Тревога и страх - психологические аспекты (по работам З. Фрейда, К. Хорни, В. Франкла и С. Мадди)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:02, реферат

Краткое описание

Каждый современный человек, если только он внимательно относится к своей жизни, знает – как на своем личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, – что в наше время феномен тревоги охватывает все стороны жизни. Поэтому нет ни малейшей нужды "доказывать" тот очевидный факт, что в наши дни тревога пронизывает все сферы жизни человека, с этим феноменом уже нельзя не считаться. Тревога из скрытой стала явной, то, что раньше приписывали "настроению", превратилось в насущный вопрос, который необходимо определить и прояснить, во что бы то ни стало. Методы ее излечения занимают первые места в рейтингах продаж по всему миру.

Содержание

Введение 4

Феномены тревоги и страха в работах З. Фрейда 6

Развитие идей Фрейда в работах К. Хорни. Способы избегания тревоги 8

Метод парадоксальной интенции и логотерапии В. Франкла как способы избавления от тревоги 10

Теория экзистенциального выбора Сальваторе Мадди 12

Заключение 14

Литература 15

Предметный указатель 15

Именной указатель 15

Вложенные файлы: 1 файл

тревога и страх.docx

— 52.49 Кб (Скачать файл)

Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук

Работа  Виноградовой В. В.

2 курс

Реферат по дисциплине: Психология

На тему: Тревога и страх - психологические аспекты

(по работам  З. Фрейда, К. Хорни, В. Франкла и С. Мадди)

Дата  сдачи___________________

Оценка______________________

Подпись преподавателя________

Дата ________________________

Москва, 2011 г.

Тревога и страх - психологические  аспекты 

(по  работам З. Фрейда, К. Хорни, В. Франкла и С. Мадди)

Аннотация

В реферате на основе сопоставления работ Фрейда, К. Хорни, С. Мадди и В. Франкла рассматриваются феномены тревоги и страха, различия взглядов этих исследователей на данный вопрос. Описываются методы избавления от тревоги.

Ключевые  слова: тревога, страх, парадоксальная интенция, логотерапия, экзистенциальный невроз, экзистенциальная тревога.  

Тема: Тревога и страх - психологические аспекты (по работам З. Фрейда, К. Хорни, В. Франкла и С. Мадди)

 

 

Содержание

Введение 4

Феномены  тревоги и страха в работах  З. Фрейда 6

Развитие  идей Фрейда в работах К. Хорни. Способы избегания тревоги 8

Метод парадоксальной интенции и логотерапии В. Франкла как способы избавления от тревоги 10

Теория  экзистенциального выбора Сальваторе Мадди 12

Заключение 14

Литература 15

Предметный указатель 15

Именной указатель 15 

 

Введение

     Каждый  современный человек, если только он внимательно относится к своей  жизни, знает – как на своем  личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, – что  в наше время феномен тревоги  охватывает все стороны жизни. Поэтому  нет ни малейшей нужды "доказывать" тот очевидный факт, что в наши дни тревога пронизывает все  сферы жизни человека, с этим феноменом  уже нельзя не считаться. Тревога из скрытой стала явной, то, что раньше приписывали "настроению", превратилось в насущный вопрос, который необходимо определить и прояснить, во что бы то ни стало. Методы ее излечения занимают первые места в рейтингах продаж по всему миру.

     Согласно  общепринятому определению, тревога  — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждет её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций — страха, печали, стыда и чувства вины.1

     Для тревоги в большинстве случаев  характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом  или из окружающей жизни примеры  неблагоприятных или опасных  событий, а затем проецирует этот опыт в своё будущее.

     Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы. Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали сильный страх заболеть ею.

     Иногда  подобный механизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые, тем не менее, оказывают  очень сильное негативное влияние  на психику человека. Многие люди не могут спать от страха, посмотрев  на ночь триллер или фильм ужасов про вампиров. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодом воображения сценариста и режиссёра, а колдуны, вампиры, привидения или пришельцы из космоса были результатом компьютерной графики или искусной игры загримированных актёров, но люди всё равно продолжают испытывать тревогу.

     Впрочем, у тревоги есть и положительные стороны. Она предупреждает нас о реальных опасностях, о возможности травмы, боли, наказания, мобилизует человека на поиск источника тревоги. Нормально, если человек тревожится, отправляясь на первое свидание или выступая перед аудиторией, если он беспокоится о том, чтобы прийти на важную встречу вовремя.

     По  общепринятому определению, страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием.2 Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

     Страх в наше время является одной из самых распространенных человеческих эмоций. Иногда он может и принести пользу человеку, но чаще всего он содержит в себе опасности, вплоть до распада  личности. Проявления страха многообразны, и он чаще всего переплетен с другими  эмоциями, такими как гнев, стыд, влечение.

     Изначально  страх появился как защитный механизм первобытного человека от всевозможных опасностей. Страх вызывал у первобытного человека реакции, способствующие улучшению  кровоснабжения мышц и активизации  возможностей организма, что является первым положительным моментом страха. Второй положительный момент – запоминание  опасности.

