Тревога и страх - психологические аспекты (по работам З. Фрейда, К. Хорни, В. Франкла и С. Мадди)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:02, реферат

Краткое описание

Каждый современный человек, если только он внимательно относится к своей жизни, знает – как на своем личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, – что в наше время феномен тревоги охватывает все стороны жизни. Поэтому нет ни малейшей нужды "доказывать" тот очевидный факт, что в наши дни тревога пронизывает все сферы жизни человека, с этим феноменом уже нельзя не считаться. Тревога из скрытой стала явной, то, что раньше приписывали "настроению", превратилось в насущный вопрос, который необходимо определить и прояснить, во что бы то ни стало. Методы ее излечения занимают первые места в рейтингах продаж по всему миру.

Содержание

Введение 4

Феномены тревоги и страха в работах З. Фрейда 6

Развитие идей Фрейда в работах К. Хорни. Способы избегания тревоги 8

Метод парадоксальной интенции и логотерапии В. Франкла как способы избавления от тревоги 10

Теория экзистенциального выбора Сальваторе Мадди 12

Заключение 14

Литература 15

Предметный указатель 15

Именной указатель 15

Вложенные файлы: 1 файл

тревога и страх.docx

— 52.49 Кб (Скачать файл)

     Указывая  на сходство понятий тревоги и  страха, Хорни выделяет и различия между ними. Они подобны тем, что проводились Фрейдом: если страх является «реакцией, сообразной наличной опасности», то тревога – «несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность».8 Оба феномена являются сообразными реакциями на опасность, но если при страхе она объективна, то при тревоге – субъективна, скрыта. «Иначе говоря, интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Причины же тревоги, в сущности, ему неизвестны». Хорни классифицирует существующие в современной западной культуре способы избежать тревоги: рационализация; отрицание; наркомания; бегство от мыслей, чувств и ситуаций, провоцирующих появление тревоги. Рассмотрим подробнее каждый из способов.

     1. Рационализация тревоги означает  превращение ее в рациональный  страх. Этот способ является  «наилучшим способом оправдания  своего уклонения от ответственности».9 Таким образом, Хорни, вслед за Кьеркегором и экзистенциалистами, связывает тревогу с чувством ответственности человека за свое бытие. Человек, полностью осознающий свою ответственность, не пытающийся уклониться от ее бремени, не станет избегать тревоги. Человек, не готовый к подобной ответственности и сопровождающей ее тревоге, в то же время не готов признать и свою слабость. В такой ситуации и вступает в силу способ рационализации тревоги. Человек отрицает существование тревоги, превращает ее в любой рациональный страх, что дает ему возможность не чувствовать себя беспомощным, создавать иллюзию активности. «Вместо того чтобы увидеть и признать необходимость что-то изменить в себе, [человек] может продолжать переносить ответственность на внешний мир и, таким образом, уходить от осознания своих собственных мотивов. Конечно, за эти сиюминутные преимущества приходится расплачиваться тем, что [человек] никогда не избавится от своих тревог и огорчений».10

     2. Отрицание существования тревоги,  т. е. устранение из сознания. Этот способ заключается в  игнорировании неприятных проявлений  тревоги: дрожи, тошноты, потливости  и т. д. При этом, естественно,  сама тревога не устраняется. Метод отрицания опасен тем, что в большинстве случаев он приводит к появлению неврозов.

     3. Принятие наркотиков или алкоголя, как в прямом, так и в переносном  смысле. Человек может пытаться  подавить чувство тревоги разными  способами: «уходом» в любую  деятельность, работу, в слишком  продолжительный сон, чрезмерную  сексуальную активность и т.  п. Очевиден и навязчивый характер  такого поведения.

     4. Бегство от мыслей, чувств, ситуаций, провоцирующих появление тревоги,  и независимо от того, является  ли оно сознательным или бессознательным.  Так, человек, боящийся летать  на самолетах, будет избегать  именно полетов, притом делает  это совершенно осознанно. Но  у него есть и другая возможность  уклониться от пугающих его  полетов на самолете. Он может  убедить себя в том, что ему  просто не надо летать, что  на поезде ездить комфортнее. А те места, куда можно добраться  только на самолете, такой человек  будет считать не заслуживающими  посещения. Подведя итог, следует  отметить, что Хорни привнесла важную черту в исследование феноменов тревоги и страха, которую после нее развивали многие психологи и философы: зависимость тревоги, ее форм и интенсивности от современной человеку культуры. Другими словами, человек вынужден считаться, уживаться и по возможности бороться с навязываемыми ему извне страхами.

