Факторы успешности обучения студентов в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

Разработка темы «Факторы успешности обучения студентов в высшей школе» является актуальной на данный момент, так как большинство ученых признают необходимость всестороннего исследования проблемы успешности обучения.
Объектом курсовой работы является процесс обучения студентов в высшей школе.
Предметом – факторы успешности обучения студентов в высшей школе.
Целью работы является изучение факторов успешности обучения студентов в высшей школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 теоретические подходы к проблеме успешности обучения студентов в высшей школе 7
1.1 Соотношение понятий успешности и успеваемости 7
1.2 Факторы успешности обучения студентов в высшей школе 10
1.2.1 Психологические факторы успешной учебы студентов вуза 11
2 методические подходы к преподаванию психологии в высшей школе 22
2.1 Учебная программа факультативного курса для студентов «Психология делового общения» 22
2.1.1 Пояснительная записка 22
2.1.2 Почасовой план реализации программы 25
2.1.3 Тематический план 26
2.1.4 План-конспект занятия 30
заключение 35
список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.19 Кб (Скачать файл)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Понятие общения в различных науках.
  2. Структура общения.
  3. Функции общения.
  4. Виды общения. Манипулятивные техники.

Содержание:

Понятие общения в различных  науках: социологии, лингвистике, психологии и других. Разнообразие определений  понятия «общение» в психологии.

Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны  общения. Их краткие характеристики. Уровни общения; макро-, мезо- и микроуровень.

Функции общения. Общение  как прагматическая необходимость  и как самоценность. Содержание, цель и средства общения. Цели общения: функциональные и объектные.

Виды общения: прямое и  косвенное, целевое и инструментальное, диалогическое, монологическое, ритуальное, манипулятивное, гуманистическое общение. Деловое общение. Феномен манипулятивного  общения.

Манипулятивные техники. Способы противостояния манипуляции в общении.

Форма работы –  лекция.

Литература:

Основная: [4]; [6].

Дополнительная: [5]; [10].

Занятие 2. (Теоретическое)

Тема 2. Коммуникативная сторона общения

Обсуждаемые вопросы:

  1. Основные элементы процесса коммуникации.
  2. Соотношение вербальной и невербальной сторон коммуникации.
  3. Особенности вербальной коммуникации.

Содержание:

Основные элементы процесса коммуникации. Типы информаций: побудительная и констатирующая. Коммуникативные позиции (открытая, закрытая, отстраненная).

Коммуникативные барьеры (социокультурные, мировоззренческие, профессиональные, личностно-психологические и др.). Совместимость и ее принципы. Фильтр «доверия» и процесс фасцинации.

Соотношение вербальной и  невербальной сторон коммуникации.

Особенности вербальной коммуникации. Техника говорения. Основные барьеры слушания (прямая позиция, оценивающая позиция, поиск причины, пристрастная позиция, сочувствующая позиция, уклонение, авторитарность).

Понимающая позиция. Правила  повышения эффективности беседы. Убеждающая коммуникация. Соотношение  механизмов убеждения и внушения. Рамка вербального общения. Табу в вербальном диадическом общении.

Форма работы –  лекция.

Литература:

Основная: [3]; [5].

Дополнительная: [1].

Занятие 3. (Практическое)

Тема 2. Коммуникативная сторона общения

Целью занятия является закрепление и углубление теоретических знаний, получаемых на лекциях, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач в различных сферах деятельности.

Содержание:

Задание 1. Выделите элементы коммуникативного процесса.

Генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами  магазинов вопрос о состоянии  и улучшении качества торгового  обслуживания населения на совещании.

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы.

    1. Насколько эффективным средством общения являются жесты?
    2. В чем проявляются их недостатки и ограниченность?
    3. Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами?
    4. Какие — труднее всего?
    5. Какие из них вообще невозможно выразить жестом?
    6. Могут ли жесты передать эмоции?
    7. Тот, кто активно жестикулирует, вам приятен?

Задание 3. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на примерах.

Задание 4. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?

Объясните следующие примеры  межкультурных и индивидуальных различий.

1) Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2) А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3) Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Задание 5. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Какие бы рекомендации дали дипломатам вы?

Задание 6. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений:

    1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
    2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов… а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
    3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головой вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) ответы верны; и) все ответы неверны.
    4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
    5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б)глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
    6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают в первую очередь на... а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все неверны.
    7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его... а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
    8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него... а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза;  д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
    9. Большинство используемых жестов и поз... а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответыне верны.

Форма работы –  практическое занятие.

Литература:

Основная: [1]; [6].

Дополнительная: [11].

заключение

Одной из наиболее актуальных проблем обучения в вузе является учебная успеваемость. Она связана с повышением требований к специалистам и обусловлена высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки, и, соответственно, повышением учебной успешности студентов. Проблемы высшего образования в значительной степени отражают экономические и социальные проблемы общества, поэтому их решение тесно связано с реформированием различных областей нашей жизни. Успешность обучения включает в себя прохождение по ступеням и уровням образования, овладение знаниями, умениями, навыками, развитие личностного потенциала, формирование социальной компетентности, адаптацию в социуме, вхождение в профессиональную деятельность.

Значительное влияние  на успешность обучения также влияют: материальное положение; состояние  здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.

Успеваемость в вузе отражает степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных стандартами  высшего образования, с точки  зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах. Высокая успеваемость достигается  системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности.

Основной вывод, который  можно сделать из анализа психологических  факторов успешного обучения студентов  в вузе, состоит в том, что ни один фактор сам по себе не может  быть интерпретирован как однозначно позитивный или негативный. Все зависит  от конкретного сочетания факторов, каждый из которых может несколько  модифицировать влияние других. Это  не означает, что все факторы рядоположены: одни из них чаще выступают как позитивные, другие - как негативные, но всегда необходимо анализировать их влияние в контексте целостной ситуации, с учетом их места в структуре всего комплекса внешних и внутренних детерминант учебно-воспитательной деятельности.

Рассмотренные в курсовой работе индивидуальные психологические особенности студентов, а также их влияние на успешность обучения помогут преподавателям лучше понимать студента, находить с ним общий язык при решении важных для обеих сторон вопросов повышения эффективности учебной деятельности и уровня профессиональной подготовки.

список использованных источников

  1. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3 - критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. - 2006. - Т. 1. - № 2. - С. 9 - 23.
  2. Акимова М.К. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике // Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. - 2006. - Вып. 2. - С. 99 - 100.
  3. Ананьев Б. Г. К проблеме психофизиологии студенческого возраста// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Вып.2. - С. 3-15.
  4. Арцев М.Н. Педагогика и психология высшей школы. - М.: Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов, 2005.
  5. Гадай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  6. Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения //Высшее образование в России.-2004.-№1
  7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск, 1993.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.
  9. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: ИНФРА-М, 2004
  10. Качалова Л.М. Альфа-ритм и темп усвоения знаний // Труды СГУ. - 2006. - Вып. 44. - С. 66 - 74.
  11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  12. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы). - Казань: Изд-во КГУ, 2009.
  13. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/ Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 108–115.
  14. Леонгард К. Акцентуированные личности. - СПб.: Питер, 2006.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: РГБ, 2009.
  16. Лисовский В.Т., Дмитриева А.В. Личность студента. Л., 1974.
  17. Личко А.Е. Типы акцентуаций характеров и психопатий у подростков. - М.: Изд-во МГУ, 2009.
  18. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. - Т. 5. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С. 196 - 283.
  19. Нюттен Ж. Мотивация// Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. - Т. 5. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С.15 - 110.
  20. Образ жизни современного студента. Л., 1991
  21. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  22. Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону, 2002.
  23. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: МГУ, 2006. - С. 98 - 111
  24. Психологические и психофизиологические особенности студентов/ Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань, 1977.
  25. Рогинский В.М. Психолого-педагогические основы учебной деятельности // Азбука педагогического труда. - М., 1990. С. 38-53.
  26. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы.- 1969. - №8 С. 16-21.
  27. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в высших учебных заведениях. – М., Высшая школа, 1990.
  28. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  29. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Факторы успешности обучения студентов в высшей школе