Тренинг публичных выступлений и составляющие его модули

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение тонкостей публичного выступления и детализация психологических приемов, повышающих эффективность делового общения и приобретение соответствующих навыков - цель данной работы.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
Определить роль тренинга в подготовке к публичному выступлению.
Рассмотреть модули, составляющие тренинг по приобретению навыков, необходимых при публичном выступлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Тренинг публичных выступлений и составляющие его модули……5
Глава II Модуль № 1. Осознание цели выступления………………………….7
Глава III Модуль № 2. Формирование уверенности в себе…………………..8
Глава IV Модуль № 3. Влияние личности на аудиторию…………………...10
Глава V Модуль № 4. Приемы установления психологического контакта с
аудиторией…………………………………………………………….13
Глава VI Модуль № 5. Завершение публичного выступления – призыв к
действию………………………………………………………………14
Глава VII Практическая часть. Упражнение «Как преодолеть страх перед
публичным выступлением?» ………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованных источников………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

тренинг.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые требования: они предоставили ему главную роль – оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой. Оратор должен быть немного скромен и в то же время воодушевлен своими убеждениями. Главная цель оратора  – наладить контакт с аудиторией.

  1. Поза

      Не все хорошие  ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Если выступающим усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, то это создает чувство уверенности. Человеку, готовящемуся стать оратором, стоит научиться этому, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы. В  правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.

  1. Мимика и жесты

    Мимика и жесты порой  ярче и достовернее, чем слово, могут выразить чувство или волевое побуждение, но они сами по себе не способны выразить какую-то сложную, цельную, логически рас-членимую мысль (речь не идет о специальных «ручных» языках, например, языке глухонемых). При пользовании звуковым языком мимика и жесты играют подсобную роль, сопровождая, дополняя и даже обогащая устную речь. Таким образом, жесты оратора - это физическое проявление чувств, эмоций, переживаний, сопровождающих его мысль, это дополнительное средство воздействия на аудиторию.

     У каждого оратора должны быть не только индивидуальные внешние данные, но и индивидуальный и неповторимый ораторский стиль - форма и способ изложения материала. Оратор отличается от актера прежде всего тем, что актер может играть каждый день разные роли, а оратор должен всегда оставаться самим собой, по его образу судят о содержании речи.  Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный ген личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, эмоциональной конституцией, своим интеллектом, образованностью.

 

5. Речь

В процессе выступления оратор раскрывает содержание того понятия, которому посвящена тема, и использует множество других; он высказывает определенные суждения и приходит к заключениям, порой неожиданным для аудитории. Если он при этом говорит ясно, последовательно, обоснованно, аудитория будет пленена «железной» логикой, которая порой оказывает гипнотизирующее действие.

    Цель выступления перед  слушателями — подвести их  к определенным выводам. При этом  оратор не копирует ход своих мыслей, не воспроизводит логику рассуждений, а стремится к тому, чтобы управлять мыслительным процессом слушателей.

 

Глава V

Модуль № 4.  Приемы установления психологического контакта с аудиторией

 

Публичное выступление – это, своего рода, танго докладчика и зрительской аудитории. Успех публичного выступления зависит от того, насколько хорошо докладчик/оратор понимает зрительскую аудиторию, с одной стороны, и насколько зрительская аудитория готова слушать своего докладчика.

Задача модуля: освоить наиболее эффективные и адаптированные к докладчику методы психологической пристройки к аудитории.

Практические навыки модуля: методики экспресс-диагностики зрительской аудитории и методы психологической настройки.

  Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех. Главное — желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится.

Важнейшее условие возникновения познавательного контакта — интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым — контакт с оратором. Говорят, что внимание — ворота познания, а открывает их ключик по имени интерес. Чтобы его пробудить и начинают с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить личностный и эмоциональный контакт с аудиторией.

По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен?

Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора — внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия - только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах у слушателей, вместе с ними! Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование — развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям. Весь секрет успеха выступления — говорить со слушателями, а не при них.

 

Глава VI

Модуль № 5.  Завершение публичного выступления – призыв к действию

 

Завершение публичного выступления – это самостоятельное действие, которое может или украсить Ваше выступление или его погубить. Завершение публичного выступления имеет собственную интригу, цель, задачи и приемы исполнения.

Задачи модуля: отработать технологию завершения публичного выступления, призыв к действию.

Практические навыки модуля: как правильно до слушателей донести свою мысль и поставить логическую точку в выступлении.

Это последний этап в публичном выступлении, так же требующий предварительной подготовки. Здесь важно помнить пословицу: «конец – делу венец». Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.

В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших сторонников. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

 

Глава VII

Практическая часть

Упражнение «Как преодолеть страх перед публичным выступлением?»

 

У многих людей мысли о предстоящем публичном выступлении вызывают бурю негативных эмоций и провоцируют стрессовые состояния. Когда же дело доходит до самого выступления, то на первый план выходят коварные: страх, скованность, растерянность, смущение – парализующие оратора и мешающие эффективному взаимодействию с аудиторией.

