Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:39, лекция
Они развиваются в ответ на распространение католичества. Было два типа православных школ:
1) Школы, созданные влиятельными православными магнатами. К ним относятся: Острожская (очень популярная и престижное), созданная Константином Острожским и Слуцкая, созданная Олельковичем
Школы, созданные на деньги меценатов, как правило, прекращали своё существование после смерти своего основателя.
2) Братские школы, основанные мещанами. Крупнейшие: Виленская, Могилёвская, Брестская, Минская, Киевская. Во главе стояли ректоры, а учителя назывались дедоскалами. В братских школах, как и в католическихучебных заведениях, изучали 7 свободных искусств, латинский и греческий языки, устраивались театральные представления. При каждой такой школе были церковный хор, архив и библиотека.
Поскольку учиться в коллегиумах было сложно, молодёжь выбирала пиарские учебные заведения, там дисциплина была менее строгой, а бедные ученики даже содержались за счёт учебного заведения, взамен они должны были работать по хоз. части.
Православные учебные заведения
Они развиваются в ответ на распространение католичества. Было два типа православных школ:
Школы, созданные на деньги меценатов, как правило, прекращали своё существование после смерти своего основателя.
Протестантские школы.
Протестантизм распространился на бел.землях во второй пол 16 века. Наиб популярным был кальвинизм, сторонники которого придерживались учения об предопределении. В отличие от Западной Европы, где к реформации примыкали низы населения, на бел землях реформацию в основном поддержали магнаты, рассчитывавшие получить церковные земли. Наиболее яркими представителями протестантизма были: Николай Радивил Чёрный, магнатские роды как Сапеги, Тишкевичи, Кишки, Вишневецкие. Магнаты финансировали открытие типографий для выпуска протест лит-ры, а при типографиях обычно создавались школы. Самой известной была Слуцкая школа ЯнушаРадивила, которая существовала в Слуцке с 1618 по 1918 год.
Униатские школы.
Они возникли в 30-е годы 17 века. Их основывали монахи-базильяне, наиб известными были школы в Жировичах, Минске, Новогрудке. Они строились по примеру иезуитских коллегиумов.
Арианские школы.
Они действовали в Ивье, Клецке, Несвиже, Новогрудке. Они испытывали серьёзные финансовые затруднения и иногда даже гонения.
Возникновение и развитие Виленского университета
Причины:
Первым ректором был иезуит Пётр Скарга. К концу 16 века в Виленском универе насчитывалось около 800 студентов и 85 преподавателей.
Виленский универ динамично развивался. В 1585 году при нём была открыта папская семинария – Аллюнат. Выпускники семинарии были не обязаны становится священниками, что привлекало молодёжь. С самого начала в универе действовали аптека и театр. КаземирСапега пожертвовал деньги на строительство общежитий или конвиктов для богатых студентов. Каноник Бернард и стольник Шишка пожертвовали деньги на строительство 2 общежитий для бедных студентов. С самого начала из своих личных собраний в библиотеку жертвовали Сигизмунд 2 Август, род Сапег, Валерьян Портосевич и т.д. Настоящим прорывом в развитии универа стало открытие юридического факультета. Против открытия этого фак-та выступали профессора Краковского универа, однако подканцлер Казимир Сапега пригласил в Вильно 4 профессоров-правоведов и в 1641 году по приказу короля Владислава 4 Вазы был открыт юрфак, на котором было 2 кафедры: гражданского и канонического права. Всер 18 века в Виленскомунивере начинают развиваться естественно-научные дисциплины. Начинают преподаваться матем, физика, химия, астрономия. В 1753 году на пожертвования вдовы мстиславского старосты Кузыны в Виленском универе была открыта астрономическая обсерватория. Престиж и влияние универа были так высоки, что король Август 2-ой в 1736 году запретил открывать в Вильно другие ВУЗы.
