Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
На этапе развития знаковой функции в дошкольном возрасте ребенок интенсивно продвигается в пространство знаковых замещений объективных природных и собственно человеческих реалий. Знаковая функция речи - ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.
Через овладение знаками ребенок начинает соответствовать уровню знакового развития цивилизации, становится современником своего века.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей формирования и развития знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста.
Ведение
Глава 1. Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика знаковой функции сознания
1.2. Особенности формирования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
Глава 2. Цели, задачи исследования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
2.1. Методики, способствующие формированию и развитию знаково-символических умений у детей дошкольного возраста
Заключение
Литература
Сформировавшиеся
образы становятся исходным материалом
для более высокого уровня психологической
ориентировки во внутреннем плане представлений.
Произвольно воспроизводимая
Формирование знаково-символических функций и включение их в психическую ориентировку ведет к формированию и развитию внутреннего плана действий. Считается, что это происходит по мере овладения человеком речью. Речевые, а позднее и другие знаково-символические средства начинают обозначать целостные достаточно дискретные образные структуры и их признаки, а также способы преобразований и способы установления связей и отношений. Знаково-символические средства позволяют:
А) абстрагировать из перцептивного опыта (образов и рпедставлений) отдельные элементы и устанавливать между ними связи и отношения по различным основаниям; это ведет к формированию понятий более высокого уровня обобщения;
Б) осуществлять последующую психологическую ориентировку, организованную знаково-символическими средствами.
В психологии существуют эффективные способы обучения, основу которых составляет произвольное и контролируемое использование знаково-символических средств, которые позволяют разумно и целенаправленно формировать и развивать у ребенка умения выполнять действия во внутреннем умственном плане. Такие способы обучения различным действиям разрабатывались под руководством П.Я. Гальперина и получили название планомерного поэтапного формирования умственных действий. Основные закономерности этого метода с большим успехом могут применяться для уяснения и отработки знаний в процессе обучения дошкольников различным умениям. Основу метода составляет организация последовательной психической ориентировки. Такая ориентировка протекает сначала во внешней перцептивно-двигательной форме с использованием либо реальных предметов, знания о которых усваивают учащиеся, либо с опорой на замещающие их знаково-символические средства. При этом центральная роль отводится речевому проговариванию, в котором в максимально развернутой форме фиксируется последовательность выполняемых перцептивно-двигательных действий и устанавливаемых на их основе связей и отношений [4,6,11,14].
Когда такой способ внешней развернутой ориентировки начинает выполняться без затруднений и достаточно надежно фиксируется в речевой форме, ее постепенно ориентировкой в плане представлений, убирая внешние предметы и знаково-символические опоры, но сохраняя при этом внешне речевое проговаривание.
Организованная речью психическая ориентировка (система речевых действий, позволяющих устанавливать свойства, связи, отношения) далее постепенно сокращается, переходит под контроль речи «про себя», а затем перестает требовать для своего осуществления и сокращенного речевого контроля. Формируется действие умственное, которое приобретает сокращенную, схематизированную (симультанную) форму и включает в свой состав способы и результаты выполнения перцептивно-двигательной и речевой ориентировки. Автоматизации выполнения такого умственного действия ведет к формированию мыслительной операции, мыслительного навыка, мыслительной схемы, которые становятся способами предварительной ориентировки в выполнении определенных действий, а также интеллектуальным средством выполнения разнообразных других мыслительных действий [4,10,14].
Такой психологический механизм формирования умственных действий получил название интериоризации. Процесс интериоризации может протекать как стихийно, неорганизованно, так и относительно целенаправленно регулироваться со стороны субъектов учебной деятельности.
Таким образом, в связи с указанной общепсихологической закономерностью формирования умственных действий уже в дошкольном возрасте полезно познакомить и научить детей использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие. Для этого в игровые и учебные взаимодействия с детьми следует включить совместные со взрослыми, а также самостоятельные рассказы ребенка:
- о различных выполняемых действиях вслед за их выполнением;
- о действиях
и последовательностях их
- также указывать основные, существенные ориентиры, важные для верного выполнения определенных действий [4,5,11,12].