Метод парадоксальной интенции и логотерапии

В. Франкла как способы избавления от тревоги

     Вероятно, наибольший вклад в психологии XX в. в понимание феноменов тревоги  и страха, их места и роли в  жизни человека внесли Виктор Франкл и Сальваторе Мадди, предложившие свои оригинальные теории «логотерапии», «парадоксальной интенции» и «экзистенциального выбора». Франкл, как действующий психолог, разработал метод парадоксальной интенции и логотерапии для того, чтобы избавлять людей от тревоги, страхов и душевных проблем, связанных с утратой смысла жизни.

     Впервые Франкл применил метод парадоксальной интенции при лечении своего пациента, чья жизнь была отравлена постоянным страхом инфаркта, хотя сердце его было совершено здорово. Франкл концентрировал внимание пациента на этом страхе, заставляя его думать только о нем, настаивая на том, чтобы инфаркт наступил прямо у Франкла в кабинете. И чем больше он настаивал на этом, тем меньше оставалось тревоги: она трансформировалась сначала в ярость, а потом в здоровый смех пациента над собой. В этом и заключается метод парадоксальной интенции: человек избавляется от рефлекса навязчивого состояния и реакции. Когда человеку удается «заменить» свой страх посредством парадоксального его усиления, он дистанцируется от него, учится смотреть своим страхам в лицо. Таким образом, человек должен идти навстречу своему страху, должен усилить его до предела.

     Метод Франкла позволяет довольно успешно бороться со страхами и фобиями, но экзистенциальная тревога ему не поддается, поскольку у нее нет объекта, нечего усилить, не с чем бороться, кроме своего бытия. Если человек страдает не от конкретных страхов, у которых выражен объект, но от экзистенциальной тревоги, если он осознал ее и готов нести ответственность за свое бытие, ему поможет метод логотерапии, разработанный Франклом.

     Логотерапия – это способ преодоления тревог и обретения смысла жизни, вернее, благодаря обретению смысла. Франкл предложил свой метод именно в то время, когда впервые стали говорить о «веке тревоги», когда и психологи, и философы обратили внимание на массовый синдром потери смысла жизни, выражавшийся в разных формах – от депрессии и наркомании до болезней и суицида. Создавая свой метод, Франкл исходил из убеждения, что смысл жизни, обретение ответственности за себя и за других помогает выжить в любых ситуациях, прожить жизнь с достоинством. Поиск своей индивидуальности, своих ответов на разные вопросы, своего места в жизни является неотъемлемой потребностью человека. Безусловно, все это требует определенных качеств и усилий со стороны самого человека – это и ответственность, и принятие тревоги, и желание искать самого себя. Человек, способный на все это, развивает свою душу, сердце и ум, становится индивидуальностью. Те же, кто предпочитают променять себя, со своей ответственностью и тревогой, на спокойствие, ввергают себя в«экзистенциальный вакуум», отсутствие смысла, пассивность и апатию. Поскольку Франкл считает такой способ существования неприемлемым для человека, он предлагает метод поиска и обретения смысла, основанный на ответственности человека не только за себя, но и за других. Согласно его мнению, именно забота о других способна внести смысл в существование человека, заставить его ощутить свою индивидуальность и ответственность. Но найти смысл мало, еще важнее его удержать, бороться за него, что гораздо труднее.

Теория  экзистенциального  выбора Сальваторе Мадди

     Мадди в своей теории экзистенциального выбора предложил объяснение типов человеческого существования и место тревоги в нем. Экзистенциальный выбор заключается в том, что человек, делая выбор, всегда делает выбор между будущим и прошлым. Выбирая будущее, человек выбирает свободу, но вместе с тем и тревогу, в силу неизвестности будущего. Столкнувшись с тревогой, человек опять может выбирать – отказаться отнее и от свободы в пользу спокойствия или принять их. Выбрав прошлое, неизменчивость, человек получает чувство вины за неиспользованные возможности. Таким образом, у человека всегда есть выбор между тревогой и виной. Прошлое означает остановку роста личности, отсутствие возможностей, но и стабильность, перекладывание ответственности на других; будущее – тревогу, полную ответственность, но и развитие личности, различные возможности. Мадди продолжает исследовать проблему смысла, включая ее в свою теорию экзистенциального выбора. Человек, выбравший прошлое, утрачивает смысл, заболевает «экзистенциальным неврозом». Жизнь такого человека становится скучна, пассивна, полностью лишена индивидуальности. Мы видим, что Мадди описывает уже знакомую «невротическую личность нашего времени» (Хорни К.), неспособную формировать свое собственное мнение по какому-либо поводу, во всем идущую на поводу общественного мнения и принятых в обществе стереотипов. Мадди исследует три стадии «экзистенциального невроза»:

