Учебная деятельность как фактор психического развития школьника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:23, реферат
Краткое описание
"Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним научения, учения, обучения; как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте; как один из видов деятельности школьников.
Содержание
Сущность учебной деятельности 2. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности: а) Особенности формирования УД б) Возрастные особенности формирования УД 3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте: а) Понятие ведущей деятельности б) Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте в) Диагностика учебной деятельности 4. Заключение 5. Список литературы
На первом этапе, соответствующем начальному
образованию, возникают и формируются
основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только
их предпосылки). В младшем школьном возрасте
УД является главной и ведущей среди других
видов деятельности. Систематическое
осуществление младшими школьниками УД
способствует возникновению и развитию
у них основных психологических новообразований
данного возраста.
Уже в 1-м классе в содержание УД необходимо
вводить элементарные теоретические знания
- понятия числа и слова, отсутствовавшие
в опыте дошкольной жизни детей, а также
понятие композиции, важное для последующего
овладения детьми основами изобразительного
искусства. Усвоение этих и других понятий
в процессе коллективного решения учебных
задач способствует вхождению детей в
систему учебных действий, позволяет им
осваивать способы и нормы участия в спорах
и дискуссиях, проявлять инициативность
в приглашении к учебному диалогу сверстников
и учителя. На протяжении всего начального
образования в условиях полноценной и
развёрнутой УД она остаётся коллективно
распределённой, но при этом у большинства
младших школьников складываются умения по собственной инициативе
ставить различные содержательные вопросы
сверстникам и учителям, умения не только
участвовать в дискуссиях, но и быть их
инициаторами и даже организаторами. У
детей появляются устойчивые и обобщённые
учебно-познавательные мотивы (основным показателем этого
является ориентация детей не на результат
решения задачи, а на общий способ его
получения), что свидетельствует о формировании
самой потребности в УД. К концу начального
обучения у детей появляется способность
сознательно контролировать свои учебные
действия и критически оценивать их результаты
(см. статью Г.А. Цукерман "Что развивает
и чего не развивает учебная деятельность
младших школьников?")
На втором этапе формирования УД (6-9-е классы)
теряет свой ведущий характер, но сохраняет
существенное значение в развитии теоретического
мышления учащихся, происходящем в процессе
рефлексивного усвоения и т.п., позволяя
им при этом наряду с учителями принимать
определенное участие в организации УД
своих сверстников. В этом возрасте усложняется
содержание УД - предметом усвоения становятся
целостные системы теоретических понятий,
излагаемые абстрактным языком с применением
графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно
высокого уровня теоретического мышления,
достигнутого подростками ещё в младших
классах, способствует усвоению ими сложного
материала. В выполнении учебной деятельности
происходят значительные изменения. В
5-7-х классах учащиеся ещё коллективно
решают учебные задачи и вместе с тем осваивают
различные знаковые модели фиксации их
условий и ориентации в них, чтобы впоследствии
использовать эти модели самостоятельно,
для индивидуального решения задач. В
8-9-х классах учащиеся постепенно приступают
к самостоятельной постановке учебных
задач и к самостоятельной оценке своих
решений. Каждый ученик становится индивидуальным
субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога
с авторами учебного материала, а обсуждение
результатов в классе становится такой
дискуссией, когда каждый её участник
может внести коррективы в предложенное
понимание учебной задачи и в способы
её решения.
В процессе интериоризации УД у подростков
при усвоении ими теоретического материала
отрабатываются и шлифуются все учебные
действия (особое значение при этом имеют
контроль и оценка, переходящие в самоконтроль
и самооценку) и развиваются все функционирующие
в них содержательные мыслительные действия,
среди которых особую роль приобретает рефлексия. Таким образом, в подростковом
возрасте продолжается процесс развития
теоретического мышления, начало которому
было положено в начальных классах. В этом
возрасте УД теряет свой ведущий характер;
главную роль в психическом развитии подростков
приобретает общественно значимая деятельность
во всех видах (художественная, спортивная,
трудовая). Но в сфере умственного развития
в подростковом возрасте решающее значение
принадлежит именно УД.