Деятельность Адукационной комиссии
Изменение в положении Виленского универа наступают в 70-е годы 18 века. Это было связано с двумя факторами:
Вся иезуитская система образования теперь нуждалась в новой системе управления. В 1773 году в РП была создана Адукационная комиссия. Она являлась первым в Европе министерством просвещения. В Ведение её переходили все учебные заведения на территории РП. Вся территория была разделена на 10 учебных округов и 2 провинции: Польскую и Литовскую. Все бел. Земли вошли в Литовскую провинцию. В центре Литовской провинции был Виленский универ, преобразованный в главную школы ВКЛ. Основным отличием Главной школы от Виленского универа было то, что обучение в ней носило светский характер. Ректором был Почобут-Обленицкий. Главная школа просуществовала до 1796 года, когда по указу Российского императора Павла 1 была переименована в Главную Виленскую школу.
Образование на бел землях в конце 18 – начале 20 века
Политика царских властей в сфере образования на бел землях. Возрождение Виленского университета
После третьего раздела РП в 1795 году вся территория Беларуси вошла в состав Российской империи. В первые 30 лет Российские власти не проводили на бел.территории политики русификации. Они поддерживали существ сис-му образования, а с начала 19 века имело место политика полонизации. Проводником распространения польского языка и культуры был один из соратников и друзей императора Александра 1 польский князь Адам Чарторийский. Он был польским патриотом, мечтал о восстановлении РП и видел в сис-ме образования ср-ва для возрождения гос-ва.
В 1803 году вРосс империи была проведена реформа образования. Вся территория страны делилась на учебные округа, во главе которых стояли попечители. Центром учебного округа были университеты, которые курировали работу и средних уч заведений. Все бел земли – Виленский учоккруг. Его попечителем с 1803 по 1824 год был Адам Чарторийский, а центром стал Виленский университет, воссозданный из ГлавнВиленской школы. Он был самым крупным, самым старным и самым богатым университетом Росс империи. Вил универ финансировался 1. За счёт установленных год дотаций, 2. За счёт готовых с бывших иезуицких имений. Кроме этого Вил универ финансировался дополнительно. Первым ректором вил универа был юрист и ксёндз Иероним Стройновский. Он имел украинское происхождение и поэтому был заинтересован не в распространении польской культуры. А в возражд ВКЛ. За это в 1806 году он был снят со своей должности. Второй ректор Ян Снядэтский был поляком и провод польскую политику в универе. Это был выдающийся польский математик и астроном. При нём при вил универе была открыта астрономическая школа. Он был избран член-корреспондентом петербуржской академии наук.
На террит бел имелась сис-ма среднего образования лучшая во всей РИ. В частности, в бел сущ семилетние гимназии, в то время, как во всей Росс имп только 4-летние. Окончание уездного училища на бел.землях давало наравне с гимназическим дипломом право на поступление в универ без экзаменов. Окончание таких училищ на территории Российской империи такого права не давало.
Полотская иезуитская академия. Полоцкое высшее пиарское училище
В 1812 году полоцкий иезуитский коллегиум был преобразован в полоцкую иезуитскую академию. Она получила право присваивать учёные степени существенныхтзмененией в сис-ме образования произведено не было. Так как в каллегиуме по сути предлагалось образование университетского уровня. В 1820 году академия была закрыта. Причина закрытия: изгнание иезуитов из России. Всем членам ордена предписывалось в кратчайшие сроки покинуть страну без права возврата, их имущество конфисковывалось.
На месте пол иузуитской академии было образовано полоцкое высшее пиарское училище. Оно открылось в 1822 году и разместилось в здании бывшей иезуитсвой академии. В состав училища входили: начальное приходское училище, четырёхклассное уездное дворянскоууч, трёхлетние курсы высших наук. Финанспиарскоеуч за счёт иезуитских вкладовипиарскому училищу достались часть библиотеки пол иез академии, физический и минералогический кабинеты и типография. Преподавание велось на польском языке. Преподы были в основном выпускниками вил универа. Они пытались рассширить программу в пиарскомучилище и приблизить её к универской. Вместо уроков вводились лекции, преподавались гум и ест-научные дисциплины. Для того, чтобы привлечь молодёжь предлаг курсы танцев, фихтования, музыки. Имелось общежитие на 40 человек. В 1823 году в пиар учил было раскрыта деятельность тайного общ филоматов. После этого власти стали относ к этому уч заведению с подозрит и в 1830 году оно было раскрыто
Политическая деятельность в Виленскомунивере. Его закрытие.
