Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 14:50, контрольная работа
В отечественной психологии Л.С. Выготского и Л.Н. Леонтьева личность выступает одновременно как активный субъект и «продукт» деятельности и меж личных отношений, которые интериоризуются в процессе общественного развития индивида.
Личность – системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности ив общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или о посредственно, вследствие того, что человек живет в человеческом обществе, относится к личности.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Учение о личности.
1.1. Проблема человека и личности в психологии…………………………………………….4
1.2 Учение З. Фрейда. ………………………………………………………………………….7
2. Психодинамические теории личности.
2.1 Теория личности А. Маслоу………………………………………………………………11
2.2 Культурно – исторические личности……………………………………………………..13
2.3 Развитие психологии личности……………………………………………………………15
3 Структура личности………………………………………………………………………16
3 1 Исследование личности в отечественной психологии………………………………….18
3.2 Развитие конкретно – психологических подходов к личности в отечественной психологии……………………………………………………………………………………...21
Заключение
Литература
«Учение о личности и её структуре в отечественной психологии».
Введение…………………………………………………………
1.Учение о личности.
1.1. Проблема человека и личности в психологии…………………………………………….4
1.2 Учение З. Фрейда.
………………………………………………………………………….
2. Психодинамические теории личности.
2.1 Теория личности
А. Маслоу………………………………………………………………
2.2 Культурно – исторические
личности……………………………………………………..
2.3 Развитие психологии
личности…………………………………………………………
3 Структура
личности…………………………………………………………
3 1 Исследование личности в отечественной психологии………………………………….18
3.2 Развитие конкретно
– психологических подходов к личности
в отечественной психологии……………………………………………………
Заключение
Литература
В отечественной
психологии Л.С. Выготского и Л.Н.
Леонтьева личность выступает одновременно
как активный субъект и «продукт»
деятельности и меж личных отношений,
которые интериоризуются в
Личность – системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности ив общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или о посредственно, вследствие того, что человек живет в человеческом обществе, относится к личности.
Кроме того, личностью называют индивида, который обладает таким системным качеством и, следовательно, является субъектом социальных отношений и сознательной деятельности;
Таким образом, личность – это человек, как представитель человеческого общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
1.1. Проблема человека и личности в психологии.
В отечественной
психологии последнего десятилетия
складывается парадоксальная ситуация.
Признанные успехи практической психологии
определяются не только возросшей социальной
востребованностью, но и конкретными
результатами, сложившимися в русле
естественнонаучной традиции. Но жизнь
стала выдвигать новые задачи.
Большую остроту приобрели
В последние годы в отечественной психологии осознается необходимость осмысления путей ее дальнейшего развития. Главное направление поисков — более широкое, целостное понимание феномена человека. Линия на гуманитаризацию отечественной психологии вырабатывалась усилиями многих авторов. Она активно воспринимается почти всем профессиональным психологическим сообществом. Особая заслуга здесь принадлежит .[4]
Б.С. Братусю. Он ввел термин ≪гуманитарная психология≫, представил обоснование и опыт разработки новых течений в этом русле. Гуманитарная ориентация особенно созвучна мышлению практических психологов.
Предмет гуманитарной психологии пока очерчивается в самых общих чертах. В методологическом плане она ориентируется на традиции гуманитарных наук, имеющих единицей анализа целостного человека. В широком плане ее предлагается рассматривать как пост классический период развития психологической науки. Исследовательское поле гуманитарной психологии существенно расширяется.[4] ,[2]
Естественнонаучная
психология изучала психику как
особый аппарат или инструмент отражения
мира и ориентировки в нем. Но человек
— существо родовое, безмасштабное,
самотрансцендирующее. В. франкл подчеркивал,
что человек — это больше, чем
психика: человек — это дух. В
отечественной психологии неоднократно
выдвигалась идея расширения исследовательского
поля психологии и включение в
него психологических проблем
Гуманитарная
психология собирает воедино философско-
П.Д. Успенский в человеке различает две основные подструктуры — сущность и личность. К сущности он относит врожденные духовные и наследственные природные свойства человека. Они устойчивы и не могут быть утрачены. Сущностные природные свойства определяют центры простейших психических функций — интеллектуальных, эмоциональных, половых, двигательных, инстинктивных. Сущностные духовные свойства определяют развитие сознания и высших эмоциональных и интеллектуальных функций.
К личности П.Д. Успенский относит свойства, которые человек приобретает и которые выражают его отношение к другим людям и разным сторонам мира Они могут изменяться и даже утрачиваться, но играют огромнейшую роль в его жизни. По П.Д Успенскому, в структуре психики личность занимает второе место после сущности. Но личность необходима человеку, как и его сущность, и они должны развиваться равномерно, не подавляя друг друга, сохраняя иерархию психического склада человека.
Условия современной жизни, замечает П.Д. Успенский, благоприятствуют недоразвитию сущности человека. С другой стороны, сформировавшиеся личностные свойства, ожидания, притязания могут, как способствовать, так и препятствовать ее развитию.[12,28]
В отечественной
психологии к проблеме сущности человека
привлечено внимание С.Л. Рубинштейна
в его последних работах. Главной
характеристикой человека является
его отношение к другому
Отечественные психологи, сделавшие столь много для разведения понятий ≪индивид≫, ≪личность≫, ≪индивидуальность≫ и др., прошли мимо принципиально важного вопроса о различении понятий ≪человек≫ и ≪личность≫. Человек рассматривается как без масштабное родовое существо, трансцендирующее свои границы, не поддающееся конечным определениям. Аппарат психологии не может и не должен быть применен к нему в полной мере.[12, 35]
Другое дело — личность, с позиций психолога. Она может быть понята, полагает автор, как особый психологический инструмент саморазвития человека. В психологии принято подчеркивать, что запоминает или мыслит не память или мышление, а человек. Аналогичным образом и бытийствует не личность, а человек. Субъектом бытия является только человек. Следует отметить, что личность — далеко не единственный психологический инструмент человека. Сюда относятся и познавательные процессы, и эмоции, и характер, и другие психологические образования. И каждое из них играет свою партию в становлении субъекта. Если подросток выпячивает характер, то юноша — уже личность с характером, а у зрелого человека личность на определенном этапе исчерпывает свои возможности, отходит, ≪снимается≫ как сослужившая и во всей полноте открывается то, чему она служит.