Третий этап. В старшем школьном возрасте
ведущей вновь становится УД, но с профессиональным
уклоном, позволяющим старшеклассникам
осуществлять профессиональную ориентацию
и намечать свой жизненный путь.
В студенческие годы УД приобретает собственно
исследовательский характер и может быть
названа как учебно-познавательная деятельность.
Усвоение уже накопленных теоретических
знаний вплетается в процесс самостоятельного
формулирования результатов индивидуального
или коллективного исследования, проектирования
и конструирования, производимых в соответствии
с требованиями различных форм познания,
что и приводит студентов к уточнению
научных понятий, к совершенствованию
художественных образов, углублению нравственных
ценностей и т.п. УД для студентов становится
основой развития прогнозирующего и исследовательского
теоретического мышления.
Возрастные особенности формирования
учебной деятельности
Возраст
Особенности учебной деятельности
Младший школьный возраст
Знаменуется введением учащегося в УД, овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение
Средний школьный возраст
Идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками.
Старший школьный возраст
Характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами
самостоятельной УД и самообразования,
а также переходом от усвоения общественно
выработанного опыта УД к его обогащению,
т.е. творческой исследовательской познавательной
деятельности
Учебная деятельность как ведущий вид
деятельности в младшем школьном
возрасте.
Понятие ведущей деятельности
Психическое развитие человека на всех
возрастных ступенях осуществляется в
процессе различных видов деятельности.
Именно в деятельности он овладевает общественно
историческим опытом, накопленным человечеством
- усваивает знания, умения и навыки и приобретает свойственные
человеку психические свойства и способности.
Однако не все виды деятельности имеют
одинаковое значение для психического
развития. Как указывает А.Н. Леонтьев, деятельность в целом не складывается
механически из отдельных видов деятельности.
Одни виды деятельности на данном этапе
играют главную роль в развитии, другие
– второстепенную роль.
Главным видом человеческой деятельности,
определяющим само возникновение и историческое
развитие человека, становление его сознания
является труд; он представляет собой
деятельность, направленную на производство
определенных общественно полезных (или,
по крайней мере, потребляемых обществом)
продуктов - материальных или идеальных.
Другие виды деятельности, такие как игра,
учение, общение возникли в ходе истории
в тесной связи с трудом, частично - как
обслуживающие труд, частично - как формы
подготовки к нему. В современном обществе,
наряду с трудом, основными видами деятельности
являются игра и учение.
Эти основные виды деятельности не исчерпывают,
однако, всего ее богатства и не на всех
возрастных ступенях имеют одинаковое
значение. Труд в его зрелых формах недоступен
ребенку, что же касается игры и учения,
то каждый из этих видов деятельности
выступает в качестве ведущего лишь на
определенной возрастной ступени, в то
время как на других возрастных ступенях
ведущей являются другие виды деятельности.
Ведущая деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, - это не
просто деятельность, наиболее часто встречающаяся
на данном этапе развития, деятельность,
которой человек отдает больше всего времени.
Она характеризуется тремя главными признаками
(Леонтьев А.Н., 2001;
аннотация).
1. Внутри ведущей деятельности появляются
и развиваются другие, новые виды деятельности,
которые сами могут приобрести ведущее
значение в дальнейшем, на следующей возрастной
ступени. Так, учение первоначально появляется
в форме игры: ребенок начинает учиться,
играя.
2. В ведущей деятельности формируются
и развиваются отдельные психические
процессы. В частности, в игре складываются
образное мышление, активное воображение,
а в учении - отвлеченное логическое мышление.
3. От ведущей деятельности зависит формирование
личности ребенка, ее основные изменения
в данный период. Например, именно в игре
дошкольник, с одной стороны, осваивает
общественные функции и соответствующие
нормы поведения взрослых людей ("каким
бывает рабочий, учитель и т.п.") а, с
другой стороны, учится устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, согласовывать
с ними свои действия.
В начале своего формирования учебная деятельность возможна только на основе
постановки учебных задач обучающим, которые
осуществляют также функции контроля
и оценки. Развитые формы УД предполагают переход контроля
и оценки в самоконтроль и самооценку,
самостоятельную конкретизацию поставленных
извне целей.
