Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:27, курсовая работа
Предмет исследования –тренинг общения ,как условие формирования межличностных отношений сотрудников. Гипотеза : предполагается , что тренинг общения будет являться эффективным условием формирования межличностных отношений в коллективе ,если : - использовать элементы рефлексии -создавать атмосферу доверия и открытости -устанавливать обратную связь участников тренинга . Задачи: -На основе анализа психологической литературы ,рассмотреть подходы к проблеме межличностных отношений в коллективе. -Дать характеристику тренинга общения ,как условие формирование межличностных отношений сотрудников. -Разработать проект тренинга общения по формированию межличностных отношений сотрудников.
Введение…………………………………………………………………………2
1.1Теоретическое исследование общения как межличностного взаимодействия………………………………………………………………….4
1.2.Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
2.Тренинг для рабочего коллектива………………………………………….16
Выводы………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………….40
12:05-12:25Упражнение 5 « Несмеяна».
Цель :Снятие эмоциональных барьеров.
Ход работы :я говорю: «Группа
делиться на 2 команды .Первая команда
– это Царевна Несмеяна и ее подданные.
Они очень грустные никогда не улыбаются,
ничем интересным не занимаются. Во второй
команде – веселые ребята коллектива.
Они должны рассмешить первую команду.
При этом можно делать все что угодно:
прыгать, рассказывать смешные истории,
строить рожицы, но нельзя прикасаться
руками к участникам первой команды».
13:30-13:50 Веселая разминка «Построимься»
Цель :обработка гибкости невербального общения.
Задача:знакомство с базовыми
навыками общения,выделение вербальных
и невербальных элементов общения.
13:50-13:55Обратная связь:Какие чувства вы испытывали при выполнении этого упражнения?
13:55-14:05 Упражнение 6 «Разговор через стекло»
Цель:раскрытие важности невербальных средств общения
Задача:ознакомление с невербальными средствами общения
Ход работы : я говорю : «работа в паре ,двое участников с помощью жестов стараются договориться. Тему я сообщаю только одному , и он должен передать эту информацию, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать запрещено».
14:05-14:10 Обратная связь: «поняли ли вы друг друга? Смогли договорится?»
14:10-14:25Упражнение 7 «Иди ко мне »
Цель-формирование эмоционального
контакта с помощью невербальных
средств.
14:25-14:30 Обратная связь : «Что вы чувствовали когда обнимали друг друга» ?
14:30-14:45 Упражнение 8.Живые руки
Цель:упражнение на активацию взаимодействие .
Задача : тренировка внимания
по отношению к другим людям,эмпатийное
взаимопонимание .
14:50-15:05 Кофе-пауза.
15:05-15:25 Веселая разминка Вальс
дружбы
15:25-15:30 Обратная связь:Тяжело ли было удержать предмет?
15:30-15:50Упражнение 9 «Выражение чувств»
Цель:открытое проявление эмоций социально приемлимыми способами .
Задача:ознакомление с эмоциями окружающих
Ход работы: я говорю: «Группа
я предлагаю разделиться на пары.
Один участник произносит фразу, напечатанную
на карточке, задача второго участника
состоит в том, чтобы выслушать
партнера и максимально точно
пересказать чувства, которые тот
испытывает. Для выполнения упражнения
я вывешу на доску плакат:
«Этапы отражения чувств собеседника»:
1). Повторить своими словами то, что сказал вам собеседник (отражение содержания).
2). Назвать чувства, которые собеседник, по вашему мнению, испытывает.
3). Не оценивать чувства
собеседника. Просто
15:50-15:55Обратная связь : «что для вас чувства позитивные ,а какие негативные?»
15:55- 16:15Упражнение 3. «Слепой футбол »
Цель: учить вниманию,ответственности ,формирование чувства доверия к людям.
Задача:усовершенствования умения играть по правилам и до конца
Ход работы:я говорю : «сейчас
группа поделится на две группы . игроки
в каждой команды играют с завязанными
глазами. Каждый игрок имеет персонального
тренера управляющего своим игроком при
помощи звуков и прикосновений. Ноги игрока
и тренера связаны между собой в голеностопе.
Бить по мячу имеет право только игрок.
Во вратарской площадке не имеет права
находиться ни один из участников обеих
команд. Игра проходит в два тайма.»
16:20-16:50Упражнение 4."Безопасное место".
Цель: развитие чувственного восприятия и навыков управления своими эмоциями.
Задачи :ознакомление с приемами расслабления .
Ход работы :Я говорю: "Сядьте поудобней, расслабьтесь, сделайте два - три глубоких вдоха и закройте глаза. Почувствуйте, как приятное тепло обволакивает ваше тело. Теперь вспомните ваше любимое место. Это самое безопасное место, где вы себя чувствуете уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки, цвета, запахи, окружающие предметы. Несколько минут понаблюдайте за этим местом. Теперь мысленно перенеситесь туда и побудьте некоторое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли и чувства. (Ведущий дает возможность побыть в этом состоянии участникам 5-10 минут). Теперь сделайте 2-3 глубоких вдоха и откройте глаза.
16:45-17:00 Обратная связь.Я спрашиваю: «понравилось ли вам это упражнение?Какие чувства вы испытывали при проведении этого упражнения?»
2тренинг-день
9:00-9:15 Я говорю: « Вчера мы с вами провели много упражнений , расскажите какие чувства вы испытывали?какие упражнения было сложнее всего выполнить?»