Личность, т. о., — сложный, уникальный внутренний ключ человека. В чем специфика личности как психологического инструмента? Сущностные духовные свойства человека при рождении даны в потенции. Ему надо развить их, ≪выделить≫ в себе. Ему нужен орган, который позволит направлять и координировать сложнейший процесс самостроительства в себе, в своей сущности. Этим органом и является личность. Речь идет о развитии человека. Личность, как орудие, или инструмент, оценивается в зависимости от того, как она служит своему назначению, т. е. способствует или нет приобщению субъекта его человеческой сущности.[12]
Во-вторых, Б. С. Братусь
обосновал основной путь, или принцип
психологического изучения человека,
— соотнесение его ≪вертикально
Б. С. Братусь поставил вопрос о том, что многие годы психология разводила понятия: ≪индивид≫, ≪личность≫, ≪субъект деятельности≫, ≪индивидуальность≫. Теперь настало время искать пути их соединения. Гуманитарные науки, на орбиту которых выходит психология, единицей анализа имеют целостного человека. Автор предлагает рассматривать соотнесение ≪вертикального≫ и ≪горизонтального≫ измерений как основной принцип психологического изучения человека.
Психология характеризуется
настойчивым стремлением
Формируется целый
спектр общепсихологических концепций,
которые объединяет общая ориентация
на решение данных вопросов и разъединяют
полученные результаты, выводы, обобщения.
Среди этих теорий в отечественной
психологии наибольшее влияние приобрели
три направления: психодинамические;
культурно-исторические и поведенческие;
гуманистические и духовно-
1.2 Учение З. Фрейда.
Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856—1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа.
В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: бессознательное, или ≪ИД≫ (оно); сознание, или эго (я); супер-эго (сверх-я). Ведущую роль в психике играет ИД. Содержание его составляют две группы инстинктов: инстинкты продолжения жизни, или Эроса, энергию которых Фрейд назвал либидо, и инстинкты смерти, разрушения, агрессии, или танатоса. Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной нежности к матери и чувстве соперничества с отцом, у девочек — наоборот. Эти неосознанные, сублимированные (замещенные) формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — Электры). На последующих стадиях психического развития индивида эрос проявляется в энергии сексуальных влечений, творчества, жизнедеятельности. Танатос получает выражение в ссорах, драчливости детей, затем у взрослых в агрессивности, конфликтах, преступлениях, войнах.
На психологическом уровне эрос и танатос проявляются в форме влечений. Это одно из исходных понятий Фрейда. Влечения энергизированы, напряжены, властны, руководствуются принципом удовольствия и стремятся направлять поведение. Но на их пути встает эго, сознание. Оно включает систему социально-детерминированных представлений, понятий, руководствуется принципом реальности. Его задача — координировать влечения между собой, определять их реалистичность и разрабатывать пути, планы действий. На страже сознания стоит высший цензор личности — супер - эго, сверх - я. Оно включает совесть, нравственные запреты и идеалы, высшие нравственно-духовные представления. Они формируются, по Фрейду, в раннем детстве, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка. Основным источником внутренней активности является ИД, бессознательное. Эго и супер- эго только переключают на себя часть энергии ИД, снижая этим его напряжение. Взаимоотношение трех основных сфер личности Фрейд представляет следующим образом. Он сравнивает ИД и эго с лошадью и всадником. Всадник движется благодаря энергии лошади. Другое сравнение: маленькая темная передняя, в которой кипят страсти. Вход в светлую просторную гостиную через узкую дверь. У двери стоит высший цензор личности — супер-эго, сверх- я. И еще, в одной из последних работ Фрейд сравнивает бессознательное с морем, в котором выделяется небольшой остров — ≪Я≫, сознание.[8,74]
В душевной жизни человека Фрейду удалось также уловить механизмы, феномены, процессы, которые определяют динамику личности. В этом направлении фрейдовского учения исследователи выделяют два аспекта: учение о механизмах внутренней защиты ≪Я≫ и учение об окольных путях бессознательного. Они и будут предметом нашего дальнейшего анализа. Влечения эроса и танатоса, как мы уже отмечали, стремятся направлять поведение. Но если они неприемлемы для сознания, оно старается не впустить их. Каким образом? Ведь влечения энергизированы, настойчивы, властны. В сознании возникает состояние тревоги. Ее назначение в том, чтобы мобилизовать защитные силы, выработать наиболее эффективные защитные стратегии. В динамике душевных состояний клиентов 3. Фрейд уловил целый ряд таких механизмов, которые назвал защитными механизмами ≪Я≫. [9]. Они индивидуальны, формируются в опытах раннего детства. У каждого человека складывается свой набор, точнее, паттерны внутренних защитных механизмов, которыми он чаще неосознанно и осознанно пользуется в трудных ситуациях.
Информация о работе Учение о личности и её структуре в отечественной психологии