Факторы,определяющие развитие памяти у человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Благодаря различным формам речи — устной, письменной, внешней, внутренней — человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Основные характеристики памяти………………………………………..3
Формирование и развитие памяти………………………………………..4
Факторы, определяющие развитие памяти
- Запоминание………………………………………………………6
- Сохранение………………………………………………………..8
- Воспроизведение и узнавание…………………………………...9
- Забывание…………………………………………………………9
5. Заключение………………………………………………………………..11
6. Список литературы……………………………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

развитие памяти психол.docx

— 37.97 Кб (Скачать файл)

4. Забывание

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. 
         Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них —время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала. Чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти. 
          Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте. 
           Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в  подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем  более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»). 
           Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и  
ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому.  
           Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки  среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, аттакже сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти. 
             Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. 
            Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 Наш психический мир многообразен  и разносторонен. Благодаря высокому  уровню развития нашей психики  мы многое можем и многое  умеем. В свою очередь, психическое  развитие возможно потому, что  мы сохраняем приобретенный опыт  и знания. Все, что мы узнаем, каждое  наше переживание, впечатление или  движение оставляют в нашей  памяти известный след, который  может сохраняться достаточно  длительное время и при соответствующих  условиях проявляться вновь и  становиться 
предметом сознания.

 Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. 
           Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в  прошлом, называется узнаванием. 
           Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. 
         Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение. 
         Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.       Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Крутецкий В. А. Психология. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2006
  3. Немов Р. С. Психология. – М: Владос, 2003
  4. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского.                               М.: Просвещение, 1973.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПБ.: Питер, 2003
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C

 

 


Информация о работе Факторы,определяющие развитие памяти у человека