Факторы, влияющие на развитие эмоционального "выгорания" и деформацию личности специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема интересна для меня тем, что профессия социальный работник занимает особое место среди многообразных видов деятельности. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет большие возможности для удовлетворения потребностей людей нуждающихся в поддержке. Однако профессия нередко вынуждает организм работника сопротивляться действию различных влияний, обусловленных сущностью самой профессии, к которым относятся как внешние раздражители, так и специфика выполняемой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

проф. деформация личности.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Д. "Разрушение" личности -- это самый опасный  вид профессиональной деформации личности. Оно обусловлено комплексом психических  нарушений, существенно влияющих на жизнедеятельность специалиста. Разрушению подвергается прежде всего эмоционально-волевая сфера человека как результат его профессиональной деятельности. Типичным его проявлением часто является состояние общей тревожности, возбудимости человека, постоянного раздражительного отношения к клиенту, другим людям, в том числе и близким. Все это негативно сказывается на профессиональной и иной деятельности социального работника. Преодоление подобной деформации требует целенаправленной индивидуальной помощи специалистов (медицинских работников, психологов и психиатров) -- реабилитации.

Личностно-поведенческая  деформация личности социального работника -- деформация личности, обусловленная  взаимодействием внутренних качеств  и поведения человека, приводящая к качественным личностно-поведенческим изменениям, -- как следствие профессиональной деятельности. В этом случае длительные негативные поведенческие изменения, под воздействием профессиональной деятельности, приводят к личностным. Проявление подобной деформации характеризуется тем, что разочарование, "выгорание", "разрушение" личности специалиста происходит на нравственно-поведенческом, авторитарно-ситуативном или вульгарно-бесконтрольном фоне. Формами деформации специалиста могут быть самые разнообразные сочетания всего того негативного в личности во всем ее многообразии вследствие профессиональной деятельности.

профессиональный  деформация личность работник

ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Рассмотрение  сущности и содержания профессиональной деформации социального работника выдвигает такие проблемы, как стимулирование его профессионального самосовершенствования, предупреждение и преодоление негативной деформации. Их решение способствует повышению профессиональной культуры специалистов и их профессионального долголетия.

Профессиональное  долголетие специалиста -- это качественная характеристика его способности  на высоком уровне решать профессиональные задачи в течение всего периода  времени, отведенного социумом для  профессиональной деятельности гражданина. В этот период он сохраняет здоровье, профессиональную компетенцию, умения и навыки профессиональной деятельности, обеспечивающие высокий уровень практики по профессиональному назначению.

В решении этой жизненно важной проблемы наиболее четко выделяются следующие направления:

-- стимулирование  профессионального самосовершенствования  специалиста;

-- подготовка  будущего специалиста к самопрофилактике  негативной профессиональной деформации  личности;

-- создание наиболее  оптимальных условий профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформации специалиста;

-- преодоление  явлений негативной профессиональной  деформации личности специалиста.

Стимулирование  профессионального самосовершенствования  специалиста. В основе реализации этого направления лежит деятельность по повышению его нравственно-профессиональной культуры.

Оно включает:

1. Повышение  социального статуса профессии  социального работника. Эта проблема  носит и общегосударственный,  и средовый характер.

2. Формирование высоко-позитивного социального статуса каждого специалиста -- социального работника и забота о его сохранении и дальнейшем повышении. Такая деятельность проводится дифференцированно: в процессе профориентационной работы в школах, в учебном заведении, в центрах социально-педагогической деятельности с учетом опыта специалиста и его личного статуса.

3. Система работы  с начинающими социальными работниками  по оказанию им помощи в  адаптации к профессиональной  деятельности, преодолении трудностей  начального периода, приобретении опыта практической деятельности.

4. Повышение  профессиональной компетенции специалиста.

5. Создание среды,  способствующей развитию нравственно-профессиональной  культуры деятельности.

6. Создание нравственно-психологической  атмосферы в центреn профессиональной деятельности, стимулирующей творчество, инициативу, желание и стремление к наиболее полному самопроявлению.

7. Поиск и  внедрение новых технологий, форм  и методов социальной работы  с различными категориями людей.

Важнейшей проблемой повышения профессионального долголетия специалиста является подготовка его к самопрофилактике негативной профессиональной деформации. Рассматривая общепрофессиональную и специальную подготовку социального работника, учебное заведение призвано исследовать деформирующие факторы профессиональной деятельности и разрабатывать рекомендации по их профилактике. Другими словами, учебное заведение формирует у будущего специалиста качества, умения и навыки, необходимые ему для предупреждения наиболее типичных проявлений деформирующих явлений в процессе профессиональной деятельности.

При подготовке социального работника необходимо:

1. Сформировать  у будущего специалиста навыки  самоуправления, умения управлять  собой в различных ситуациях,  возникающих в процессе профессиональной деятельности.

2. Способствовать  к формированию и развитию  еще в процессе обучения эмоционально-психологической  устойчивости и защищенности, необходимых  ему для успешной профессиональной  деятельности.

3. Усвоить рекомендации  по работе с клиентом, необходимые  специалисту для сохранения эмоционально-психологической устойчивости. Для работы с клиентом с эмоционально-волевой неустойчивостью, особыми нуждами специалисту следует учиться защищать свою эмоциональную систему, психику от его деформирующего (разрушающего) воздействия. С этой целью психологи рекомендуют учиться:

-- проявлять  внешнее участие во взаимодействии  с клиентом, не перенося получаемую  информацию в глубину своей  чувственной сферы;

-- управлять  своим эмоциональным состоянием, не допуская перевозбуждения,  внутреннего глубокого сопереживания;

-- учиться переключать  внутреннее внимание к проблеме  клиента на нечто иное (какой-нибудь  предмет, иную мысль), сохраняя  внешнее участие в процессе  работы с клиентом. Это позволяет  специалисту не допустить глубокого  эмоционального вовлечения в сопереживание;

-- управлять  процессом взаимодействия с клиентом, не позволяя ему самому глубоко  втягиваться в эмоциональное  переживание и самопроявление  в связи с личными проблемами, помогать ему излагать кратко  и по существу именно ту  информацию, которая в данной ситуации необходима специалисту.

Создание наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформации личности и поведения  социального работника. В каждой профессии к таким условиям относят свои. Они способствуют наиболее оптимальному самопроявлению специалиста в профессиональной деятельности, сохраняя его нормальную эмоционально-волевую устойчивость.

Для социальной деятельности к таким наиболее общим условиям можно отнести следующие:

1. Стимулирование самосовершенствования  социального работника, повышение  его профессионально-педагогической  культуры.

2. Формирование личной  ответственности- за поведение  и самопроявление социального  работника, его отношение к  профессиональной деятельности и ее результатам, что стимулирует профессиональное самосовершенствование специалиста.

3. Умелое использование  рекомендаций по самопрофилактике  негативной деформации в процессе  профессиональной деятельности  и накапливание практического  опыта, в том числе в:

а) управлении процессом  взаимодействия с клиентом;

б) акцентировании своей  мысли и действий не на эмоциональном  состоянии клиента, а на содержании его проблемы и способах ее решения.

4. Способность снять эмоциональное  напряжение от профессиональной деятельности по ее завершению. С этой целью целесообразно:

а) не переносить профессиональные проблемы (информацию, полученную в  процессе профессиональной деятельности) в семью. Не допускать, чтобы семейная обстановка становилась продолжением профессиональной деятельности;

б) после работы с клиентом переключаться на эмоционально благоприятные  явления, стимулирующие психологическую  разгрузку специалиста;

в) в домашних условиях полностью  переключаться на семейные и личные проблемы, побуждая себя к наиболее полному отдыху, восстановлению физических и духовных сил.

5. Соблюдение режима труда  и отдыха. В процессе работы  научиться чувствовать душевное  и физическое состояние. При  необходимости делать паузы с  учетом личного состояния для  снятия психологического напряжения (перенапряжения). С этой целью учиться переключаться на иную деятельность, которая в большей степени помогает сохранять эмоционально-волевую устойчивость.

6. Руководство учреждения, где работает социальный работник, должно проявлять понимание, участие и оказывать ему помощь в деятельности, особенно с "психологически неудобным" клиентом. При необходимости переориентировать такого клиента на другого специалиста, имеющего опыт работы с подобными типами.

7. При анализе профессиональной  деятельности специалиста и ее результатов не переносить оценочные суждения на его личность. Цель анализа -- выявить, что и как делает специалист и каким образом можно улучшить действенность и результативность профессиональной деятельности.

Преодоление явлений негативной профессиональной деформации социального работника. Такая деятельность всегда исключительно сложна. Известно, что легче предупредить возникновение какого-либо негативного явления, чем его в дальнейшем преодолеть.

В работе по преодолению  негативной профессиональной деформации важна диагностика -- выявление последствий, насколько глубоко и серьезно деформирован человек, в чем конкретно это проявляется и как сказывается на выполнении функциональных обязанностей, его жизнедеятельности. Некоторые проблемы деформации -личности нуждаются в разработке специальных индивидуальных программ их преодоления, реализация которых часто требует участия многих специалистов. В отдельных случаях для преодоления профессиональной деформации необходима смена места работы, длительное лечения и пр.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аминов Н.А., Морозова  Н.А. Психодиагностика специальных  способностей социального работника// Социальная работа. 1992.- №2.-стр. 49-53.

2. Мардахаев Л.В. Социальная  педагогика: Учебник. - Гардарики, 2006. - 269с.

3. Филиппова Г.П. Личностно-профессиональные особенности социального работника//Работник социальной службы.- 2000.- №1.-стр.33-41.

4. Фирсов М.В. Студенова  Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений.- М.: Владос,2001.- 432с.

5. Шевеленкова Т.Д. Личностные  качества социального работника  как проблема его профессиональной  характеристики// Социальная работа.- 1997.- №2.

 


Информация о работе Факторы, влияющие на развитие эмоционального "выгорания" и деформацию личности специалиста по социальной работе