Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:48, контрольная работа
Несмотря на множественность научных подходов в определении конфликта, выделяются две основные тенденции. Первая- дается широкое определение конфликта. Конфликт рассматривается как столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий. Вторая- дается узкое определение конфликта. Конфликт рассматривается как конфликтное действие и поведение сторон; столкновение взаимодействия, вызванное противоположной направленностью целей и интересов, позиций и взглядов.
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на множественность научных подходов в определении конфликта, выделяются две основные тенденции. Первая- дается широкое определение конфликта. Конфликт рассматривается как столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий. Вторая- дается узкое определение конфликта. Конфликт рассматривается как конфликтное действие и поведение сторон; столкновение взаимодействия, вызванное противоположной направленностью целей и интересов, позиций и взглядов. В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта- условие не только невозможное, но и нежелательное.
Особенностью социально- трудовых отношений в современном российском обществе стало сокращение государством своего участия в регулировании трудовых отношений: наметился как бы своеобразный уход его из сферы этих отношений. В результате достаточно наглядной стала тенденция ужесточения отношений между работодателями и наемными работниками.
Другая особенность социально- трудовых отношений в современной России в том, что они основаны не только на действующем трудовом законодательстве (КЗоТ РФ), но и на нормативных актах локального значения, таких, как трудовой договор (контракт) и коллективный договор, заключаемых субъектами этих отношений.
Обязательства, взятые на себя сторонами, участвующими в заключении как индивидуальных трудовых контрактов, так и коллективный договор (эти стороны- наемный работник или коллектив наемных работников, с одной стороны, и работодатель или его уполномоченный представитель- с другой) должны выполняться всеми, без исключения, в полном объеме. Невыполнение или нарушение этих обязательств при соответствующих условиях создает в организации конфликтную ситуацию, переходящую, как правило, в трудовой конфликт.
3. Исследования причин трудовых конфликтов позволяют подробно их классифицировать и определить возможности и принципы их разрешения. Причина возникает обычно раньше, чем появляется само столкновение социальных сторон. Необходимо также различать причину и инцидент, т.е. какой-то случайный факт отношений оказывается поводом к началу конфликтного поведения. Поводом может быть и умышленно созданная ситуация. Например, трудовые конфликты возникают из-за того, что отдельные работники или целые трудовые группы недостаточно адаптировались к новым принципам организации труда, не поняли их смысла достаточно точно. Одним словом, трудовой конфликт происходит по поводу, а не вследствие определенной организации труда. Проблема человеческих отношений связана с производством, но главный ее источник- сами работники.
1) Проблемы распределительных отношений. Они обычно являются наиболее вероятными факторами конфликтных ситуаций на производстве. Индивиды и группы конфликтуют прежде всего по поводу присвоения каких-либо благ и ценностей. В связи с распределительными отношениями возможен трудовой конфликт из-за: факта распределения благ (справедливо- несправедливо); перераспределения уже присвоенных, полученных благ; самого принципа, критерия распределения благ. Распределительные конфликты практически не имеют границ, они могут быть между бедными и бедными, богатыми и бедными, богатыми и богатыми, индивидами и группами, занятыми в одинаковых или разных сферах труда и экономической деятельности. Этот конфликт возможен при любой системе распределительных отношений. Например, конфликт может вызвать слишком сильная зависимость заработной платы от возраста и тд.
2) Сложности функционального взаимодействия. Это одна из самых скрытых причин трудового конфликта. Конфликтующими сторонами оказываются индивиды и группы, включенные в единые функциональные отношения, связанные дифференциацией и кооперацией трудовой деятельности. Наблюдения показывают, что чаще конфликтуют те, кто проявляет особую активность. Замечено также, что причиной конфликтной ситуации часто служит бездействие одних по сравнению с другими. Главным здесь является следующее противоречие: чем сложнее дифференциация и кооперация трудовой деятельности, чем активнее и ответственнее отношение самих людей к ней, тем вероятнее и столкновения.
3) Ролевые противоречия. Конфликтные ситуации в организационно-трудовых отношениях часто создаются ролями, выполняемыми индивидами и группами, т.е. происходит ролевой конфликт. У него два аспекта- объективный и субъективный. Объективно существуют разные роли, часто с противоположными целями и различными способами поведения индивидов. Например, производители и потребители, рабочие, занятые основным и вспомогательным трудом, связаны между собой разной степенью ответственности, несовместимостью интересов, жесткой контрастностью и формальностью. Здесь определенные действия одной стороны приносят либо существенный ущерб, либо существенную выгоду другой, что обусловливает высокую степень вероятности не только взаимоотчужденности, но и борьбы, соперничества. Одна из особенностей конфликтной ситуации на ролевой основе- установка субъектов на определенные действия.
Субъекты организационно-
4) Сугубо деловые разногласия. В данном случае конфликт не связан с присвоением, а основывается на разности профессионального мышления, расхождениях во взглядах на организацию работы, правильное решение проблем производства, нормы взаимоотношений и тд. Это своего рода «идейный» конфликт. Обычно трудовые конфликты из-за деловых разногласий не бывают групповыми, массовыми, но носят острый характер.
5) Раздел вины, ответственности. Если организация переживает неуспех, неблагополучие, работает нерентабельно, на грани банкротства и т д., то есть способно вызвать конфликтную ситуацию. Довольно редко вся трудовая группа, организация принимает на себя ответственность, чаще всего происходит болезненный процесс определения конкретного виновника, персонификации вины, что и становится причиной трудового конфликта.
6) Лидерство. Наряду с формальным руководством в организационно-трудовых отношениях всегда проявляются процессы ненормального соперничества, инициативы, доминирования. Самосознание индивидов и групп рождает разного рода личные и профессионально-деловые амбиции, а также амбиции социального превосходства, которые и сталкиваются между собой. Лидерство и основанный на нем трудовой конфликт могут проявиться не только в сложных, но и в простых видах трудовой деятельности, где выполняются самые примитивные задачи и функции. Любая проблема в совместной трудовой деятельности может умышленно использоваться для борьбы за лидерство. В результате трудовой конфликт может протекать как борьба за власть и господство; занятость, сохранение собственной работы; наставничество; выполнение престижных ролей.
7) Ненормальные условия труда. Они являются частым раздражителем, приводят к враждебным настроениям среди работников, нетерпимости к любым проблемам. Высокая плотность рабочих мест, «скученность» работников в помещении, вынужденная высокая интенсивность контактов, работа на несовременном оборудовании с применением старых технологий являются самостоятельной причиной трудовых конфликтов, хотя полностью это не всегда осознается.
8) Несовместимость. Под несовместимостью понимают существенные различия в характеристиках субъектов, которые препятствуют их нормальным отношениям. В организационно-трудовой сфере проявляются случаи несовместимости в опыте, квалификации, образовании; экономической психологии и отношении к труду (одни ориентируются на минимум активности и максимум вознаграждения, другие- на максимум активности и максимум вознаграждения, третьи- на минимум активности и минимум вознаграждения; если эти типы вынуждены взаимодействовать, то между ними неизбежны конфликты). Несовместимость- это явление не только объективное, но и субъективное. Конфликтность в социально-трудовые отношения вносят не только действительно существующие различия, но и мнения об этих различиях.
9) Половозрастной состав организации. Существуют различные точки зрения по этому поводу. Например: межполовые различия могут вызывать конфликтность через несовместимость вследствие многих идейных стереотипов; способствуют нормальному социально-психологическому климату, предохраняют от конфликтов.
В отношении межвозрастных различий и их значения в организационно-трудовых отношениях чаще всего оговариваются следующие проблемы, вызывающие конфликтность:
• молодому работнику иногда свойственно переоценивать свои способности, недооценивать опыт старших;
• опытные старшие работники не оказывают помощи молодым, особенно в период адаптации;
• опытные старшие работники иногда недооценивают способности молодых;
• молодежь не всегда понимает
некоторые специфические
• работники старшего поколения иногда слишком ревностно относятся к «слишком быстрой» карьере молодых, их достижениям и т.д.
10) Социальные различия. Трудовые конфликты в организациях могут провоцироваться различиями между людьми сословно- классового, расового, этнического, религиозного, политического характера. Требуются не только культура самих людей, но и талант администратора в предотвращении таких конфликтов. Необходимо быть достаточно компетентным, чтобы полно и правильно понимать сложные социальные различия, создавать на их основе оптимальные социально-трудовые отношения.
