Удовлетворенность отношениями в браке и мотивация достижения в профессиональной деятельности у медицинских сестер.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Семейные отношения – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.
Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого исследованиями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами, - психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений.

Содержание

1. Проблема психологических исследований семьи и семейных отношений
1.1. Введение
1.2. Исторический очерк становления психологии семьи
1.3. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества
1.4. Характеристика современной семьи
1.5. Функционально-ролевая структура семейных отношений
1.6. Жизненный цикл семьи
1.7. Психология эмоциональных отношений
1.8. Супружеские отношения
1.9. Детско-родительские отношения
1.10. Подготовка молодежи к семейной жизни
1.11. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений
2. Профессиональная мотивация
2.1. Введение
2.2. Понятия профессиональной мотивации
2.3. Теории мотивации
2.4. Мотив-цель
2.5. Влияние профессиональной мотивации на эффективность деятельности.
2.6. Заключение
2.7. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая удовл браком и мду.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Прежде распространённый у многих народов матрилокальный или дислокальный брак почти полностью вытесняется патрилокальным, точнее, виролокалным (от латинского «vir» - муж). Мужчина обычно возмещает семье невесты её экономическую ценность выкупом; в раннеклассовом обществе получает некоторое распространение и традиция похищения будущей жены (умыкание). Начальной и широко распространённой формой моногамной семьи была большая семья, известная также как патриархальная семья и больше - семейная община. Она состояла обычно из 3-4 поколений ближайших родственников по отцу (например, одного или нескольких братьев с их детьми, внуками и правнуками), которые жили вместе и вели общее хозяйство; постепенно такая семья уступает место малой 
семье, обычно состоящей из брачной пары и их детей. 
          Укрепление патриархата, приобретение жены за выкуп привело к 
ухудшению общественного и семейного положения женщины. Жена должна 
была беспрекословно подчиняться мужу и всем старшим членам его 
семьи; если женщина хотела вернуться в родительский дом, то её 
родственники должны были отдать полученный за неё выкуп. Развод 
стал поэтому очень редким явлением; даже после смерти мужа женщина 
продолжала оставаться в как бы купившей её семье, а нередко и 
должна была вступить в брак с одним из братьев мужа (обычай 
левирата). Дети безоговорочно принадлежали отцу. Патриархальный 
порядок наследования требовал бесспорности факта отцовства, поэтому 
супружеская неверность семьи стала сурово наказываться, нередко 
смертью, в то время как муж продолжал пользоваться некоторой 
половой свободой. Новые формы брачно-семейных отношений освещались 
религией, закреплялись в законодательствах раннеклассовых государств. 
          Кроме моногамного брака, в раннеклассовом обществе получил 
распространение брак полигамный (точнее полигинный), когда мужчина 
состоял в брачно-половых отношениях с несколькими женщинами. Корни 
этой формы брака тянутся в родо-племенную эпоху. Такие браки 
допускались в подавляющем большинстве известных науке племенных 
обществ; считалось вполне естественным, что сильный воин или ловкий 
охотник имеет нескольких жен, которых он может содержать. Однако 
в период господства парной семьи такие браки вряд ли имели 
широкое распространение и, очевидно, представляли собой своего рода 
привилегию племенной верхушки. Полигамные браки относительно редки среди племён охотников и рыболовов; процент их повышается с переходом к земледелию и скотоводству и особенно значителен у племён, сочетавших земледелие со скотоводством.  
          В Северной Америке полигамные браки были распространены 
несколько больше, чем в Южной, однако ряд народов и в Северной 
Америке придерживались парной (позже моногамной) семьи. Сравнительно 
редкой была полигамия и у племенных обществ Азии, зато в Африке 
она встречалась очень часто и нередко принимала чудовищные формы: 
некоторые вожди крупных племенных союзов и правители раннеклассовых 
африканских государств имели по несколько сот жен; несколько 
десятков жен считалось довольно обычным явлением. Подсчитано, что в 
Африке полигамия встречалась у 86 % земледельческих и 76% 
скотоводческих народов, вне Африки - соответственно у 30 и 57% 
народов. 
          У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к 
классовому обществу. В Древнем Египте и Вавилоне она встречалась, 
правда, очень редко, но у древних евреев, как свидетельствует 
Библия, напротив, - довольно часто, хотя у них преобладали 
моногамные браки. В Индии многоженство было допущено еще в 
древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным; еще в XIX в. 
Около 5% индусов жили в полигамном браке; примерно такое же 
распространение имело многоженство и у буддистов. Христианство 
вначале не запрещало полигамию, еще в раннем средневековье 
некоторые короли и князья, в частности род Меровингов, имели по 2 
жены. Однако впоследствии почти все церкви и секты резко осудили 
многоженство; лишь отдельные секты (анабаптисты и особенно мормоны), 
опираясь на Библию, проповедовали полигамию, но даже у мормонов в 
полигамном браке состояло лишь около 7% мужчин. По существу, 
единственной из мировых религий, последовательно поддерживающей 
полигамию, является ислам; Коран разрешил мусульманину иметь до 4 
законных жен, не считая наложниц-рабынь, число которых у отдельных 
богатых мусульман измерялось десятками и даже сотнями. Впрочем, и 
среди мусульман полигамия, видимо, никогда не была господствующей формой брака. 
          Одной из причин полигамии является диспропорция полов - 
значительное численное преобладание женщин, связанное потерями мужчин 
в межплеменных и прочих войнах; иногда мужчины покорённого народа 
подвергались почти полному истреблению, а женщины становились женами 
и наложницами победителей. Характерно, что в Африке еще в 
середине XIX в. Среди большинства народов преобладали женщины; у 
баганда и некоторых других племён банту, а также в ряде районов 
Мадагаскара на каждого мужчину приходилось по 3-4 женщины. Сильная 
убыль мужчин иногда заставляла прибегать к полигамии и более 
развитые народы. Показательно в этом отношении, что в 1650 г., 
вскоре после окончания Тридцатилетней войны, унёсшей многих мужчин, 
окружной совет Нюрнберга принял резолюцию, позволяющую мужчинам 
иметь по 2 жены. Важной причиной полигамии являлась бездетность 
первой жены, а у народов с патриархальными традициями - рождение ею 
только девочек. Так, у бахайя (Южная Африка) в случае бесплодия 
жены её семья должна была дать в жены младшую сестры или другую 
близкую родственницу первой жены, причем и первая жена обычно 
оставалась в хозяйстве мужа. Немаловажную роль играло стремление 
мужчин увеличить удовольствие от половых сношений, особенно если 
первая жена была старше мужа или быстро старела от тяжелой 
работы, болезней и т.п. Большое, а часто и главное значение имели социально-экономические стимулы полигамии, так как у многих народов женщины выполняли основные трудоёмкие работы в поле и в домашнем хозяйстве, а число жен нередко являлось своего рода показателем социального положения или ранга мужчины. 
          Можно считать установленным, что полигамия оказывает в целом 
отрицательное влияние на репродуктивность из-за уменьшения частоты 
половых сношений; половая активность мужчины, имеющего несколько 
жен, обычно повышается, однако она не может возрастать 
пропорционально их числу. Следует также учесть, что полигамные 
браки сильнее распространены среди мужчин среднего и пожилого 
возраста, чем среди более активных в половом отношении молодых 
мужчин. Всё это усугубляется неравномерным вниманием мужа к своим 
женам; даже среди мусульман мужья часто уклоняются от предписанного 
исламом равного внимания к женам и проводят ночи преимущественно 
с одной, любимой женой. Ограничение брачно-половых отношений, в 
частности, послеродовое воздержание в полигамных браках, как правило, значительно длиннее, чем в моногамных.

