Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
На этапе развития знаковой функции в дошкольном возрасте ребенок интенсивно продвигается в пространство знаковых замещений объективных природных и собственно человеческих реалий. Знаковая функция речи - ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.
Через овладение знаками ребенок начинает соответствовать уровню знакового развития цивилизации, становится современником своего века.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей формирования и развития знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста.
Ведение
Глава 1. Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика знаковой функции сознания
1.2. Особенности формирования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
Глава 2. Цели, задачи исследования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
2.1. Методики, способствующие формированию и развитию знаково-символических умений у детей дошкольного возраста
Заключение
Литература
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Глава 1. Формирование
знаково-символической функции сознания
в дошкольном возрасте…………………………………………………………
1.1. Характеристика знаковой функции сознания………………………………5
1.2. Особенности формирования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста……………………………………………………12
Глава 2. Цели, задачи исследования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста……………………………………….18
2.1. Методики, способствующие формированию и развитию знаково-символических умений у детей дошкольного возраста……………………….18
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Дошкольный
возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением
раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой
неудержимостью онтогенетического потенциала
к развитию. Это период овладения социальным
пространством человеческих отношений
через общение с близкими взрослыми, а
также через игровые и реальные отношения
со сверстниками.
Дошкольный возраст приносит ребенку
новые принципиальные достижения.
В дошкольном возрасте ребенок, осваивая
мир постоянных вещей, овладевая употреблением
все большего числа предметов по их функциональному
назначению и испытывая ценностное отношение
к окружающему предметному миру, с изумлением
открывает для себя некоторую относительность
постоянства вещей. При этом он уясняет
для себя создаваемую человеческой культурой двойственную
природу рукотворного мира: постоянство
функционального назначения вещи и относительность
этого постоянства [11].В перипетиях отношений
со взрослыми и сверстниками ребенок
постепенно обучается тонкой рефлексии
на другого человека. В этот период
через отношение со взрослым интенсивно
развивается способность к идентификации
с людьми, а также со сказочными и воображаемыми
персонажами, с природными объектами,
игрушками, изображениями и т.п.
Одновременно
ребенок открывает для себя
позитивную и негативную силы
и обособления, которым ему предстоит овладеть
в более позднем возрасте.
Испытывая потребность в любви и одобрении,
осознавая эту потребность и зависимость
от нее, ребенок учится принятым позитивным
формам общения, уместным во взаимоотношениях
с окружающими людьми. Он продвигается
в развитии речевого общения и общения
посредством выразительных движений,
действий, отражающих эмоциональное расположение
и готовность строить позитивные отношения
[12].
В этот
период продолжают бурно развиваться
речь, способность к замещению, к
символическим действиям и использованию
знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, воображение и память.
Развитие речи как знаковой формы деятельности
не может быть понято вне соотношения
с развитием других знаковых форм. В игре
ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя,
а в рисовании - знаковый смысл графических
построений. Одновременное называние
одним словом-наименованием отсутствующего
предмета и его заместителя или предмета
и графического построения насыщает значение
слова знаковым смыслом. Знаковый смысл
постигается в предметной деятельности
(ребенок постепенно овладевает функциональным
назначением предметов), слово, оставаясь
одним и тем же в своем наименовании, меняет
свое психологическое содержание. Слово
выступает как своеобразный знак, используемый
для хранения и передачи некоторой идеальной
информации о том, что лежит за пределами
словесного обозначения [11].
Таким
образом, на этапе развития знаковой функции
в дошкольном возрасте ребенок интенсивно
продвигается в пространство знаковых
замещений объективных природных и собственно
человеческих реалий. Знаковая функция
речи - ключ для вхождения в мир человеческого
социально-психологического пространства,
средство для понимания людьми друг друга.
Через овладение знаками ребенок начинает
соответствовать уровню знакового развития
цивилизации, становится современником
своего века.
Объект исследования – знаково-символическая функция сознания.
Предмет исследования – развитие знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей формирования и развития знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста. Поставленная цель определяется следующими задачами:
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования.
2. Выявление особенностей развития знаково-символической функции сознания у дошкольников.
3. Подбор экспериментальных методик для изучения знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте.
Изучение будет проходить по аналитико-синтетическому методу (анализ литературы по проблемам исследования).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (14 источников) и приложения.