     Одни  исследователи ставят знак равенства  между страхом и тревогой, другие считают, что они имеют лишь количественные различия. Так, в частности, К. Изард утверждает, что «страх нельзя отождествлять с тревогой. Страх - это совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Рассмотрение страха как специфичной эмоции позволяет отделить его от феномена тревоги. Тревога - это комбинация, или паттерн эмоций, и эмоция страха - лишь одна из них»3.

Феномены тревоги и страха в работах З. Фрейда

     Громадный вклад в психологическое исследование природы тревоги и страха внес Зигмунд Фрейд. Его идеи способствовали развитию, как данной проблемы, так и психологии в целом.

     Фрейд считал тревогу и страх важнейшими элементами психической жизни человека, размышлял над их природой, смыслом, несколько раз уточнял и изменял  свою концепцию. Прежде всего, Фрейд отличал страх от тревоги. По мнению Фрейда, при страхе внимание направлено на объект, тревога же относится к состоянию человека и «игнорирует объект».4

     Проблему  страха Зигмунд Фрейд считал узловым  пунктом, «в котором сходятся самые  различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить  яркий свет на всю нашу душевную жизнь». В своих лекциях по психоанализу Фрейд определяет 3 вида страха: «"страх" (Angst) относится к состоянию и не выражает внимания к объекту, между тем как "боязнь" (Furcht) указывает как раз на объект. Напротив, "испуг" (Schreck), кажется, имеет особый смысл, а именно подчеркивает действие опасности, когда не было готовности к страху. Так что можно было бы сказать, что от испуга человек защищается страхом».5

     Хотя  некоторые другие мыслители, например, Кьеркегор, еще до Фрейда осознали всю важность проблемы тревоги, именно Фрейд первым ввел эту проблему в контекст науки. Фрейд считал, что тревога является основной проблемой, без понимания которой невозможно понять эмоциональные и другие психологические нарушения, называл ее "фундаментальным феноменом и центральной проблемой невроза". Одним из важнейших моментов теории тревоги Фрейда является ее разделение на объективную («нормальную»), невротическую и моральную.

     Объективная тревога - эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира (например, опасные животные или выпускной экзамен). Она в основном является синонимом страха и может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности. Объективная тревога стихает, как только исчезает сама угроза. В целом помогает обеспечить самосохранение.

     Невротическая тревога - эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ид» станут осознанными. Она обусловлена боязнью, что  эго окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения, особенно сексуальные или агрессивные. Тревога в данном случае проистекает из страха, что, когда ты сделаешь что-то ужасное, это повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия. Так, например, маленький ребенок быстро усваивает, что активная разрядка его побуждений либидо или деструктивных стремлений будет чревата угрозой наказания со стороны родителей или других социальных фигур. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая, потому что наказание обычно исходит из внешнего источника. Поэтому развертываются защитные механизмы эго, имеющие целью сдерживание инстинктивных импульсов ребенка — в результате последние всплывают на поверхность только в форме общего опасения. И только тогда, когда инстинктивные импульсы ид угрожают прорваться через эго-контроль, возникает невротическая тревога.

     Моральная тревога. Когда эго испытывает угрозу наказания со стороны суперэго, результирующий эмоциональный ответ называется моральной тревогой. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения. Моральная тревога происходит от объективного страха родительского наказания за какие-то поступки или действия (например, за непристойные ругательства или воровство в магазине), которые нарушают перфекционистские требования суперэго. Суперэго направляет поведение в русло действий, вписывающихся в моральный кодекс индивидуума. Последующее развитие суперэго ведет к социальной тревоге, которая возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий. Позднее Фрейд убедился в том, что тревога, берущая свое начало из суперэго, в конечном счете, вырастает в страх смерти и ожидание грядущего возмездия за прошлые или настоящие грехи.

     Разделение  на «нормальную» и невротическую  тревогу условно, поскольку при  невротической тревоге человек  всегда стремится облегчить свое состояние при помощи «объективизирования» тревоги. Другими словами, человек ищет любой объект для того, чтобы преобразовать невротическую тревогу в нормальный страх, так как его побороть намного легче, чем необъяснимую тревогу. Таким образом, мы видим, что Фрейд обратил внимание на непереносимость экзистенциальной тревоги и на естественное стремление человека превратить ее в страх.  
 

     Развитие  идей Фрейда в работах  К. Хорни

     Способы избегания тревоги

     Дальнейшее  развитие некоторые идеи Фрейда получили в работах Карен Хорни, внесшей много нового в понятие тревоги и страха в психологии. Она вводит понятие «базальной тревожности»: это «чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти».6 Базальная тревожность присуща в разной степени каждому человеку, является нормой в том смысле, что она типична для человека нашей культуры.

     Хорни отмечает, что чувство тревоги и беспокойства, неуверенности в будущем и психической неустойчивости свойственно человеку ХХ в., что совершенно справедливо и для XIX в. Тревога охватывает все сферы жизни общества в целом и человека в отдельности – это и есть суть «базальной тревожности». Поэтому не удивительно, что все больше людей подвержены неврозам. Хорни приходит к неутешительному выводу, понятному уже по названию работы «Невротическая личность нашего времени»7: Неврозы становятся типичным явлением современности.

Информация о работе Тревога и страх - психологические аспекты (по работам З. Фрейда, К. Хорни, В. Франкла и С. Мадди)