Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 02:05, курсовая работа
Разработка темы «Факторы успешности обучения студентов в высшей школе» является актуальной на данный момент, так как большинство ученых признают необходимость всестороннего исследования проблемы успешности обучения.
Объектом курсовой работы является процесс обучения студентов в высшей школе.
Предметом – факторы успешности обучения студентов в высшей школе.
Целью работы является изучение факторов успешности обучения студентов в высшей школе.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 теоретические подходы к проблеме успешности обучения студентов в высшей школе 7
1.1 Соотношение понятий успешности и успеваемости 7
1.2 Факторы успешности обучения студентов в высшей школе 10
1.2.1 Психологические факторы успешной учебы студентов вуза 11
2 методические подходы к преподаванию психологии в высшей школе 22
2.1 Учебная программа факультативного курса для студентов «Психология делового общения» 22
2.1.1 Пояснительная записка 22
2.1.2 Почасовой план реализации программы 25
2.1.3 Тематический план 26
2.1.4 План-конспект занятия 30
заключение 35
список использованных источников 37
Обсуждаемые вопросы:
Содержание:
Понятие общения в различных
науках: социологии, лингвистике, психологии
и других. Разнообразие определений
понятия «общение» в
Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Их краткие характеристики. Уровни общения; макро-, мезо- и микроуровень.
Функции общения. Общение как прагматическая необходимость и как самоценность. Содержание, цель и средства общения. Цели общения: функциональные и объектные.
Виды общения: прямое и косвенное, целевое и инструментальное, диалогическое, монологическое, ритуальное, манипулятивное, гуманистическое общение. Деловое общение. Феномен манипулятивного общения.
Манипулятивные техники. Способы противостояния манипуляции в общении.
Форма работы – лекция.
Литература:
Основная: [4]; [6].
Дополнительная: [5]; [10].
Занятие 2. (Теоретическое)
Тема 2. Коммуникативная сторона общения
Обсуждаемые вопросы:
Содержание:
Основные элементы процесса коммуникации. Типы информаций: побудительная и констатирующая. Коммуникативные позиции (открытая, закрытая, отстраненная).
Коммуникативные барьеры (социокультурные,
мировоззренческие, профессиональные,
личностно-психологические и
Соотношение вербальной и невербальной сторон коммуникации.
Особенности вербальной коммуникации. Техника говорения. Основные барьеры слушания (прямая позиция, оценивающая позиция, поиск причины, пристрастная позиция, сочувствующая позиция, уклонение, авторитарность).
Понимающая позиция. Правила
повышения эффективности
Форма работы – лекция.
Литература:
Основная: [3]; [5].
Дополнительная: [1].
Занятие 3. (Практическое)
Тема 2.
Коммуникативная сторона
Целью занятия является закрепление и углубление теоретических знаний, получаемых на лекциях, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач в различных сферах деятельности.
Содержание:
Задание 1. Выделите элементы коммуникативного процесса.
Генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения на совещании.
Задание 2. Ответьте на следующие вопросы.
Задание 3. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на примерах.
Задание 4. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?
Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.
1) Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».
2) А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.
3) Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.
Задание 5. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Какие бы рекомендации дали дипломатам вы?
Задание 6. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений:
Форма работы – практическое занятие.
Литература:
Основная: [1]; [6].
Дополнительная: [11].
Одной из наиболее актуальных проблем обучения в вузе является учебная успеваемость. Она связана с повышением требований к специалистам и обусловлена высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки, и, соответственно, повышением учебной успешности студентов. Проблемы высшего образования в значительной степени отражают экономические и социальные проблемы общества, поэтому их решение тесно связано с реформированием различных областей нашей жизни. Успешность обучения включает в себя прохождение по ступеням и уровням образования, овладение знаниями, умениями, навыками, развитие личностного потенциала, формирование социальной компетентности, адаптацию в социуме, вхождение в профессиональную деятельность.
Значительное влияние на успешность обучения также влияют: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.
Успеваемость в вузе отражает степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных стандартами высшего образования, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах. Высокая успеваемость достигается системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности.
Основной вывод, который
можно сделать из анализа психологических
факторов успешного обучения студентов
в вузе, состоит в том, что ни
один фактор сам по себе не может
быть интерпретирован как однозначно
позитивный или негативный. Все зависит
от конкретного сочетания
Рассмотренные в курсовой работе индивидуальные психологические особенности студентов, а также их влияние на успешность обучения помогут преподавателям лучше понимать студента, находить с ним общий язык при решении важных для обеих сторон вопросов повышения эффективности учебной деятельности и уровня профессиональной подготовки.
Информация о работе Факторы успешности обучения студентов в высшей школе