Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:27, контрольная работа
Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов
Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Определение понятия «Умственная отсталость»……………………………..5
2.Классификация умственной отсталости……………………………….……..13
3.Причины умственной отсталости…………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Определение
понятия «Умственная
2.Классификация
умственной отсталости………………………
3.Причины
умственной отсталости………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.
Начиная
с XVIII в. внимание таких психиатров,
как Ж. Эски-роль, Э.Сеген, Ф.Гальтон,
А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось
на изучении и анализе выраженных
нарушений умственного
В
отечественной науке
Вопрос
о том, что среди учащихся общеобразовательных
школ встречаются дети, нервно-психические
особенности которых являются причиной
отставания в учении, затрагивал в
своих трудах К.Д.Ушинский. Педагоги
и психологи придавали большое
значение анализу причин этой неуспеваемости.
Достаточно часто она объяснялась
умственной отсталостью, что сопровождалось
направлением таких детей во вспомогательные
школы, которые появились в России
в 1908-- 1910 гг.
1. Определение
понятия «Умственная
отсталость»
Правильное определение понятия "умственная отсталость" имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Ошибочное толкование понятия "умственная отсталость" неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.
Нарушения
и особенности развития психики
у детей могут быть очень разнообразны.
Поскольку в данном курсе освещаются
закономерности психического развития
умственно отсталого ребенка, следует
с самого начала четко определить
понятие "умственная отсталость",
обозначить тот тип аномального
психического развития, который подлежит
изучению. Дать правильное определение
понятия "умственная отсталость"-значит
объяснить причину этого
Не менее
важно практическое значение правильного
определения понятия "умственная
отсталость". Для умственно отсталых
детей создана специальная
Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму не только ребенку, но и его родителям.
Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными.
Правильный
отбор способствует тому, что дети
с отклонениями и дефектами психического
развития после окончания
Оставление
умственно отсталого ребенка
в массовой школе (это происходит
большей частью по настоянию родителей)
приводит к отрицательным результатам.
У некоторых детей в этих условиях
возникает отрицательная
Если
присмотреться к описаниям так
называемых "трудных подростков",
то легко заметить, что в подавляющем
большинстве случаев они
Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).
Но определение умственной отсталости выросло из практики. Основная деятельность детей школьного возраста - учебная, познавательная. Если часть детей этого возраста не в состоянии усвоить обычную учебную и трудовую программу массовой школы, для них должно быть организовано обучение в школах иного типа.
Ребенок, отличающийся даже серьезными отклонениями в эмоционально-волевой сфере, но без труда усваивающий учебную и трудовую программу массовой школы, не рассматривается как умственно отсталый. Поэтому при определении умственной отсталости на первый план выступает нарушение (или очень плохое развитие) именно познавательной деятельности. Из этого не следует, что у умственно отсталых детей недоразвита или нарушена только познавательная деятельность, а эмоционально-волевая сфера такая же, как у здоровых детей.
В
различных главах этого пособия
будут описаны признаки недоразвития
либо патологического развития эмоций,
воли, характера. Следовательно, можно
было бы в определение понятия "умственно
отсталый ребенок" внести суждение
о нарушении либо недоразвитии всей
психической деятельности. Однако это
могло бы привести к неоправданному
расширению состава учащихся вспомогательных
школ за счет эмоционально-неустойчивых,
эмоционально-неадекватных детей. Поэтому,
хотя у умственно отсталых детей
нарушена не только познавательная деятельность,
но и многие иные стороны психического
развития, вернемся, все же, к данному
выше определению, т. е. к указанию на
то, что главной особенностью детей,
для которых нужны
И
наконец, третье пояснение. Даже наиболее
больные неполноценные дети развиваются.
О каждом ребенке можно сказать,
что он пока недоразвит, что не исключено
его дальнейшее развитие. Однако термин
"недоразвитие" многозначен. Так
можно обозначить задержку темпа
психического развития, при которой
можно предполагать, что в ближайшем
будущем за два-три года ребенок
догонит сверстников. Когда же используется
термин "нарушение", предполагается
значительная тяжесть недоразвития.
Речь идет о дефекте, при котором
без вспомогательной школы
Однако,
несмотря на тяжесть дефекта, не может
быть уверенности в его
Если мы проанализируем это определение, то увидим, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех указанных в нем признаков.
В жизни мы встречаем детей, которые производят впечатление умственно отсталых. Поэтому возникает сомнение в том, смогут ли они начать либо продолжать обучение в массовой школе. Указанное впечатление может производить, например, слабослышащий ребенок.
Слабослышащий ребенок, если он не был в специальном детском саду, к началу школьного обучения намного отстает от слышащего сверстника по своему умственному развитию. Но можно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Разумеется, нет. Несмотря на сходство словосочетаний "отстал по умственному развитию" и "умственно отсталый ребенок", это далеко не одно и то же. Специальная монография Т. А. Власовой посвящена проблеме отграничения тугоухих (слабослышащих) детей от умственно отсталых.
Такие
дети (слабослышащие, слабовидящие) при
отсутствии своевременного корригирующего
обучения могут не только производить
впечатление умственно
Если ребенок болел несколько лет туберкулезом костей, лежал в гипсе, и в эти годы никто не заботился о его умственном развитии, то к началу обучения в массовой школе он окажется неразвитым, несообразительным. Можно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Нет. Поскольку у этого ребенка нет органического поражения головного мозга, его нервные процессы протекают нормально, он в условиях массовой школы быстро расширить круг своих представлений, знаний и интересов и его умственное развитие вскоре станет нормальным.
Малоразвитыми могут иногда по ошибке казаться дети, семья которых поделилась среди иноязычного народа и не позаботилась о том, чтобы освоить язык окружающих.
Больше
всего сомнений обычно возникает
в отношении тех детей, которых
называют педагогически запущенными.
Лишенные по тем или иным причинам
надзора со стороны старших, они
отстают от своих сверстников
по умственному развитию. Кроме того,
им часто бывают свойственны дурные
привычки и склонности. К началу
школьного обучения у них нет
стремления учиться. В классе они
не могут сосредоточить свое внимание
на объяснении учителя, им неинтересно
на уроке, не хочется выполнять домашние
задания. Эти дети не умеют учиться,
думать. В результате они не усваивают
программу школьного обучения. При
этом мешают занятиям всего класса.
Создается впечатление, что у
них стойко нарушены познавательные
процессы. В связи со сказанным
у некоторых педагогов