Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:31, контрольная работа
Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Благодаря различным формам речи — устной, письменной, внешней, внутренней — человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
Введение……………………………………………………………………2
Основные характеристики памяти………………………………………..3
Формирование и развитие памяти………………………………………..4
Факторы, определяющие развитие памяти
- Запоминание………………………………………………………6
- Сохранение………………………………………………………..8
- Воспроизведение и узнавание…………………………………...9
- Забывание…………………………………………………………9
5. Заключение………………………………………………………………..11
6. Список литературы……………………………………………………….12
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт педагогики, психологии и социальной работы
Кафедра коррекционной педагогики
Факультет «Олигофренопедагогика»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по психологии
Тема «Факторы,определяющие развитие памяти у человека»
Выполнила студентка
I курса, группы
Научный руководитель
Архангельск, 2012
Содержание.
- Запоминание…………………………………………………
- Сохранение……………………………………………………
- Воспроизведение и узнавание…………………………………...9
- Забывание………………………………………………………
5. Заключение……………………………………………………
6. Список
литературы……………………………………………………
Введение.
"Без памяти, мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом"
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Другими словами, память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.
Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Благодаря различным формам речи — устной, письменной, внешней, внутренней — человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
К основным процессам, определяющим развитие памяти у человека относятся: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание информации, а также процессы забывания.
Основные характеристики памяти.
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. 06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Перечисленные характеристики памяти присущи всем процессам , которые объединяет понятие «память».
Формирование и развитие памяти.
По мере социализации индивида процесс развития памяти идет по нескольким направлениям: 1) механическая память постепенно дополняется и замещается логической; 2) непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств; 3) непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
П.П.Блонский высказал
и развил мысль о том, что
различные виды памяти, представленные
у взрослого человека, являются
также разными ступенями ее
исторического развития, и их, соответственно,
можно считать филогенетическим
Позже других складывается
и начинает работать логическая
память, или, как ее иногда называют П.П.Блонский,
"память-рассказ". Она имеется уже
у ребенка 3—4-летнего возраста в сравнительно
элементарных формах, но достигает нормального
уровня развития лишь в подростковом и
юношеском возрасте. Начало образной памяти связывается
со вторым годом жизни, и считается, что
этот вид памяти достигает своей высшей
точки только к юношескому возрасту. Ранее
других, около 6 месяцев от роду, начинает
проявлять себя аффективная
память, а самая первая по времени — это моторная, или двигательная
Л. С.Выготский
считал, что совершенствование памяти
человека в филогенезе шло
главным образом по линии улучш
Память по мере своего
развития все более сближалась
с мышлением. "Анализ показывает,
— писал Л.С.Выготский, — что
мышление ребенка во многом
определяется его памятью... Мыслить
для ребенка раннего возраста
— значит вспоминать... Решающие
события в жизни человека, изменяющие
отношения между памятью и
другими его психологическими
процессами, происходят ближе к
юношескому возрасту, причем по
своему содержанию эти
В формировании внутренних
средств запоминания
Факторы, определяющие развитие памяти.
1. Запоминание.
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого
происходит запечатление следов, ввод
новых элементов ощущений, восприятие,
мышления или переживания в систему ассоциативных
связей. Основу запоминания составляет
связь материала со смыслом в одно целое.
Установление смысловых связей — результат
работы мышления над содержанием запоминаемого
материала. По степени активности протекания
этого процесса принято выделять
два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное
(или произвольное).
Непреднамеренное запоминание
— это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов
и проявления волевых усилий. Это простое
запечатление того, что воздействовало
на нас и сохранило некоторый след от возбуждения
в коре головного мозга. Лучше всего запоминается
то, что имеет жизненно важное значение для человека:
все, что связано с его интересами и потребностями,
с целями и задачами его деятельности.
Произвольное запоминание (или преднамеренное)
запоминание характеризуется тем, что
человек ставит перед собой определенную цель — запомнить
некую информацию — и использует специальные приемы
запоминания. Произвольное запоминание
включает в себя разнообразные действия,
выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной
цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном
повторении учебного материала
до полного и безошибочного его запоминания. Главная
особенность— это проявление волевых усилий
в виде постановки задачи на запоминание.
То, что не относится к цели действия, запоминается
хуже, при произвольном запоминании, направленном
именно на данный материал. При этом все
же необходимо учитывать, что подавляющее
большинство наших систематических знаний
возникает в результате специальной деятельности,
цель которой — запомнить соответствующий материал,
с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность,
направленная на запоминание и воспроизведение
удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
По другому
признаку — по характеру связей (ассоциаций),
лежащих в основе памяти,— запоминание делится на механическое и осмысленное.
Осмысленное запоминание основано
на понимании внутренних
логических связей между отдельными частями
материала.
При механическом запоминании в памяти через один час
остается только 40 % материала, а еще через несколько
часов — всего 20 %, а в случае осмысленного
запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже
через 30 дней. Осмысление материала достигается разными
приемами, и прежде всего выделением в изучаемом
материале главных мыслей и группированием
их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала
является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами,
явлениями, событиями и т. д.
Важнейшим методом осмысленного запоминания
материала и достижения высокой прочности
его сохранения является метод повторения. В психологии известны
два способа повторения: концентрированное
повторение
следует одно за другим без перерыва. При
распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым
промежутком. Исследования показывают, что распределенное повторение
рациональнее концентрированного. Оно экономит
время и энергию, способствуя более прочному
усвоению знаний. Очень близок к методу распределенного
заучивания метод воспроизведения во время заучивания.
Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен.
2. Сохранение.
Сохранение — процесс накопления материала
в структуре памяти, включающий его переработку
и усвоение. Сохранение опыта дает возможность
для обучения человека, развития его перцептивных
(внутренних оценок, восприятия мира) процессов,
мышления и речи. Сохранение заученного
зависит от глубины понимания.
Хорошо осмысленный материал запоминается
лучше. Сохранение зависит также от установки
личности. Значимый для личности материал
не забывается. Забывание происходит неравномерно:
сразу после заучивания забывание сильнее,
затем оно идет медленнее. Вот почему повторение
нельзя откладывать, повторять надо вскоре
после заучивания, пока материал не забыт.
Сохранение может быть динамическим и
статическим. Динамическое сохранение
проявляется в оперативной памяти, а статическое
– в долговременной. При динамическом
сохранении материал изменяется мало,
при статическом, наоборот, он обязательно
подвергается реконструкции и определенной
переработке.
Прочность
сохранения обеспечивается повторением,
которое служит подкреплением и предохраняет
от забывания, т. е. от угасания временных
связей в коре головного мозга. Повторение
должно быть разнообразным, проводиться
в разных формах: в процессе повторения
факты необходимо сравнивать, сопоставлять,
их надо приводить в систему. При однообразном
повторении отсутствует мыслительная
активность, снижается интерес к заучиванию,
а поэтому и не создается условий для прочного
сохранения. Еще большее значение для
сохранения имеет применение знаний. Когда
знания применяются, они запоминаются
непроизвольно.
3. Воспроизведение и узнавание.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человек. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Информация о работе Факторы,определяющие развитие памяти у человека