Всё это удлиняет интервал между очередными зачатиями. 
Справедливости ради следует сказать и о некоторых 
положительных сторонах полигамии. Многоженство, особенно в случаях, 
когда за жену требуется выкуп, обычно по силам лишь состоятельным 
мужчинам, поэтому полигамные семьи обычно более зажиточны, женщины 
в них меньше загружены работой, чем в моногамных (нередко первая 
жена сама просит, чтобы муж взял вторую жену), что благоприятно 
сказывается на их здоровье и может положительно влиять на 
репродуктивность. Иногда в полигамных браках частота половых 
сношений даже возрастает по сравнению с моногамными. 
Третья форма брака - полиандрия (многомужество) - по сравнению с 
полигинией представляет собой гораздо более редкое явление. 
Известны случаи полиандрии у некоторых индейских племён Северной 
Америки, среди эскимосов и на Маркизских островах. Область 
сравнительно широкого бытования полиандрии - Тибет, Гималаи и 
некоторые районы Южной Индии. При полиандрии, все мужья являлись 
кровными братьями; если у женщины имелись сёстры, то они нередко 
становились также женами братьев; в этом случае полиандрия 
приобретала форму группового брака. В жилище женщина, как правило, 
имела отдельную спальню и посещалась мужьями в установленную ночь; 
дети обычно принадлежали старшему мужу-брату. 
          К причинам полиандрии следует отнести, прежде всего, нехватку 
женщин, обусловленную пренебрежительным отношением к девочкам, и 
связанной с этим их повышенной смертностью. 
Влияние полиандрии на репродуктивность не изучено, но можно 
предположить, что оно скорее отрицательное, нежели положительное. Во 
всяком случае, нет никаких данных о том, что в районах 
распространения полиандрии рождаемость выше. 
          В ХХ в. и особенно с середины столетия распространённость 
полигамии сильно уменьшилась; в Египте, например, к 1960 г. она 
охватывала менее 3% семей. В некоторых мусульманских странах 
(Пакистане, Турции и др.) полигамия ограничена специальными законами 
и существует главным образом в скрытых формах. Полиандрия также 
почти всюду уступила место моногамии и встречается лишь как 
пережиток. Известную роль в этом отношении сыграло законодательное 
запрещение умерщвления новорожденных девочек, что привело к 
смягчению прежней диспропорции полов. 
          В Европе и других развитых в социально-экономическом 
отношении регионах мира дальнейшая эволюция моногамной семьи шла по 
пути замены патриархального брака таким брачным союзом, в котором 
женщина становится уже равноправным членом семьи. Этот процесс 
развернулся в эпоху капитализма преимущественно в пролетарских 
семьях, в связи со все большим втягиванием женщин в общественное 
производство; постепенно он захватил и другие слои общества, 
отразившись в законах об имущественном равноправии женщин, о 
представлении им избирательных прав и т.п. Однако эта новая, так 
называемая эгалитарная, форма брака и семьи, идущая на смену 
патриархальным семейно-брачным отношениям, смогла полностью оформиться 
и утвердиться лишь в социалистических странах. 

1.3. Характеристика современной  семьи.

 

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений.

В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов. В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.

К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов – максимальная, а личная вовлеченность – минимальная: исполнения условия контракта – волен делать, что хочешь.

Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина с женщиной  пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак, наконец, заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено.

Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это – брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, - сугубо добровольные: им принято проводить свободное время вместе, с членами своей жизни друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте есть высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность, - при полной поддержке второго. Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения, люди становятся более свободными, брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам. 

1.4. Функционально-ролевая функция  семейных отношений.

 

Если опираться на три самых общих подхода к семье, т.е. рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что представления о семье все больше отходят от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Исходя из этого, в изучении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые важны для супругов, создавших семью, и тех, на которые рассчитывает в отношении семьи общество.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), сохраняется при всех изменениях общества.

К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого и др.. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.

Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.

Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

Хозяйственно-экономическая функция. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета.

Репродуктивная функция. Ценность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а с другой – это неотвратимая масса проблем: от неприемлимых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.

Регенеративная функция (лат. regeneratio- возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.

Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контакт с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Рекреативная функция (лат. восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

Кроме традиционных функций можно выделить другие, возникшие в современной  семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная  - психотерапевтическая функция. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Для того чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли.

Понятие семейные роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. является по сути социологическим.

Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений».

Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками.

Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю.Е.:

Ответственный за материальное обеспечение семьи.

Хозяин – хозяйка.

Роль ответственного по уходу за младенцем.

Роль воспитателя.

Роль сексуального партнера.

Роль организатора развлечений.

Организатор семейной субкультуры.

Роль ответственного за поддержание родственных связей.

Роль «психотерапевта».

Следует отметить, что в последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом.

Ролевые и функциональные отношения в семье устанавливаются на основе «приобретенных» критериев, таких как личные склонности, способности, опыт, желания, добровольное согласие, степень занятости в производственной сфере и т.д.

Информация о работе Удовлетворенность отношениями в браке и мотивация достижения в профессиональной деятельности у медицинских сестер.