     1) фанатизм, выражающийся в потребности  постоянного действия, не оставляющего времени на размышления (соответствует наркомании у Хорни – способу избегания тревоги);

     2) нигилизм, выражающийся в агрессивном  отношении ко всему, претендующему на смысл (сходен с четвертым способом избегания тревоги по Хорни – избеганию мыслей, чувств, ситуаций, провоцирующих появление тревоги);

     3) полная утрата какого бы то  ни было смысла жизни.

     Для более полного понимания типа человека, подверженного «экзистенциальному неврозу», Мадди вводит два типа развития личности человека в зависимости от потребностей, доминирующих в его жизни. Потребности подразделяются Мадди на три группы: биологические, социальные и психологические. Отметим, что первые две группы потребностей были предложены и исследованы многими психологами; третья же группа – психологическая – до Мадди не включалась в потребности человека. Итак, первый тип личности, который Мадди называет конформистским, – человек живет только биологическим и социальными потребностями. Такой человек существует для удовлетворения своих биологических и социальных нужд, воспринимает себя и выстраивает линию поведения только как человек биологический и социальный. При втором типе личности, индивидуалистском, для человека главное – его психологические потребности, которые и влияют на поведение человека. Он выходит за рамки биологических нужд и навязываемых социальных ролей, для него важно удовлетворить потребности в собственном суждении, воображении и символизации. Такой человек способен сам выстраивать картину мира, опираясь на свои суждения и мнения; различные обстоятельства и факты складываются у него в единую картину, причины и следствия выстраиваются во временной перспективе. Индивидуалист сам отвечает за свое будущее, за свое бытие и видение мира. И, в отличие от конформиста, верит и сообразуется с самим собой, а не с навязанными извне шаблонами.

Заключение

     Итак, подведя итог всему вышесказанному, отметим ключевые моменты:

     1. Жизнь каждого человека изначально  наполнена тревогой. Тревога является неотъемлемой частью человеческого бытия. Она непосредственно связана с ответственностью человека за свое бытие.

     2. Каждый человек вправе принять  тревогу либо отречься от нее. При этом, избегая тревоги, человек лишается своей индивидуальности, перекладывает ответственность за свое существование на других.

     3. Существует множество способов  избавления от тревоги, как сознательных, так и неосознаваемых, каждый из которых ведет либо к полному слиянию с массой, либо к возникновению неврозов, либо и к тому, и к другому вместе взятым.

     4. Самым распространенным способом  ухода от тревоги и ответственности в наше время является превращение тревоги в конкретные страхи. Этот способ описывали большинство занимавшихся проблемой тревоги философов и психологов.

 

Литература

  1. Изард К.Э. Эмоции человека. - СПб.: Питер, 2002.-740с. 
  2. Изард К.Э. Психология эмоций.- СПб.: Питер,1999.-403с.
  3. Мадди. Теории личности. Сравнительный анализ. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. -  486 с.
  4. Хорни К. Самоанализ / Пер. с англ. под ред. А. Боковикова. - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2002. -448 с.
  5. Франкл В.Э. Психотерапия на практике – Спб.: Речь, 2000в. - 256с.
  6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.- М.: Владос, 1999.- 256с.

Предметный  указатель

 

Логотерапия10

Парадоксальная интенция10

Страх4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Тревога4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

   экзистенциальная  тревога7, 10

Невроз6, 8, 9, 12, 14

   экзистенциальный  невроз12 
 

     Именной указатель 

Изард, Кэррол Эллис 5

Кьеркегор, Сёрен Обю 6, 8

Мадди, Сальваторе 10, 12

Франкл, Виктор 10, 11

Фрейд, Зигмунд 6, 7, 8

Хорни, Карен 8, 9, 12

Информация о работе Тревога и страх - психологические аспекты (по работам З. Фрейда, К. Хорни, В. Франкла и С. Мадди)