4. Выделяют четыре основные вида конфликтов в организации:
1) Внутриличностный конфликт или конфликт уровней психики. Одна из самых распространенных его форм — ролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Внутриличностный конфликт
может также возникнуть в результате
того, что производственные требования
не согласуются с личными
Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.
2) Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
3) Конфликт между человеком и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.
Аналогичный конфликт может
возникнуть на почве должностных
обязанностей руководителя: между необходимостью
обеспечивать соответствующую производительн
4) Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации.
5. Эффективное управление конфликтами-
это воздействие, направленное на устранение
причин, породивших конфликт, или на коррекцию
поведения участников конфликта. Методы
управления конфликтами можно представить
в виденескольких групп:
• внутриличностные т.е. методы воздействия
на отдельную личность;
• структурные, т.е. методы по устранению
организационных конфликтов;
• межличностные методы; переговоры; ответные
агрессивные действия.
Внутриличностные методы заключаются
в умении правильно организовать свое
собственное поведение, не вызывая защитной
реакции со стороны другого человека.
Межличностные методы. Руководитель может
использовать несколько стилей преодоления
межличностного конфликта: разрешение
конфликта силой, уход от конфликта, разрешение
конфликта через сотрудничество, на основе
стремления кооперироваться с другими,
но без внесения в кооперацию своего сильного
интереса.
Структурные методы используют такие
приемы, как разъяснение требований к
работе, координационные и интеграционные
механизмы, общеорганизационные цели,
использование систем вознаграждения.
Переговоры как метод решения конфликтов
представляют собой набор тактических
приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых
решений для конфликтующих сторон.
В сфере управления конфликтами большое
значение имеет их предупреждение.
Существуют правила профилактики конфликтов.
1) Контролируйте и совершенствуйте свой
стиль поведения в конкретных ситуациях.
В конфликтных ситуациях можно выделить
три основных стиля поведения:
• деструктивный стиль поведения отрицает
возможность уступок и компромиссов. Особенность-
постоянное демонстративное подчеркивание
собственной правоты. Это приводит к эмоциональному
восприятию конфликта;
• для корректирующего стиля характерно
отставание оценки ситуации, и поэтому
реакция на конфликт возникает, как правило,
уже после его начала. План выхода из конфликта
практически отсутствует;
• прогностический стиль характеризуется
заблаговременным проведением анализа
опасных зон возможного соприкосновения
конфликтных ситуаций, что позволяет избегать
нежелательных конфликтов. Как правило,
такие люди идут на конфликт осознанно,
тщательно все оценив.
2) Учитывайте личностные особенности
и функциональное состояние оппонента.
На вероятность возникновения и специфику
протекания конфликтов оказывают влияние
личностные особенности их участников:
психофизиологическое состояние и его
индивидуальные особенности- негативная
или завышенная самооценка, избыточная
эмоциональность реагирования, повышенная
агрессивность.
3) Дайте людям позитивное признание, повышайте
их самооценку.
Существуют люди с ярко выраженной потребностью
обратить на себя внимание окружающих.
Признание окружающих может быть позитивным
или негативным (если позитивное по различным
причинам оказывается недоступным. Оптимальное
решение состоит в том, чтобы дать таким
сотрудникам позитивное признание, так
редко ими до того получаемое.
4) Прогнозируйте возможное развитие событий,
заранее планируйте ответные действия.
Это позволит, во-первых, предугадать появление
неблагоприятных тенденций и избежать
областей потенциального возникновения
конфликтов; во-вторых, становится возможным
заранее подготовить план действий в конфликтных
ситуациях.
5) Добивайтесь разумного компромисса,
желательно на предконфликтной стадии.
Бессознательные психологические защитные
механизмы приводят к углублению и обострению
конфликта, а также способствуют формированию
стереотипов нежелательных межличностных
отношений.
Для предотвращения таких последствий
существует только одна альтернатива-
своевременный, взвешенный компромисс,
учитывающий баланс интересов.
Информация о работе Трудовые конфликты: факторы конфликтности и согласия