Тревожность младших школьников в учебном процессе и ее коррекция посредством рисуночной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Однако большинство исследователей сходятся в оценке негативного влияния тревожности на развитие личности младшего школьника. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке. А неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, очень внушаем. Увеличение ответственности в учебной или другой деятельности оборачивается для таких детей чрезмерными переживаниями. Отрицательными следствиями могут также стать минимизация целей, уход от ответственности, психические барьеры в развитии школьника.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА №1

 

Тревожность младших  школьников в учебном процессе и  ее коррекция посредством рисуночной терапии 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  увеличилось число тревожных  детей, с повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Определенный уровень  тревожности – естественная и  обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.

Однако большинство  исследователей сходятся в оценке негативного влияния  тревожности на развитие личности младшего школьника.  Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке. А неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, очень внушаем. Увеличение ответственности в учебной или другой деятельности оборачивается для таких детей чрезмерными переживаниями. Отрицательными следствиями могут также стать минимизация целей, уход от ответственности, психические барьеры в развитии школьника.

Отрицательные последствия  тревожности выражаются и  в том  что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности  может отрицательно сказаться на формировании дивергентного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и  продуктивность деятельности, высокий  уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального  функционирования личности, поэтому он нуждается в коррекции.

Одним из наиболее эффективных методов коррекции тревожности является арттерапия, основанная на искусстве, в том числе и на рисовании Рисуночная терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развивает художественные способности. Эффективность применения  рисуночной терапии позволяет исследовать чувства, способствует их выражению на символическом уровне.

Следовательно,  проблема тревожности на современном этапе является весьма актуальной. Отсюда, возникает противоречие между  необходимостью решения проблемы коррекции тревожности младших школьников методами рисуночной терапии и недостаточной их теоретической и практической разработанностью.

Это служит основанием для  формулировки проблемы исследования – каковы условия коррекции тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии в условиях начальной школы.

 Целью данного исследования является определение возможностей коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством рисуночной терапии в условиях начальной школы.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера.

Исходя из цели и гипотезы исследования, задачами нашей работы являются:

1.Раскрыть сущность тревожности как психолого-педагогической проблемы.

2. Охарактеризовать факторы, влияющие на развитие тревожности младших школьников.

3. Определить основные характеристики рисуночной терапии как метода коррекции тревожности.

  1. Теоретические основы тревожности

    1. Анализ тревожности как психолого-педагогической проблемы.

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности. Большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения[13].

Проблемой тревожности занимались разные педагоги и психологи. Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Так, основатель психоанализа З. Фрейд рассматривал тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Он утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность[22].

 В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться. То есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере  испытывает чувство тревоги.

Так,  А. М. Прихожан указывает, что тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги. Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального[17].

По мнению К. Хорни  тревожность является эмоциональной  реакцией на опасность. В отличие  от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и  неопределенностью[27].

Следовательно, под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий[13].

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Тревожность понимается как последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций[14,8].

В зависимости от причин, вызывающих тревожность, выделяют несколько ее видов: ситуативная и личностная, общая и специфическая, адекватная и неадекватная.

Ситуативная тревожность определяется Спилбергером как эмоциональная реакция, которая характеризуется мрачными предчувствиями, субъективным ощущением напряженности, нервозности, беспокойства и сопровождается активизацией вегетативной нервной системы[25].

 Личностная тревожность является относительно постоянной характеристикой человека, которая выражается в том, что широкий спектр ситуаций ощущается как опасный или угрожающий.

 Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности позволяет прогнозировать вероятность возникновения состояний тревоги в будущем. Высокотревожные субъекты будут воспринимать ситуации с наличием стрессоров как более угрожающие, и будут испытывать более выраженный уровень ситуативной тревожности.

Данный вид тревожности  является наиболее значимым для этого исследования, так как оказывает наибольшее влияние на развитие и социализацию человека.

 В дополнение к этому Ю. Л. Ханин подразделяет личностную тревожность на общую и специфическую.

Общая тревожность проявляется во всех жизненных ситуациях человека и вызывается большим количеством факторов разнообразного рода. Это означает, что высокотревожные субъекты в большинстве ситуаций будут испытывать высокий уровень ситуативной тревожности.

 Специфическая тревожность — это устойчивая тревожность в какой-либо сфере, вызываемая определенным типом ситуаций. Поэтому индивиды с высоким уровнем специфической личностной тревожности испытывают состояние тревоги в одних ситуациях и могут чувствовать себя достаточно спокойно в других ситуациях[25].

Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и неадекватная тревожность, или собственно тревожность — в благополучных для индивида областях действительности[3].

Существуют различные формы тревожности - особые сочетания характера переживания, осознания, вербального и невербального его выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении  к этому переживанию.

А. М. Прихожан выделяет  наличие двух основных категорий тревожности:

открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

скрытая — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем — через специфические способы поведения.

Согласно К. Хорни, мы можем различать два типа тревожности:

базальную тревожность, которая возникает в ответ на потенциальную опасность;

явно выраженную тревожность, которая возникает в ответ на явно выраженную опасность.

Тревожность того и другого  типа - потенциальная или явно выраженная - может быть по различным причинам вытеснена; тревожность может проявляться  лишь в сновидениях, в сопутствующих физических симптомах, в общем беспокойстве, но сознательно не восприниматься.

 

    1. Психологические особенности тревожной личности.

 

Термин «личностная  тревожность» используется для обозначения  относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. В данном случае тревожность означает свойство личности. Уровень личностной тревожности определяется исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Тревожность как свойство личности, вслед за Ж. Тейлор, традиционно определяют в виде тенденции переживания нейтральной ситуации как угрожающей и соответствующей этому поведенческой тенденции избегания воображаемой угрозы. Тревожность рассматривается в качестве устойчивой характеристики личности, как ее свойство, которое отражает потенциальную предрасположенность расценивать различные ситуации как содержащие в себе угрозу.

Функциональный аспект исследования личностной тревожности  предполагает рассмотрение ее как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека[5].

В психологической сфере  тревожность проявляется в изменении  уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности  в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере. В ряде работ раскрывается связь тревожности с особенностями нервной системы, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных заболеваний.

Причиной тревожности  на психологическом уровне может быть неадекватное восприятие субъектом самого себя. Тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции — потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувство неуверенности — с другой.

На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы. Существует точка зрения на детерминацию тревожности врожденными психодинамическими особенностями, особенностями конституции, рассогласованием в деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, различными заболеваниями[9].

Личностная тревожность  не обязательно проявляется непосредственно  в поведении, она имеет выражение  субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон жизнедеятельности, угнетающий психику. Анализ публикаций позволил нам выявить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:

1.Повышенная тревожность  может дезорганизовать любую  деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке. А неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Увеличение ответственности в учебной или другой деятельности оборачивается для таких учащихся чрезмерными переживаниями. Отрицательными следствиями могут также стать минимизация целей, уход от ответственности, психические барьеры в развитии школьника.

2. Отрицательные последствия тревожности выражаются и в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

 3. Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности.

Информация о работе Тревожность младших школьников в учебном процессе и ее коррекция посредством рисуночной терапии