Несмотря на лояльность рос властей, студенты и преподы вил универанаход в оппозиции к царскому режиму. В 1812 году на бел земли вступила ррмия наполеона, который обещал возрождение РП и ВКЛ. Вил универ поддержал его, на стороне наполеона воевало 200 студентов вил универа. Ректор Ян снядэцки даже был членом временного правительства. После победы русских войск, имеператор Александр 1-ый хотел наказать универи перенести его из Вильно в Полоцк, но за универ вступился Чарторийский и отстоял его. Ян Снядэцкий в 1815 году был вынужден подать в отставку. В 1816 году в вил универе было создано общество преподов, назыв «общество шубравцев или негодников». Оно было легально и действовало по примеру массонских лож. Шубравцы занимались проблемами морального усовершенствования каждого члена общества, а также обсуждали вопрос отмены крепостного права и борьбы против жестокого обращения с кретьянами. Это общество просущ до 1822 года, когда указом Александра 1 все массонские ложи были запрещены. В 1817 году в вил универе возникло общество филоматов, а в 1820 – общество лучистых. Во главе этих обществ стояли ТомашЗан, Адам Мицкевич, Ян Чечот, Александр Ходько, АнуфрийПетрошкевич. Эти общества так же было организ по примеру массонскихлож и выполняли функции студенческой взаимопомощи. Члены обществ помог дргу другу в учёбе, трудоустройстве, оказывали мат помощь, в обсуждении оществ проблем не выходили за рамки дозволенного. Общества лучистых и филоматов объед коло 40% всех студентов вил универа. Студ общества вызывали подозрешие у консеват профессуры и у властей. Считалось, что ано или поздно они нарушат закон. Поэтому в 1820 году закрывают общестовлучистых, а в 1822 – общество филоматов. В ответ на запрет в 1822 году часть радикального студенчества создала общестов филаретов( добродетелей). Оно ставило своими целями возрождение родины (РП) и отмену крепостного права. Общество насчитывало 215 человек, а президентом был избран ТомашЗан. В 1823 году общество было раскрыто полицией. 20 из его членов были арестованы, некоторые профессора были уволены и выстланы из Вильно. За Полоцк универ попытался заступ Чарторийский, но он ничего не добился и в 1824 году подал в отставку. Однако вытравить крамольный дух не удалось и в польсвосст 1830-31 годов, в котором главнр целью было восст РП, приняла участие треть студентов вил универа.
1 мая 1832 года вил универ был закрыт. На базе закрытогоуниверабыли созданы 2 академии: духовная римско-католич академия и медико-хирургическая. Большая часть библиотеки вил универа была вивезена в Петербург, Киев, Харьков. Все редские книги и рукописи (7 тыс единиц) достались Петербургу и Москве. Послденимревтором вил универа был Венцеслав Пеликан.
Медико-хирургическая академия
некоторое время продолжала традиции
Виленского университета. Она единственная
во всей Российской Империи предлагала
медицинское образование, соответствующеезападно-
Политика российских властей на территории Беларуси в сфере образования в 30-е годы 19 века – начале 20-ого века
С 30-ых годов 19 века наступает явное ужесточение в политике царского режима по отношению национальных окраин. 1825-1855 наросс престоле наход Николай 1, который провод более консерват политику, чем его предшественник. При нём началась русификация бел земель. В 1840 году было запрещеноупотребление названия Беларусь в офиц делопроизводстве. Бел земли стали назыв северо-западным краем. Офицгос доктрина западнорусизма гласила, что бел земли явл исконными русскими землями, бел культура – часть русс культуры, а бел язык – диалект русского. Русифиц вся сисм-ма образования и царские влсти считали необязательным наличие высшего учзаведна бел змлх, поскольку выхлдцы из бел могли учиться в вузах росс имп. Это крайне негативно сказалось на общем уровне развития бел населения, поскольку обучение в России могли позволить себе только состоятельные люди. Кроме этого выпускники российских вузов белорусского происхождения зачастую не возвращались на родину. Наибольшей популярностью пользовался Петербуржский университет.
Существовали разные проекты по возрождению высшего образ на бел землях. Проекты предлагались российскими сановниками, бел знатью, а так же зарождавшейся буржуазией и горожанами.