Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:39, лекция
Они развиваются в ответ на распространение католичества. Было два типа православных школ:
1) Школы, созданные влиятельными православными магнатами. К ним относятся: Острожская (очень популярная и престижное), созданная Константином Острожским и Слуцкая, созданная Олельковичем
Школы, созданные на деньги меценатов, как правило, прекращали своё существование после смерти своего основателя.
2) Братские школы, основанные мещанами. Крупнейшие: Виленская, Могилёвская, Брестская, Минская, Киевская. Во главе стояли ректоры, а учителя назывались дедоскалами. В братских школах, как и в католическихучебных заведениях, изучали 7 свободных искусств, латинский и греческий языки, устраивались театральные представления. При каждой такой школе были церковный хор, архив и библиотека.
В 1836 году в городе Горки была
основана Горе-Горецкая земледельческая
школа, состоящая из двух разрядов: высшего
и низшего, срок обучения в каждом разряде
составлял 3 года. Изучались земледелие,
животноводство, садоводство, некоторые
гуманитарные предметы. Высшая степень,
которую можно было получить, - диплом
агранома. В 1848 году на базе школы был образован
Горе-Горецкий землединститут. В разные
годы там обучалось от 112 до 222 студентов.
В летние месяцы студенты имели возможность
проходить практику в разных губерниях
российской империи. При институте были
открыты заводы по производству кирпича,
мастерская по ремонту сх машин, пасека,
имела библиотека в 7 тысяч томов, были
организованы музеи: зоологический, анатомический
и сельскохозяйственных машин. В 1863 –
1864 годах студенты института приняли участие
в восстание за восстановление РП и в результате
в 1864 году Горе-Горецкий институт был переведён
в Петербург. Свою деятельность в Горках
он возобновит только в 1919 году. Проекты
о создании университета предлагали русские
сановники. Один из таких проектов принадлежал
виленскому ген. губернатору Назимову.
Однако проект был отклонён императором
Александром 2-ым. Вопрос об открытии универа
ставился другим виленским ген. Губернатором
Муравьёвым-вешенником. Он считал, что
универ должен стать действенным средстов
для русификации края. В универе должны
были учиться только выходцы из северозаподного
края. В свою очередь бел. Студенты не могли
бы поступать в другие универы. Проект
был отклонён. Следующий проект был предложен
в 1869 году попечителем виленского учебного
округа Батюшкова. Батюшков предлагал
открыть универ в составе 2 факультетов:
богословского и филологического. Министр
образования Толстой и император Александр
2 поддержали проект. Универ должен был
быть открыт в Полоцке, однако из-за русско-турецкой
войны 1877-1878 годов реализация проекта
была отложена. В 1890-е годы в Российской
империи начался экономический подъём,
тот процесс затронул и Беларусь. Нужны
были квалифиц специалисты для промышленности
и сельского хозяйства. Об открытии универа
ходатайствами хоз общества, городские
и земские органы самоуправления, отдельные
промышленники. Все инициативы не встречали
сочувствия у правительства. В 1905-1907 годах
произошла 1 русск рев. 17 окт 1905 года Николай
2подписал манифест, которым гарантировал
демократические свободы, а так же созыв
российского парламента (гос. Дума). Революция
заставила царские власти пойти на уступки
национальным окраинам, однако в это время
проблема открытия универа на бел землях
приобрела новый аспект. В начале 20 века
активизируется литовское нац-освободит
движение и литовцы начинают претендовать
на культурно-историческое наследие ВКЛ.
С тех пор бел. Интеллигенция стала рассматривать
Минск в качестве университетского города.
В начале 20 века вопрос об открытии универа
обсуждается на страницах газеты «Наша
нива». В 1908 году белорусская молодёжь
учувствовала во всеславянском съезде
прогрессивных студентов, который происходил
в Праге. Он постановил открыть в Вильно
универ, а так же создать кафедры бел истории
и этнографии в других российских универах.
Российское правительство безусловно
эти инициатывы проигнорировало. След
попытка открыть универ была связана с
празднованием трёхсотлетия дома Романовых
в 1913 году. Однако и этот проект потерпел
поражение. След проект – открытие мединститута,
власти его одобрили, однако помешало
начало Первой мировой войны в 1914 году.