Цель упражнения: актуализация и развитие необходимого для публичных выступлений умения и навыка – преодолеть страх перед публичным выступлением

Задачи:

  • освоить элементы внутренней и внешней техники (управление собой);
  • научиться взаимодействовать с аудиторией;

Упражнение  проводится самостоятельно.

1.Репетируем  свое выступление перед зеркалом

Чтобы чувствовать себя уверенно на сцене, нужно потренироваться. Для этого встаньте перед зеркалом и проговорите свою речь громко, смотря себе в глаза. Так же прорепетируйте с жестикуляцией. Сделайте это упражнение несколько раз.

2. Позволяем  себе быть несовершенными

Не бойтесь сделать ошибки в своем выступлении. Относитесь к ним проще. Они ваши учителя, указывающие на то, в чем нужно еще попрактиковаться. Концентрируйтесь на плюсах, а не на минусах. Вместо критики и недовольства похвалите себя. И скажите себе, что вы молодец!

3. Относимся с любовью к аудитории

Мысли материальны, и если вы будете настроены враждебно к публике, то это к вам вернется. Поэтому любите людей, перед которыми вы выступаете. Знайте, что если они пришли вас слушать, значит, нуждаются в вашей информации. Значит, ценят и верят вам.

4. Визуализируем

Регулярно перед выступлением и во время него представляйте, как вы проводите свою речь успешно. Как публика улыбается и хлопает вам. Как вы легко держитесь перед аудиторией. Вы уверенны, ваше сердце бьется ритмично, а дыхание спокойно. Программируйте себя на позитив, это увеличит ваши шансы на прекрасное выступление.

5. Поддерживаем  визуальный контакт с позитивными  лицами из зала

Когда вы произносите свою речь, смотрите на людей с добрым выражением лица. Они вдохновят вас и подарят поддержку.

6. Уделяем должное  внимание внешнему виду

Купите удобный и красивый костюм, сделайте прическу, начистите обувь. Это придаст вам уверенности и поможет преодолеть страх перед публичным выступлением.

7. Устраиваем  день отдыха и расслабления перед выступлением

Перед выступлением хорошенько отдохните. Съездите на природу, пообщайтесь с близкими людьми, займитесь спортом. Отвлекитесь от предстоящего выступления. Только без стимуляторов! Учитесь расслабляться позитивными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

К публичным выступлениям принято относить лекции, семинары, тренинги, концерты, доклады на собраниях, конференциях, симпозиумах, интервью, встречи с представителями прессы и СМИ, совещания и другие мероприятия, на которых человек вынужден какое-то время говорить перед малознакомыми людьми, подавая какую-то информацию, идею или (и) самого себя. Понятно, какой стресс и паника начинаются у огромного числа представителей Homo Sapiens, когда им приходится один на один иметь дело с большой аудиторией, которую они видят в первый раз. Но и в случаях личного знакомства с теми или иными людьми формальная или даже неформальная атмосфера публичного выступления перед ними воздействует на человека весьма тяжело. Подавляющее большинство начинающих лекторов, педагогов, менеджеров, занимающихся презентацией фирм и товаров, периодически испытывают довольно тяжелый и неприятный стресс, не выдерживая атмосферу задавания самых неожиданных вопросов, массовых проявлений недовольства.

Для решения этой ситуации и проводится  тренинг личностного роста, относящийся к теме публичного выступления.  Тренинг направлен на развитие умений и навыков подготовки и проведения публичного выступления в различных деловых ситуациях и для различных типов аудиторий. В подготовке к публичному выступлению важно учитывать не только каноны классического публичного выступления, но и индивидуальный стиль оратора. Умение выступать публично, очаровывать аудиторию, достойно вести и выигрывать дискуссию, удерживать внимание больших масс людей и убедительно говорить в малой группе является профессиональным важное качеством для успешного руководителя.

Программа тренинга практически ориентирована. На каждом модуле отрабатывается отдельные техники и навыки.

Стоит отметить, что речевой этикет, внешний облик, этика публичных выступлений и хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяют его успех. Но еще не гарантирует его! Ведь все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, то есть завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией. Главное — желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой, и глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент. А после выступления наступит ни с чем несравнимое чувство удовлетворения и окрыленности.

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. — 2-е изд., исправл. — Мн.: Новое знание, 2001. - 328 с.;
  2. Бредемайер К. Правила риторики. Как не теряться во время выступления и быть убедительным. - Альпина ББ, 2008.- 112 с.;
  3. Булыгина А. «Этика делового общения», Новосибирск, 1995.-158 с.;
  4. Голуб И.Б. Искусство риторики: Учеб пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. - 384 с.;
  5. Кузин В. А. Культура делового общения: Практическое пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.- 320 с.;
  6. Медведев И. Статья «Правила успешного публичного выступления», 2006, www.psyfactor.org ;
  7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. – 208 с.;
  8. Шевцова И. В. Тренинг личностного роста. СПб.: Речь, 2003. – 230 с.;

 

 


Информация о работе Тренинг публичных выступлений и составляющие его модули