Ведущий характер учебной
деятельности в младшем школьном возрасте
Структура УД формируется у детей младшего школьного возраста (у дошкольников имеются только ее предпосылки, одной из которых выступает дошкольный познавательный интерес). В этом возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.).
Систематическое осуществление младшими школьниками УД определяет возникновение и развитие у них психологических новообразований данного возраста:
субъекта этой деятельности;
основ теоретического мышления;
произвольности учебно-познавательных действий.
Первичной формой УД служит ее коллективно-распределенное осуществление всем классом или отдельными его группами. В процессе интериоризации формируется индивидуальная УД, показателями
которой являются:
умение ее субъекта инициативно и самостоятельно различать в осваиваемом предмете известное и неизвестное теоретическое знание;
умение задавать содержательные вопросы сверстникам и учителям;
умения не только постоянно участвовать в дискуссиях, но и быть их инициатором, организатором.
Психолого-педагогические
исследования показывают, что при существующей
системе начального образования в России
УД к моменту окончания начальной школы
(т.е. к 9-10 годам жизни ребенка) еще не приобретает
подлинно индивидуальной формы. Возникает
проблема его пролонгирования на один
- два года с тем, чтобы в конце младшего
школьного возраста у ребенка формировалось
желание и умение учиться, т.е. потребность
в УД и возможность ее индивидуального
осуществления.
В последующих возрастах, которым соответствуют
определенные ступени образования (подростковый
возраст - основная школа; ранняя юность
- старшие классы школы; юность - высшая
школа), УД претерпевает качественные
изменения по содержанию теоретических
знаний, усваиваемых учащимися, по характеру
ее осуществления ими, по способам организации
УД учителями и преподавателями, по роли
в становлении психологических новообразований,
присущих каждому возрасту (см. статью
А.О. Прохорова, Г.Н. Генинга "Особенности
психических состояний младших школьников
в учебной деятельности").
Диагностика учебной деятельности
А.К. Маркова для изучения уровня сформированности
УД у учащихся выделила следующие аспекты
ее диагностики (Маркова, 1990; аннотация):
Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:
понимание школьником задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие для себя учебной задачи;
самостоятельная постановка школьником учебных задач;
самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале.
Состояние учебных действий:
какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и др.);
в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий;
владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата;
Состояние самоконтроля и самооценки:
умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
владеет ли школьник адекватной самооценкой;
доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде;
Каков результат учебной деятельности:
объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности);
субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий) (Маркова А.К., 1990.
С. 9).
Диагностируя учебную деятельность
школьников, важно посмотреть, какова
целостность этой деятельности (или налицо
только раздробленные звенья и операции),
есть ли выраженная индивидуальность
ее выполнения. Свободное и самостоятельное
осуществление учебной деятельности свидетельствует
об определенном важном уровне умственного
развития - сформированности познавательной
деятельности как основы мышления. В школьной
практике предлагается учитывать при
оценке результатов учения не только знания,
но и деятельность учащихся, их обеспечивающую.
Так, требования к результатам обучения
включают: систему знаний и умений; виды
деятельности, в которых осуществляется
усвоение предметного содержания обучения;
качественные особенности усвоения учащимися
предметного и деятельностного содержания
обучения (Маркова, 1990. С. 9;
аннотация) (см. статью В.В. Репкина, Г.В.
Репкиной, Е.В. Заики "О системе психолого-педагогического
мониторинга в построении учебной деятельности").
Состояние видов деятельности школьника
может быть выявлено критериально-ориентированными
тестами, деятельностными пробами, длительным
наблюдением, а также в ходе психологически
продуманного устного опроса и в письменных
контрольных.
Заключение
"Учебная деятельность"
(УД) - достаточно неоднозначное понятие.
Можно выделить три основные трактовки
этого понятия, принятые как в психологии,
так и в педагогике: как синоним научения,
учения, обучения; как ведущий тип деятельности
в младшем школьном возрасте; как один
из видов деятельности школьников.