Тренинг межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования –тренинг общения ,как условие формирования межличностных отношений сотрудников. Гипотеза : предполагается , что тренинг общения будет являться эффективным условием формирования межличностных отношений в коллективе ,если : - использовать элементы рефлексии -создавать атмосферу доверия и открытости -устанавливать обратную связь участников тренинга . Задачи: -На основе анализа психологической литературы ,рассмотреть подходы к проблеме межличностных отношений в коллективе. -Дать характеристику тренинга общения ,как условие формирование межличностных отношений сотрудников. -Разработать проект тренинга общения по формированию межличностных отношений сотрудников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.1Теоретическое исследование общения как межличностного взаимодействия………………………………………………………………….4
1.2.Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
2.Тренинг для рабочего коллектива………………………………………….16
Выводы………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

KSRnnaaado.docx

— 69.35 Кб (Скачать файл)

12:05-12:25Упражнение 5 « Несмеяна».

Цель :Снятие эмоциональных барьеров.

Ход работы :я говорю: «Группа делиться на 2 команды .Первая команда – это Царевна Несмеяна и ее подданные. Они очень грустные никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Во второй команде – веселые ребята коллектива. Они должны рассмешить первую команду.  При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам первой команды».                                                                                                                          12:25-12:30 Обратная связь :у второй команды спрашиваю «какие средства использовали?тяжело ли было рассмешить»                                                                   У команды Несмеяны спрашиваю : «тяжело ли было устоять ,что б не рассмеятся?»                                                                                                                    12:30-13:30 Обед

13:30-13:50 Веселая разминка «Построимься»

Цель :обработка гибкости невербального общения.

Задача:знакомство с базовыми навыками общения,выделение вербальных и невербальных элементов общения.                                                                              Ход работы: я говорю « предлагаю поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?                            Для начала я даю команду: «Построиться по росту»,далее «постройтесь по дате рождения».После построения ,каждый участник поочередно озвучивает свои дни рождения ,проверяется правильность выполнения задания.

13:50-13:55Обратная связь:Какие чувства вы испытывали при выполнении этого упражнения?

13:55-14:05 Упражнение 6 «Разговор через стекло»

Цель:раскрытие важности невербальных средств общения

Задача:ознакомление с невербальными средствами общения

Ход работы : я говорю : «работа в паре ,двое участников с помощью жестов стараются договориться. Тему я  сообщаю только  одному , и он должен передать эту информацию, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать запрещено».

14:05-14:10 Обратная связь: «поняли ли вы друг друга? Смогли договорится?»

14:10-14:25Упражнение 7 «Иди ко мне »

Цель-формирование эмоционального контакта с помощью невербальных средств.                                                                                                                             Задача :усвоение эмоционального контакта при невербальной общении.               Ход работы:я говорю : «А теперь ходите по комнате и время от времени, встречаясь с кем-нибудь, говорите: «Иди ко мне!» При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя, друг к другу, обнимитесь и постойте так.

14:25-14:30 Обратная связь : «Что вы чувствовали когда обнимали друг друга» ?

14:30-14:45 Упражнение 8.Живые руки

Цель:упражнение на активацию взаимодействие .

Задача : тренировка внимания по отношению к другим людям,эмпатийное взаимопонимание .                                                                                                                          Ход работы:я говорю : « Сейчас я завяжу глаза всем участникам ,и с завязанными глазами вы будете контактировать только руками,касаясь друг друга ,пожимая руки.                                                                                                                                             14:45-14:50Обратная связь: «какие чувства и эмоции ,вы испытывали во время упражнения?»

14:50-15:05 Кофе-пауза.

15:05-15:25 Веселая разминка Вальс дружбы                                                                                  Цель упражнения - отработка умений невербального взаимодействия, формирование установки на взаимопонимание, сплочение группы.                          Ход работы:я говорю: «Сейчас все разделяются на пары, становятся лицом друг к другу, соединяются лбами, между ними зажимается какой-нибудь предмет. Руки за спиной. Звучит музыка. Все должны танцевать в таком положении, не роняя предмета. Пара, которая не удержит его, выбывает из игры.Выигрывают самие стойкие.»

15:25-15:30 Обратная связь:Тяжело ли было удержать предмет?

15:30-15:50Упражнение 9 «Выражение чувств»

Цель:открытое проявление эмоций социально приемлимыми способами .

Задача:ознакомление с эмоциями окружающих

Ход работы: я говорю: «Группа  я предлагаю разделиться на пары. Один участник произносит фразу, напечатанную на карточке, задача второго участника  состоит в том, чтобы выслушать  партнера и максимально точно  пересказать чувства, которые тот  испытывает. Для выполнения упражнения я вывешу на доску плакат:                   

 «Этапы отражения чувств  собеседника»:

1). Повторить своими словами  то, что сказал вам собеседник (отражение содержания).

2). Назвать чувства, которые  собеседник, по вашему мнению, испытывает.

3). Не оценивать чувства  собеседника. Просто пересказать  их.

15:50-15:55Обратная связь : «что для вас чувства позитивные ,а какие негативные?»

15:55- 16:15Упражнение 3. «Слепой футбол »

Цель: учить вниманию,ответственности ,формирование чувства доверия к людям.

Задача:усовершенствования умения играть по правилам и до конца

Ход работы:я говорю : «сейчас группа поделится на две группы . игроки в каждой команды играют с завязанными глазами. Каждый игрок имеет персонального тренера управляющего своим игроком при помощи звуков и прикосновений. Ноги игрока и тренера связаны между собой в голеностопе. Бить по мячу имеет право только игрок. Во вратарской площадке не имеет права находиться ни один из участников обеих команд. Игра проходит в два тайма.»                                                                                                                              16:15-16:20 Обратная связь: «Какие переживания и мысли возникли в ходе выполнения упражнения?»

16:20-16:50Упражнение 4."Безопасное место".

Цель: развитие чувственного восприятия и навыков управления своими эмоциями.   

Задачи :ознакомление с приемами расслабления .

Ход работы :Я говорю: "Сядьте поудобней, расслабьтесь, сделайте два - три глубоких вдоха и закройте глаза. Почувствуйте, как приятное тепло обволакивает ваше тело. Теперь вспомните ваше любимое место. Это самое безопасное место, где вы себя чувствуете уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки, цвета, запахи, окружающие предметы. Несколько минут понаблюдайте за этим местом. Теперь мысленно перенеситесь туда и побудьте некоторое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли и чувства. (Ведущий дает возможность побыть в этом состоянии участникам 5-10 минут).  Теперь сделайте 2-3 глубоких вдоха и откройте глаза.

16:45-17:00 Обратная связь.Я спрашиваю: «понравилось ли вам это упражнение?Какие чувства вы испытывали при проведении этого упражнения?»

 

 

 

 

2тренинг-день

9:00-9:15 Я говорю: « Вчера мы с вами провели много упражнений , расскажите какие чувства вы испытывали?какие упражнения было сложнее всего выполнить?»

9:15-9:35 Упражнение 1 «За стеклом».

Цель: отработка умений невербального взаимодействия, формирование установки на взаимопонимание, сплочение группы.

Задача:ознакомление с навыками взаимопонимания.

Ход работы :Я говорю:«Участники разбирают карточки, на каждой из которых написано чувство. Один из участников выходит в центр круга и изображает ее (жестами, мимикой), а группа отгадывает. После того, как заданное чувство будет угадано, обсуждаются ситуации, в которых оно проявляется».

9:35-9:40 Обратная связь.Я говорю: «Понравилось ли вам упражнение?Какое чувство отгадать было сложнее всего?»

9:40-10:00 Мини-лекция. «Выражение эмоций».

Я говорю:

« Мы испытываем разные чувства, а затем выражаем их. Можно замкнуться в себе и подавить свои чувства. Почему не всегда, получается, справиться со своими эмоциями? Потому, что, расслабляясь или раздражаясь, мы не влияем на ситуацию. А как можно изменить ситуацию? Можно сделать так, чтобы другому (Например, обидчику) стало плохо. Но есть и еще один способ выразить чувства, не обидев другого, но при этом повлиять на ситуацию. Этот способ называется «Я - высказывания».  Сейчас я объясню вам разницу между «Я - высказыванием» и «Ты - высказыванием». Например, использование в речи «Я высказывания» делает общение более непосредственном, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. «Я - высказывание» предполагают ответственность  говорящего за свои мысли и чувства (Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера), а не нацелено, как «Ты - высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел домой в 11 часов вечера!»). Если мы используем «Ты - высказывание», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я - высказывания» позволяет человеку выслушивать вас и спокойно вам ответить.                                                                                                                   События бывают разными, но за наши чувства отвечаем только мы. Вместо  того чтобы обвинять кого-то, мы можем рассказать о своих чувствах. Это не вызывает раздражения и помогает решить проблему».

10:00-10:05 Обратная связь.Я спрашиваю : «Выделили вы из лекции для себя что-то важное?»

10:05-10:20 Упражнение 2  «Выход отрицательных эмоций »

Цель:снять напряжение                                                                                                  Задача :усвоение навыками владения эмоциями

Ход работы : Я говорю : «представте себе ситуацию: вы находитесь в обстановке, которая вызывает  у вас негативные эмоции. Попробуйте представить, что ваше собственное «Я», контролирующее мысли, движения и эмоции, находится… вне тела.  При этом тело живет и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить, что ваше «Я» наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые «кнопки» — эмоциями. При этом как телесные, так и душевные движения становятся отстраненными от вашего «Я», переживаются как нечто искусственное, как будто это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощенные их психологической составной частью, отделенные от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем «вернитесь» в собственное тело (ассоциируйтесь с ним), чтобы в прямом смысле вновь ощутить полноту переживаний.

10:20-10:25 Обратная связь: «Что вы чувствовали при проведении этого упражнения,чему научились?

10:25-10:40 Кофе-пауза.

10:40-10:55 Веселая разминка  «Хрюкните ,те .кто…»

Цель занятия - развитие адекватного  восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления.

 Задача:развитие умения адекватно воспринимать других людей.

Ход работы: Я говорю: «Участники сидят на стульях по кругу, один из них водящий произносит фразу: "Хрюкните те, кто…" (продолжение фразы может быть любым, например: "…умеет ездить на велосипеде"), следующий водящий произносит следующую фразу, подходящую по смыслу.

 Примерный перечень  фраз:

1.  Мяукните те, кто  любит слушать музыку

2.  Прокукарекайте те, кто хоть раз в жизни не  слушался маму

3.  Пожмите соседу справа  руку те, кто хоть раз в жизни  дрался

4.  Потанцуйте те, кто  умеет свистеть и т.д.

10:55-11:00 Обратная связь .Я спрашиваю: «Какие чувства вы испытывали во время этого упражнения?»

11:00-11:35Упражнение 2. "Кто это?"

Цель:ознакомление с мнением окружающих о своей личности.

Задача:усовершенствование взаимоотношений в коллективе.

Ход работы:Я говорю «Ведущий заготавливает полоски бумаги с именами участников, которые помещаются в шапку, и пускает ее по кругу. Каждый по очереди вытаскивает листок с именем и, не называя его, описывает данного человека, черты его характера, манеру поведения, личностные особенности и т.д. При этом необходимо избегать описания внешних данных (рост, вес, цвет волос, глаз), а так же оценочных  суждений. Остальные участники должны угадать, кто это».

11:35-11:40 Обратная связь.  Я спрашиваю: «Легко ли Вам было описывать других людей» ?

«Когда описували Вас,вы узнавали в этом описании себя»?

«Соответствует ли описание вашим черами характера?»

11:40-12:05 Упражнене 3 «Мойка  машины»

Цель: творческое взаимодействие с другими членами группы.

Задача:усовершенствование сенсорной чувствительности.

Ход работы:

Я говорю: «Группа выстраивается в две шеренги, лицом друг к другу. Один человек (в начале шеренги) - "машина", второй (в конце шеренги) - "сушилка". "Машина" проходит между шеренгами, все ее "моют", поглаживая, протирая, делая это бережно и аккуратно. "Сушилка" должна его "высушить" - обнять. Потом "сушилка" становится в шеренгу, прошедший "мойку" становится "сушилкой". С начала шеренги идет следующая "машина" и все повторяется, пока не пройдут все участники группы.»

Информация о работе Тренинг межличностного взаимодействия