Умственная отсталость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Определение понятия «Умственная отсталость»……………………………..5
2.Классификация умственной отсталости……………………………….……..13
3.Причины умственной отсталости…………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

кор.пед.docx

— 37.73 Кб (Скачать файл)

     Степень выраженности дефекта существенно  зависит от тяжести постигшей  ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени  приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его  последствия. Так, наиболее глубокие степени  олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком  случае срок нормального развития головного  мозга ребенка минимален.

     При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга  носит резидуальный (остаточный), непрогредиент-ный (не усугубляющийся) характер, что дает основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности  оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной  нервной системе, прекращаются. Ребенок  способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична. Дети-олигофрены -- преобладающий контингент учащихся так называемой специальной коррекционный школы VIII вида. Они являются наиболее изученными в педагогическом и психологическом планах.

     Умственная  отсталость, возникшая в более  позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место  занимает деменция (слабоумие). При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5 --7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного.

     Не  относятся к числу олигофренов  дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Их умственная отсталость с  возрастом становится все более  резко выраженной.

     Особыми являются также случаи, при которых  имеющееся у ребенка слабоумие  сочетается с текущими психическими заболеваниями - эпилепсией, шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обучение. При этом положительный прогноз относительно продвижения ребенка в развитии становится проблематичным.

     Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость. Они многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

1. тяжелые  инфекционные заболевания, которые  женщина переносит во время беременности, - вирусные гриппы, краснуха и др.;

2. различные  интоксикации, т. е. болезненные  состояния организма будущей  матери, возникающие под действием  ядовитых веществ, образующихся  при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является  следствием неумеренного употребления  беременной женщиной лекарств. Они  могут изменить развитие плода;

3. тяжелые  дистрофии женщины во время  беременности, т.е. нарушения обмена  веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций  и изменения в строении;

4. заражение  плода различными паразитами, существующими  в организме матери. К их числу  принадлежит токсоплазмоз, являющийся  паразитарным заболеванием, возбудитель которого - паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных - собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких -- мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);

5. при  заболевании беременной женщины  сифилисом нередко встречаются  случаи заражения плода спирохетой;

6. травматические  поражения плода, являющиеся следствием  удара или ушиба, также могут  быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может  быть следствием родовых травм,  возникающих в результате наложения  щипцов, сдавливания головки ребенка  при прохождении через родовые  пути при затяжных или при  чрезмерно быстрых родах. Длительная  асфиксия во время родов также  может иметь своим следствием  умственную отсталость ребенка;

7. среди  внутренних причин, обусловливающих  возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют  генетические формы умственной  отсталости. Фактор наследственности  проявляется, в частности, в  несовместимости крови матери  и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом - 46. При болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;

8. к  числу внутренних причин относятся  также нарушения белкового обмена  в организме. Так, например, особой  формой тяжелого слабоумия является  фенилкетонурия, в основе которой  лежит именно эта причина;

9. воспалительные  заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного  происхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной  отсталости;

10. в  последние годы умственная отсталость  детей все в большей мере  оказывается обусловленной резко  повышенной радиацией местности,  неблагополучной экологической  обстановкой, алкоголизмом или  наркоманией родителей, особенно  матери. Определенную роль играют  также тяжелые материальные условия,  в которых находятся некоторые  семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем - постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Умственно отсталые - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

     Теоретическое значение такого определения состоит  в том, что оно способствует более  глубокому пониманию сущности аномального  психического развития детей.

     Каждая  наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области  данной науки. Ошибочное толкование понятия "умственная отсталость" неправильно ориентирует ход  научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава  изучаемых детей.

     Нарушения и особенности развития психики  у детей могут быть очень разнообразны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Бизюк А.П Основы нейропсихологии. Учебное пособие.-Спб.: Речь, 2005.293с

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб. и др.: ЛАНЬ: С.-Петерб. психол. о-во, 2003. - 654 с.

3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272с.

4. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1993.

5. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных сотояний//Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. - 2-е изд., испр. - М.: Комто-Центр, 2001.

6. Клинико-физиологическое исследование аномального ребенка: Сб. науч. тр.; Редкол.: Л.Ф. Гаврилов и др. - М.: МГПИ, 1984. - 82 с.

7. Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.

8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

9. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. О-75 Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 304с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

10. Сайт в интернете - allbest.ru

Информация о работе Умственная отсталость