является то, что в их деятельности практически не предусмотрена работа с родителями. В лучшем случае родителям сообщается о проблемах ребенка. Помимо этого, родители еще участвуют в психологических консультациях в основном как зрители, или, как и в первом случае, им сообщают об изъянах в поведении, деятельности, развитии ребенка. Такое «игнорирование» родителей ведет, с одной стороны, к тому, что многие важные пристрастия ребенка, особенности его поведения и деятельности, личностные проявления и т. п. остаются за рамками внимания психолога психологической службы. Помимо этого, с другой стороны, даже квалифицированная психологическая помощь, организованная специалистами психологической службы, проводимая без поддержки родителей, оказывается малоэффективной12.

Наконец, третьей типичной ошибкой деятельности большинства психологических служб дошкольных учреждений является невнимание психологов к развитию взрослых, работающих в дошкольном учреждении с детьми. Воспитатели и помощники воспитателей, специалисты, методисты, руководители нуждаются в постоянной работе психолога. Психолог должен работать с педагогическим коллективом, поскольку именно сотрудники дошкольного учреждения организуют развивающую образовательную среду, необходимую для психического и личностного развития каждого ребенка.

 

Заключение

 

В заключение работы важно отметить, что особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает психологическая служба, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада. Это диктует необходимость повышения психолого-педагогической компетенции педагогов-психологов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности практического психолога.

Ключевой целью психологической службы в современном ДОУ является создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка. Реализация этой цели задаёт стержень для психокоррекционной и развивающей работы в детском саду.

Ключевые требования к организации работы психологической службы ДОУ выстроены таким образом, чтобы е ё деятельность образования была направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений.

Таким образом, в  работы были рассмотрены ключевые аспекты деятельности психологической службы современных ДОУ и была сделана оценка эффективности её деятельности. Стоит подчеркнуть, что все перечисленные требования работы психолога на протяжении длительного времени соблюдаются в детских садах России и являются объектом внедрения инновационных разработок современных психологов.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Афонькина Ю.А. Повышение квалификации педагогов-психологов в современных условиях развития дошкольного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. № 1 (10), 2012. - С. 71-79
  2. Игонина Н.Н. Оптимизация направлений работы Службы психологического сопровождения в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru. от 04.10.2014
  3. Калиниченко В.А. Рабочие материалы педагога-психолога в ДОУ: [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru. от 12.08.2013
  4. Корнев А.Н. Психолог в ДОУ // Опыт. № 3(4), 2005. - С. 119-123
  5. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с.
  6. Овсяник Н.В. Роль и место психологической службы в оптимизации детско-родительских отношений в системе дошкольного образования // Психология и жизнь. Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции - Минск, БГПУ им. М. Танка. 2011- 610 с.
  7. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга // под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2009. - 400с.
  8. Серебрянникова Ю.А. Роль психолога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ // Наука и мир. № 2, 2013. - С. 163-165
  9. Ховрина Г.Б. Культурно-исторические основы организации психологической службы в дошкольном учреждении // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. № №15 (95), 2012. - С. 158-164

 

 

1 Корнев А.Н. Психолог в ДОУ // Опыт. № 3(4), 2005. - С. 119

2 Овсяник Н.В. Роль и место психологической службы в оптимизации детско-родительских отношений в системе дошкольного образования // Психология и жизнь. 2011. – С. 220

3 Серебрянникова Ю.А. Роль психолога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ // Наука и мир. № 2, 2013. - С. 164

4 Овсяник Н.В. Роль и место психологической службы в оптимизации детско-родительских отношений в системе дошкольного образования // Психология и жизнь. 2011. – С. 221

5 Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга // под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2009. – С. 36

6 Игонина Н.Н. Оптимизация направлений работы Службы психологического сопровождения в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru от 04.10.2014

7 Калиниченко В.А. Рабочие материалы педагога-психолога в ДОУ:[Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru. от 12.08.2013

8 Афонькина Ю.А. Повышение квалификации педагогов-психологов в современных условиях развития дошкольного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. № 1 (10), 2012. - С. 73

9 Игонина Н.Н. Оптимизация направлений работы Службы психологического сопровождения в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru от 04.10.2014

10 Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. — С. 37

11 Ховрина Г.Б. Культурно-исторические основы организации психологической службы в дошкольном учреждении // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. № №15 (95), 2012. - С. 159

12 Ховрина Г.Б. Культурно-исторические основы организации психологической службы в дошкольном учреждении // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. № №15 (95), 2012. - С. 160

 

 


Информация о работе Требования к организации психологической службы в ДОУ