Глава 2
Цели, задачи исследования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
2.1. Методики, способствующие формированию и развитию знаково-символических умений у детей дошкольного возраста
С целью формирования и развития у детей дошкольного возраста умений использовать знаково-символические средства в общении и познавательной деятельности полезно использовать предлагаемые ниже упражнения. Упражнения полезно включать в игровые взаимодействия с детьми. Также возможно использование упражнений в специально организованной учебной деятельности, но такие занятия не должны превращаться в скучную и неинтересную для ребенка деятельность. При этом педагог может самостоятельно разработать ряд аналогичных упражнений и игр [11,12,13].
Методика 1.Объектирование представлений с помощью знаков и символов
Цель: развитие у дошкольников умений объективировать свои представления с помощью различных знаков и символов.
Задачи:
1) развитие у дошкольников представления о каких-либо событиях с помощью предлагаемых изображений и самостоятельных рисунков;
2) развитие
умений объектировать свои
Составление детьми рассказов о каких-либо событиях путем ответов на ряд вопросов. Например: где это было? Что располагалось вокруг? И т.д. Вслед за этим полезно предложить детям нарисовать рассказанные ими события или истории.
Детям
раздаются разнообразные
Диагностическая процедура устанавливается по характеру и особенностям рассказов дошкольников, предложенных взрослым: а) о последовательности событий прошедшего дня; б) о любимом занятии, игре; в) о каком-либо интересном событии и т.д. При этом ребенку предлагается использовать карандаш и лист бумаги.
Методика 2. Обозначение и замещение знаками явления, процессы, события
Цель: развитие у дошкольников умений произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, процессы и события.
Задачи:
1) формирование
умений у дошкольников
2) формирование умений обозначать условными знаками слова в предложениях, использовать цифры для обозначения количеств.
Диагностическая
процедура устанавливается
1 –
ребенку предлагается
2 –
ребенку предлагается
3 –
ребенку предлагается
4 –
ребенку предлагается
Предполагается развитие множества конкретных умений. Формирование и развитие умений обозначать произвольными знаками последовательные изменения: обозначение событий, процессов, последовательностей:
1 –
совместные с педагогом
2 –
пантомимическое изображение
3 – моделирование каких-либо событий или действий в предметно-ролевых играх.
4 –
построение последовательности
схематических изображений или
векторных схем-графов, отображающих
протекание каких-либо
Формирование и развитие умений обозначать произвольными знаками пространственные отношения между предметами и явлениями:
1 –
построение схематических
2 –
схематические изображения
Формирование и развитие умений выделять и обозначать условными знаками слова в предложениях, слоги и звуки в словах, умение использовать цифры для обозначения количеств:
1 – замещение условными знаками слов в предложениях, слогов в словах, гласных и согласных звуков в словах.
2 – обозначение условными знаками (позднее буквами) звуков, слогов, слов.
3 –
обозначение цифрами: а)
Все такие умения полезно формировать в игровых взаимодействиях. Например:
1 –
предъявляются предметные
2 – детям предлагается «нарисовать» 10-15 слов под диктовку педагога, а затем, опираясь на собственные изображения, вспомнить слова, которые были «нарисованы».
3 –
дети вместе с педагогом
Методика3. Произвольное разделение обозначаемого содержания и средства обозначения
Цель: развитие у дошкольников умения произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения.
Диагностическая
процедура устанавливается
Задачи:
1) обсуждение с детьми различных слов с четким указанием на то, что ими обозначается, и того, чем слова отличаются друг от друга (звуковой состав, слоги и др. характеристики);
2) ориентировка детей в том, что существуют специальные слова, которые обозначают предметы, действия, их признаки, связи и отношения;
3) ориентировка детей в том, что буквы могут обозначать на письме разные звуки;
4) ориентировка детей в том, что одинаковые звуки при произношении могут на письме обозначаться разными буквами;
5) ориентировка детей в том, что одними и теми же цифрами могут обозначаться: а) различные количества предметов; б) число последовательных измерений чего-либо с помощью эталона (условно выработанной мерки, единицы измерения); в) порядок следования каких-либо событий, объектов в ряду и т.д [5,8,9,11].
Детям
дается простое двухсловное
Информация о работе Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте