Тренинг публичных выступлений и составляющие его модули

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение тонкостей публичного выступления и детализация психологических приемов, повышающих эффективность делового общения и приобретение соответствующих навыков - цель данной работы.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
Определить роль тренинга в подготовке к публичному выступлению.
Рассмотреть модули, составляющие тренинг по приобретению навыков, необходимых при публичном выступлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Тренинг публичных выступлений и составляющие его модули……5
Глава II Модуль № 1. Осознание цели выступления………………………….7
Глава III Модуль № 2. Формирование уверенности в себе…………………..8
Глава IV Модуль № 3. Влияние личности на аудиторию…………………...10
Глава V Модуль № 4. Приемы установления психологического контакта с
аудиторией…………………………………………………………….13
Глава VI Модуль № 5. Завершение публичного выступления – призыв к
действию………………………………………………………………14
Глава VII Практическая часть. Упражнение «Как преодолеть страх перед
публичным выступлением?» ………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованных источников………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

тренинг.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I  Тренинг публичных выступлений и составляющие его модули……5

Глава II Модуль № 1. Осознание цели выступления………………………….7

Глава III Модуль № 2.  Формирование уверенности в себе…………………..8

Глава IV Модуль № 3.  Влияние личности на аудиторию…………………...10

Глава V Модуль № 4.  Приемы установления психологического контакта с  

               аудиторией…………………………………………………………….13

Глава VI Модуль № 5.  Завершение публичного выступления – призыв к

                действию………………………………………………………………14

Глава VII Практическая часть. Упражнение «Как преодолеть страх перед

                 публичным выступлением?» ………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованных источников………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей,  но для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере требуется развитие коммуникативных возможностей современного человека. Одним из таких коммуникативных навыков и является публичное выступление.

Для того чтобы публичное выступление было успешным и производило эффективное  впечатление на аудиторию, необходимо придерживаться определенных правил, опираясь также и  на основные слагаемые самого́ выступления. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Чтобы этого достичь, необходимо изучать особенности публичных выступлений, а это и личность оратора, и  создание его соответствующего имиджа, и поведенческие аспекты работы с аудиторией и т.д.

Публичные речи являются частью работы многих людей. Для некоторых специалистов они являются вспомогательными, но все равно важными, а для других – основными в их работе. Так, руководителям организаций или преподавателям навыки проведения выступлений очень важны для осуществления их деятельности, но все же являются не главными. А для пресс-секретарей или представителей публичных профессий (писатель, режиссер и т.д.) высказывания перед публикой – возможность заявить о себе, своей организации, своем проекте, сделать себе рекламу и тем самым обеспечить прибыль.

Когда для какой-то должности необходимо часто проводить публичные выступления, тренинг таких навыков в виде групповых или индивидуальных занятий будет эффективнее всего для развития умений личности. В современных реалиях обучающие программы публичных выступлений наряду с тренингом продаж является самым популярным и востребованным.

 

  Рассмотрение тонкостей публичного выступления и детализация психологических приемов, повышающих эффективность делового общения и приобретение соответствующих навыков - цель данной работы.

Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:

  1. Определить роль тренинга в подготовке к публичному выступлению.
  2. Рассмотреть модули, составляющие тренинг  по приобретению навыков, необходимых при публичном выступлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

Глава I

Тренинг публичных выступлений и составляющие его модули

В любой профессии есть моменты публичности: менеджер при общении с подчиненными и руководством, преподаватели при чтении лекций перед слушателями, продавцы перед покупателями, политики в докладах перед народом или перед оппонентами и т.д. А уж навыки самопрезентации, которая, в свою очередь, является очень важной публичной речью, должны быть у каждого для эффективной подачи себя при устройстве на работу или при повышении по службе.

Тренинги личностного роста – это возможность добиться успеха во всех сферах жизни. При чем, программы высокого уровня помогают участнику не просто познать себя на время упражнений. Они учат понимать собственную душу, свои чувства, ощущения, стремления, цели. В результате происходит трансформация личности, после чего наблюдаются изменения во всех сферах жизни человека.

Программа тренинга личностного роста разрабатывается для активации скрытых возможностей человека и может быть направлена на развитие одной из областей реализации, одной из таких областей и является публичное выступление.

В ходе тренинга приобретаются следующие навыки и умения:

  • умение быстро готовиться к предстоящим выступлениям,
  • избавление от волнения перед людьми, контроль эмоций,
  • планирование текста речи и возможных вопросов,
  • умение говорить убедительно, удерживать внимание аудитории,
  • готовность к сложным вопросам и возможным провокациям, (ознакомьтесь еще с информацией о тренинге по работе с возражениями)
  • некоторые навыки внушения,
  • умение взаимодействовать с прессой.

Навык публичного выступления приобретается с опытом, поэтому для успешных презентаций необходимы репетиции, тренировки, в том числе и неудачные, а это наиболее уместно делать в ходе тренинга, получая обратную связь и конструктивную критику.

          Для того чтобы подготовиться к выступлению на публике, нужно проработать все аспекты будущей речи:

  1. психологические (самооценка, личные принципы, желание выступать, кураж, драйв и т.д.),
  2. содержательные (непосредственно содержание – информация о представляемом событии, продукте, услуге),
  3. технические (приемы и техники, используемые в презентации, способы подачи материала).

          Таким образом, программа тренинга должна включать следующие модули:

  1. осознание цели выступления,
  2. способы справиться с волнением и страхом перед людьми (формирование уверенности в себе),
  3. влияние личности на аудиторию (внешний вид, качество речи, жесты, поведение),
  4. приемы установления психологического контакта с аудиторией,
  5. завершение публичного выступления – призыв к действию.

          По ходу этой обучающей программы используются различные методы: ролевые игры, подготовка выступлений по теме или импровизации, групповые дискуссии, просмотр видеосюжетов с собственными выступлениями и др.

 

                                        

 

Глава II

Модуль № 1. Осознание цели выступления

 

Искусство публичного выступления – это искусство ставить перед собой цели и достигать их. Успешная публичная речь – это не спонтанный поток сознания, а последовательное достижение поставленной цели. Наличие и понимание цели публичного выступления не позволит оратору скатиться на второстепенные выводы и призывы, запутаться в своих мыслях и запутать аудиторию.

Задачи модуля: овладение навыком того, как поставить перед собой цель и следовать ей во время публичного выступления.

Практические навыки модуля: освоение приемов целеполагания.

В зависимости от отношения и основной идеи   слушателей к вопросу определяем   цель   выступления:

• проинформировать;

• объяснить;

• заинтересовать;

• убедить;

• переубедить;

• побудить к действию;

• воодушевить и т.д.

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.

С древнейших времен в зависимости от основной цели выступления различают следующие виды речей:

  1. Информационные (повествовательные, описательные, объяснительные);
  2. Агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию);
  3. Развлекательные;
  4. Сокровенные.

Определив цель выступления можно сформулировать его основную идею и название. Выбор цели и основной идеи выступления определяет стратегию всей дальнейшей работы. Этот военный термин очень точно отражает суть проблемы: неверна стратегия — словесные залпы окажутся холостыми. Стратегию выступления удобно сформулировать одной фразой, которую называют задачей выступления (некоторые авторы предпочитают выражение «целевая установка»). Формулировка задачи выступления содержит его цель и основную идею.

Задача выступления = цель + основная идея

Задача выступления состоит в том, чтобы как можно лучше удовлетворить потребности аудитории.

                      

Рис. 1. Задача выступления — удовлетворить потребность аудитории

 

Глава III

Модуль № 2. Формирование уверенности в себе

 

Многие люди испытывают панический ужас перед публичным выступлением. При этом не могут объяснить, что же в этом ужасного. Даже опытный оратор может испытывать нервозность перед выступлением и сбиваться с темы. Между тем психологами давно разработаны приемы психологической настройки и оптимизации уровня эмоций перед выступлением. Программа рассчитана на людей, для которых публичное выступление – это часть профессионального успеха.

Задачи модуля: разработать индивидуальную программу психологической настройки перед публичным выступлением.

Практические навыки модуля: технологии психологической коррекции своего состояния перед публичным выступлением.

Рассмотрим конкретные действия, которые помогают контролировать нервозность.

1. Выбор для сообщения интересной и известной для оратора темы.

2. Полноценная подготовка к выступлению. Это наряду с первым пунктом придаст уверенность перед и при выступлении.

3. Планирование очередности выступления, являющейся для оратора оптимальной: одни предпочитают выступать с докладом первыми, другие, послушав выступления предыдущих ораторов, лучше адаптируются к ситуации выступления, поэтому предпочитают выступать в конце заседания.

4. Мысленная репетиция (визуализация) успешности своего выступления. Нужно представить себя спокойным и улыбающимся при приближении к трибуне; напомнить себе, что вы хорошо подготовились и слушатели хотят услышать то, что вы собираетесь рассказать. Представьте, как слушатели одобрительно кивают, когда вы говорите, а по окончании речи аплодируют вам.

5. Использование позитивной установки  перед выходом на трибуну: «Я  рад, что у меня есть возможность поделиться этой информацией с другими», «Я хорошо подготовился и готов к выступлению».

6. Использование паузы продолжительностью  в несколько секунд перед началом  речи. Отрегулируйте свое дыхание, сделайте для этого глубокий  вдох. Постарайтесь немного подвигаться во время произнесения начальных фраз, иногда несколько жестов или шагов бывают достаточными для снятия напряжения.

 

                                        Глава IV

Модуль № 3.  Влияние личности на аудиторию или самопрезентация

 

Без информации о докладчике остальная часть публичного выступления становится словом «повешенным в воздухе», которое не имеет ни начала, ни логического завершения. При этом очень значительную роль играет невербальные средства воздействия на аудиторию. Это: жесты, мимика, взгляд, поза оратора, его внешний вид и т.д. Именно данным аспектам необходимо уделить особое внимание, чтобы произвести на слушателей максимально благоприятное впечатление.

Как известно первое и достаточно стойкое внешнее представление о человеке складывается за первые 90 секунд. Поэтому в этот период времени оратору нужно произвести впечатление о себе, как об уверенном в себе, а значит и опытном, компетентном человеке. Существуют приемы, с помощью которых можно легко добиться заданной цели.

Задачи модуля: разработать и апробировать варианты наиболее оптимальной самопрезентации для каждого участника программы.

Практические навыки модуля: научимся без ложной скромности рассказывать о себе, так чтобы это было интересно окружающим и полезно для дела.

           В современной риторике становится актуальным разговор об имидже оратора, о тех факторах, которые создают его индивидуальность и неповторимость. Имидж оратора включает в себя такие компоненты, как его внешность, умение одеваться, манеры, поведение и индивидуальный ораторский стиль (как он говорит - логика, выразительность, эмоциональность, техника речи), способность к эффективному контакту с аудиторией.

    Русская поговорка  гласит: «По одежке встречают, по  уму провожают». Первое впечатление об ораторе во многом определяется его внешностью: она оказывает психологическое воздействие на слушателей еще до начала произнесения речи, в момент появления оратора перед публикой. Поведение оратора и манеры не должны вызывать у слушателей недоумения, должны соответствовать этическим нормам.

  1. Внешность

             Когда для оратора настает момент встать и взять слово, он должен быть уверен, что его внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти – чисты, обувь – начищена, платье или костюм – тщательно отглажены и аккуратно застегнуты. Мужчинам, пожалуй, более удобно выступать в обычном костюме, если погода не слишком жаркая.

    Не допускается эксцентричность  в одежде: и без того все  взоры устремлены на оратора. Ничто не должно связывать свободу движений. Рекомендуется не надевать плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите Главное требование к одежде оратора: она должна соответствовать обстановке, не должна вызывать удивления или зависти.

  1. Манеры

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности.

Информация о работе Тренинг публичных выступлений и составляющие его модули