9:15-9:35 Упражнение 1 «За стеклом».
Цель: отработка умений невербального взаимодействия, формирование установки на взаимопонимание, сплочение группы.
Задача:ознакомление с навыками взаимопонимания.
Ход работы :Я говорю:«Участники разбирают карточки, на каждой из которых написано чувство. Один из участников выходит в центр круга и изображает ее (жестами, мимикой), а группа отгадывает. После того, как заданное чувство будет угадано, обсуждаются ситуации, в которых оно проявляется».
9:35-9:40 Обратная связь.Я говорю: «Понравилось ли вам упражнение?Какое чувство отгадать было сложнее всего?»
9:40-10:00 Мини-лекция. «Выражение эмоций».
Я говорю:
« Мы испытываем разные чувства,
а затем выражаем их. Можно замкнуться
в себе и подавить свои чувства. Почему
не всегда, получается, справиться со своими
эмоциями? Потому, что, расслабляясь или
раздражаясь, мы не влияем на ситуацию.
А как можно изменить ситуацию? Можно сделать
так, чтобы другому (Например, обидчику)
стало плохо. Но есть и еще один способ
выразить чувства, не обидев другого, но
при этом повлиять на ситуацию. Этот способ
называется «Я - высказывания». Сейчас
я объясню вам разницу между «Я - высказыванием»
и «Ты - высказыванием». Например, использование
в речи «Я высказывания» делает общение
более непосредственном, помогает выразить
свои чувства, не унижая другого человека.
«Я - высказывание» предполагают ответственность
говорящего за свои мысли и чувства (Я
очень беспокоюсь, если тебя нет дома к
10 часам вечера), а не нацелено, как «Ты
- высказывание», на то, чтобы обвинить
другого человека («Ты опять пришел домой
в 11 часов вечера!»). Если мы используем
«Ты - высказывание», то человек, к которому
мы обращаемся, испытывает негативные
эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование
«Я - высказывания» позволяет человеку
выслушивать вас и спокойно вам ответить.
10:00-10:05 Обратная связь.Я спрашиваю : «Выделили вы из лекции для себя что-то важное?»
10:05-10:20 Упражнение 2 «Выход отрицательных эмоций »
Цель:снять напряжение
Ход работы : Я говорю : «представте себе ситуацию: вы находитесь в обстановке, которая вызывает у вас негативные эмоции. Попробуйте представить, что ваше собственное «Я», контролирующее мысли, движения и эмоции, находится… вне тела. При этом тело живет и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить, что ваше «Я» наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые «кнопки» — эмоциями. При этом как телесные, так и душевные движения становятся отстраненными от вашего «Я», переживаются как нечто искусственное, как будто это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощенные их психологической составной частью, отделенные от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем «вернитесь» в собственное тело (ассоциируйтесь с ним), чтобы в прямом смысле вновь ощутить полноту переживаний.
10:20-10:25 Обратная связь: «Что вы чувствовали при проведении этого упражнения,чему научились?
10:25-10:40 Кофе-пауза.
10:40-10:55 Веселая разминка «Хрюкните ,те .кто…»
Цель занятия - развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления.
Задача:развитие умения адекватно воспринимать других людей.
Ход работы: Я говорю: «Участники сидят на стульях по кругу, один из них водящий произносит фразу: "Хрюкните те, кто…" (продолжение фразы может быть любым, например: "…умеет ездить на велосипеде"), следующий водящий произносит следующую фразу, подходящую по смыслу.
Примерный перечень фраз:
1. Мяукните те, кто любит слушать музыку
2. Прокукарекайте те, кто хоть раз в жизни не слушался маму
3. Пожмите соседу справа руку те, кто хоть раз в жизни дрался
4. Потанцуйте те, кто умеет свистеть и т.д.
10:55-11:00 Обратная связь .Я спрашиваю: «Какие чувства вы испытывали во время этого упражнения?»
11:00-11:35Упражнение 2. "Кто это?"
Цель:ознакомление с мнением окружающих о своей личности.
Задача:усовершенствование взаимоотношений в коллективе.
Ход работы:Я говорю «Ведущий заготавливает полоски бумаги с именами участников, которые помещаются в шапку, и пускает ее по кругу. Каждый по очереди вытаскивает листок с именем и, не называя его, описывает данного человека, черты его характера, манеру поведения, личностные особенности и т.д. При этом необходимо избегать описания внешних данных (рост, вес, цвет волос, глаз), а так же оценочных суждений. Остальные участники должны угадать, кто это».
11:35-11:40 Обратная связь. Я спрашиваю: «Легко ли Вам было описывать других людей» ?
«Когда описували Вас,вы узнавали в этом описании себя»?
«Соответствует ли описание вашим черами характера?»
11:40-12:05 Упражнене 3 «Мойка машины»
Цель: творческое взаимодействие с другими членами группы.
Задача:усовершенствование сенсорной чувствительности.
Ход работы:
Я говорю: «Группа выстраивается в две шеренги, лицом друг к другу. Один человек (в начале шеренги) - "машина", второй (в конце шеренги) - "сушилка". "Машина" проходит между шеренгами, все ее "моют", поглаживая, протирая, делая это бережно и аккуратно. "Сушилка" должна его "высушить" - обнять. Потом "сушилка" становится в шеренгу, прошедший "мойку" становится "сушилкой". С начала шеренги идет следующая "машина" и все повторяется, пока не пройдут все участники группы.»