Создание
БГУ
Проекты открытия университета в 1917 – 1918 годах
В феврале 1917 году произошла буржуазно-демократическая революция. Установилось двоевластие. Временное правительство исходило издемократ принципов, фактически это период безвластия, чем попытались воспользоваться бел националистические организации. В марте 1917 года в Минске сост первый съезд бел нац организаций. Был избран бел нац комитет (БНК) и на съезде отмечалась необходимость открыть при первой возможности высшее учебное заведение в одном из бел городов. В июле 1917 года состоялся второй съезд бел национальных организаций, на котором была избрала центральная рада бел организаций, прозвучало требование, обращённое к временному правительству о создании на бел землях универа и сельлс академии. Подвижки в открытии универа произошли с приходом к власти большевиков. 17 ноября 1917 года великая бел рада обратилась к народному комиссару просвещения Луночарскому с просьбой открыть университет, он согласился, но решить вопрос не удалось из-за отрицательного отношения наркома по делам просвещения Сталина. В феврале 1918 фактически все бел земли оказались под немецкой оккупацией. На оккупированной террит была провозглашена независимость БНР, а в апреле 1918 была создана комиссия, целью которой было открытие универа. Были предложены 2 проекта: 1) принадлежал Довнар-Запольскому, 2) Карскому
Преподавание планировалось вести на бел, русском и польском языках, планировалось постепенно перейти на бел язык. Преподавателей нужно было пригласить из-за границы, однако планы не осуществились, т.к. внутри руководства БНР не было единства, а в декабре 1918 года Минск был занят войсками красной армии.
Работа по открытию БГУ
1 января 1919 года был обнародован манифест о создании ССРБ. Одним из первых постановлений ССРБ был декрет от 25 февраля 1919 года, который определял конкретные меры по созданию в Минске универа. Был выделен 1 млн рублей и создана спец комиссия под руководством Карского. Для контроля за деятельностью минской комиссией была создана московская комиссия, которую возглавлял Тераганесов. Её деятельность прерывалась с лета 1919 года до лета 1920 года польской оккупацией, однако после освобождения Беларуси организационная работа была продолжена и в марте 1921 года было создано временное правление БГУ, которое возглавил Пичета.
11 июля 1921 года в городском
театре состоялось
Начало работы БГУ
БГУ начал работу в составе 3 факультетов: рабочего, общественных наук, медицинского. Самым многолюдным был рабочий факультет. Они появляются в России в 1918 году, их целью было дать законченное среднее образование рабочим и крестьянам, чтобы они могли осваивать университетский курс. После окончания рабочего фак-та можно было поступать на другие фак-ты. На фак-те общественных наук изучались все гуманитарные и общественные дисциплины, целью которых было отныне идеологическое укрепление позиций компартии. 67% всех студентов были евреями, большинство студентов первого приёма были беспартийными.
Учебный процесс и быт студентов
В 20-е годы классическаясис-ма высшего образования потерпела изменения. Большевики отменили экзамены, оценки, как явление унижающее студентов. Практиковался лабораторный метод, когда задание давалось на группу студентов, а ответственными назначались 1 или несколько человек. В результате большинство студентов сваливало свою работу на товарищей. Все эти принципы были настолько неэффективны, что к концу 20-ых были отменены. В начале 20-х в БССР проводится политика белорусизации. БГУ стоит в центре этого процесса, постепенно курсы переводятся на белорусский язык. Так же проводятся многочисленные этнографические исследования, при этом условия для проведения подобных исследований в Беларуси лучше, чем в других частях СССР. Уже с 1922 года БГУ сталкивается с существенными финансовыми трудностями. Ректор Пичета вынужден проводить значительную часть времени в Москве, доставая деньги. Проблемой было отопление БГУ, часто перед началом занятий студенты должны были разгрузить вагоны с топливом, напилить дров и только после этого приступать к учёбе. В аудиториях было так холодно, что студенты не снимали верхней одежды, а в чернильницах замерзали чернила. Основным источником дохода для студента была его стипендия, которая покрывала примерно половину минимальных расходов (15-20 рублей). Стеснённость в материальных условиях являлась одной из причин студенческих самоубийств. Огромной проблема была проблема с общежитиями . ими обеспечивалось около 80% студентов, но условия жизни не соответствовали минимальным нормальным условиям. Студентам оказывалась посильная помощь, существовали государственные льготы на проезд (75%), на посещение кино и театра, на посещение бань. Студентам выдавали кредиты на покупку тёплой одежды, так же для студентов на льготных условиях работали парикмахерские и прачечные.
В самом начале 20-х БГУ помогали американские благотворительные организации. В 1923 году американская организация «Ара» открыла для студентов бесплатные столовые на ул. Богадельной.В 1925 году американская компания «Джойл» перечислила 5 тысяч долларов на открытие клиники нервных заболеваний при БГУ. Распространёнными студенческими болезнями были туберкулёз, нервопатия, анимия. С 1922 года из-за финансовых трудностей в БГУ вводиться оплата за обучение, но платить должны были только студенты не пролетарского происхождения или студенты с состоятельными родителями. Из-за бедности 60% студентов не оплачивали своего обучения. В начале 20-х годов была попытка создать студенческие коммуны, т. е. объединить студентов в большие деньги, обобществив их имущество. Попытка провалилась.
В 20-е годы между студентами и преподавателями часто были неблагожелательные отношения, особой враждебностью к профессорам отличались студенты рабочего фак-та, это было связано с тем, что из-за советской пропаганды студенты считали профессоров буржуями.
С середины 20-х годов экономическое положение БГУ улучшается. БГУ финансируется правительством БССР и минским горисполкомом. На середину 20-х приходится и первая массовая чистка студентов. Причиной этого стало то, что в борьбе между Сталиным и Троцким, студенчество поддержало Троцкого. В 1926 году состоялся первый выпуск БГУ. Первый диплом был защищён студентом Карапулько на тему «Ножницы».
БГУ в 30-е – 80-е годы
30-е – 40-е годы
В 30-40 годы развитие БГУ было обусловлено двумя противоречащими тенденциями: 1. В СССР началась индустриализация, следовательно, универы должны были готовить достаточное кол-во высококвалифицированных кадров; 2. С конца 20-х начинаются репрессии, жертвами которых сталимногие студенты, особенно профессорско-преподавательский состав. Начало репрессий было связано с тем, что советское руководство посчитало, что выросло поколение советских специалистов, и поэтому можно было избавляться от старых буржуазных специалистов (спецов). Одной из первых жертв стал ректор Пичета. В 1930 году он был арестован, сидел в Вятке, затем в Воронеже. В 1935 году его выпустили, но в Беларусь уже не вернулся. В 1937-1939 годах сталинский террор проводился бессистемно. Жертвами стали все довоенные ректоры БГУ. Распространённым явлением в БГУ были доносы преподавателей и студентов, особенно студенты писали на преподавателей. Более всего от репрессий пострадали исторический, географический и физико-математический фак-ты. В 1930 году – разукрупнение БГУ. Отдельные фак-ты БГУ становились самостоятельными институтами. От университета фактически ничего не осталось и поэтому в 1934-1935 годы университет возвращается к классической сис-ме фак-тов. В 1934 году созданы истфак., филфак.
В 30-е годы начинается русификация БГУ, поскольку Сталин стал создавать СССР как Русское государство, основанное на русской культуре и русской истории. Нормальное развитие университета было прервано начало ВОВ. Часть студентов и преподавателей ушли на фронт, а остальные были эвакуированы в Москву. Эвакуация была организована ректором БГУ Савицким. БГУ . БГУ продолжал работать в МГУ, а в 1943 году БГУ переехал на станцию Сходня. После освобождения Минская в 1944 году БГУ возвратился в Минск. Продолжение работы универа в последних условиях считалось важной часть советской пропаганды, направленной на поддержание боевого духа граждан. Сразу после войны студенты БГУ должны были участвовать в строительных городских работах, за студентов был вынужден заступиться ректор, поскольку студенты не могли в полном объёме и работать, и учиться. Вконцу 40- благодаря усилиям властей БССР и благодаря общесоюзной помощи работа БГУ вернулась в нормальное русло.
БГУ в 50-е – 80-е годы
С конца 50-х годов БГУ переживает период расцвета. Связано это было с ректорством Севченко (1958-1972). При нём БГУ значительно рассширяет свои площади, были построены учебные корпуса и общежития в Щомышлице, в начале 60-х был построен главный корпус БГУ. Активное участие в его строительстве приняли студенты, при этом сначала они работали бесплатно, а потом начали создаваться комсомольские классы (?). так же в 60-е годы студенты БГУ принимают активное участие в целинном движении и в работе стройотрядов. С конца 50-х начинается русификация. В 1958 году была проведена реформа образования. Она была осуществлена согласно закону «об укреплении связи школы с жизнью». Согласно этому закону увеличивалось кол-во производственной практики, уменьшалось кол-во лекций и семинаров, кроме этого преимущество при поступлении в ВУЗ получали те, кто 2 года проработал на производстве или отслужил в армии. Реформа негативно сложилась на уровне образования, поскольку из-за сокращений кол-ва лекций и семинаров студенты не могли полноценно усваивать учебный материал.
В 80-е годы в БГУ имелись следующие тенденции развития:
В начале 90-ых этот процесс сворачивается, но из-за улучшегося экономического положения, престиж высшего образования был восстановлен.
Образование в США
Общая характеристика
- не является централизованным, конституцией США не предусмотрен федеральный контроль и поэтому каждый штат имеет свои программы и свои учебники. Нет единых планов.
Образование высокого уровня, 85% средних школ являются государственными. Ещё часть – частные или религиозные. Наибольшей популярностью пользуются католические школы, созданные ирландскими миссионерами в 19 веке. 5% родителей предпочитают учить детей дома, создаются чартерные школы, которые формируются родителями и учителями, которых не устраивают общественные и частные школы. Высшее образование существует как государственное так и частное, но большинство вузов – частные. Всё образование платное. В сфере высшего образования США является лидером. Американские вузы составляют большинство в первой десятке самых престижных вузов мира. Лучшим считается Гарвард. Высокая оплата преподавателям. Школьные преподы получают около 40 тыс. долларов в год, в универе – около 70 тыс. долларов.