Глава 1
Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика знаковой функции сознания
Знаково-символическая функция сознания – замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков. Способствует овладению логическими формами мышления, появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, составлять из материала накопленных представлений новые образы[11].
Знаковая
функция развивается
Знаковая функция не открывается, а усваивается ребенком. И образцы замещений, и образцы игровых переименований предметов дает взрослый. Но усвоение происходит только в том случае, если оно подготовлено развитием собственной деятельности ребенка (которая тоже направляется взрослым).
В период зарождения знаковой функции дети склонны, пользуясь малейшим намеком, усматривать изображения, точнее, обозначения знакомых предметов буквально во всем. Знаковая функция, даже в ее простейших формах, начинает влиять на мышление ребенка. Вместе с представлениями о реальных действиях с реальными вещами он начинает использовать в наглядно-образном мышлении и образы, обозначающие эти действия и вещи, выделяющие в них именно те стороны, которые важны для решения конкретной задачи [6,11].
Психологи и лингвисты выделяют несколько взаимосвязанных направлений овладения субъектом умениями использовать знаково-символические средства в онтогенезе:
1.От формирования индикативных (указание на предметы) и номинативных (называние предметов, их обозначение) функций к функциям сигнификативным (замещение предметов).
Сначала у ребенка появляются первые жесты направленности и указания, а также ориентировка на определенные признаки событий и ситуаций («индексы»), когда ребенок по внешним признакам одних предметов и явлений устанавливает наличие других предметов или явлений. Например: указательный жест другого человека, служащий ориентиром для познавательной активности ребенка; испачканные вареньем губы, по которым ребенок может установить, что именно ел другой человек, и т. п. Далее появляются действия замещения одних предметов другими: например, палочка вместо лошадки в игровой деятельности.
Параллельно ребенок овладевает речевой деятельностью – умениями использовать знаки языка для достижения разнообразных коммуникативных и познавательных результатов. На этой основе постепенно формируются функции развернутой коммуникации, организации интеллектуальной деятельности и функции произвольной регуляции поведения и деятельности.
Благодаря
этому ребенок приобретает
2. От умений использовать малое число знаковых элементов в замещаемой ситуации (слова-предложения в раннем детстве) к постоянно увеличивающемуся их количеству.
3. От
использования знаков по
4. От
последовательного,
5. От первоначального использования речи как средства регуляции своего поведения в процессе подчинения речевым указаниям взрослого к последующему овладению умением регулировать поведения других людей с помощью активных речевых указаний. К последующему овладению речью как средством самоорганизации и саморегуляции: ребенок формулирует речевые указания для себя и сам им подчиняется [4,5,11,12].
Стадии стихийного освоения дошкольниками речевых, игровых и изобразительных знаково-символических действий (Глотова Г.А.):
1. Под влиянием взаимодействия со взрослыми у детей происходит связывание звуков, действий, каракулей с какими-либо объектами (предметами, явлениями, ситуациями). Появляется способность с использованием знаков указывать на данные объекты, а позднее и замещать их.
В развитии речи (от 9месяцев до 1,5 лет) – слова обозначают целые ситуации.
В развитии игры (с 1 года до 2 лет) – перенос освоенных действий с одних предметов на другие, однократные действия с предметами-заместителями.
В развитии рисования (с 2 до 3 лет) – появлений каракулей, которые называются ребенком, но не имеют никакого сходства с обозначением.
2. На
смену изолированным
В развитии речи (от 1,5 до 2 лет) – переход к многословным предложениям при отсутствии четкой синтаксической согласованности.
В развитии игры (от 2 до 3 лет) – соединение одноактных действий в цепочки без их четкой логической сюжетной связности и взаимной подчиненности [10,12,13].
В развитии рисования (от 3 до 4 лет) – от изображений отдельных изолированных частей предметов к построению сюжетов без соблюдения пропорций и перспектив. Часто наблюдается «прозрачность рисунка» - изображение невидимых частей предметов.
3. Уточнение и корректировка используемых семиотических систем, их согласование с задаваемыми взрослыми образцами и эталонами, а также осознание некоторых семиотических закономерностей.
В развитии речи (с 2 лет) – исчезают ошибки в согласовании слов, появляется словообразовательное творчество.
В развитии игры (с 3 лет) – всестороннее совершенствование сюжетно-ролевой игры.
Информация о работе Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте