Формирование и развитие воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и значимость данной работы заключается в том, что воображение выполняет ряд определенных функций в жизни человека. Благодаря воображению значительно расширяются его познавательные возможности. Это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, то лишился бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Умение фантазировать развивается особенно интенсивно уже в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Содержание

Введение
Сущность и виды воображения…………..………..…………………….4
Функции воображения…………………………………………….……...9
Формирование, развитие, методики воображения……………………..13
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач общая психология.docx

— 128.58 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030301 «ПСИХОЛОГИЯ»

КАФЕДРА психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Общая психология»

на тему: «Формирование и развитие воображения».

 

 

 

 

                                                                                                      Выполнила: студентка 2 курса

                                                                                                                заочной формы обучения                

                                                                                                                               Кузнецова Ю.В.

                                                                                                                                       Проверил:

                                                                                                  к.и.н., профессор

                                                                                                                        

Защищена  «___»________2013 г. Оценка_____________

 

Москва – 2013

Содержание

Введение

  1. Сущность и виды воображения…………..………..…………………….4
  2. Функции воображения…………………………………………….……...9
  3. Формирование, развитие, методики воображения……………………..13

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

 

Введение.

        Воображение (фантазия) – это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение относится к высшим познавательным процессам, возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека. Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может.

       Актуальность и значимость данной работы заключается в том, что воображение выполняет ряд определенных функций в жизни человека. Благодаря воображению значительно расширяются его познавательные возможности. Это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, то лишился бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Умение фантазировать развивается особенно интенсивно уже в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

   

     Цель работы - изучить и проанализировать формирование и развитие воображение человека.

     Для достижения цели будут решены вопросы:

  1. Понятие и характеристика воображения;
  2. Функции и развитие воображения

 

 

  1. Сущность и виды воображения.

      Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представленийˡ (рис. 1).

      Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени: прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Особенность воображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее не воспринимавшихся субъектом. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет. Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные связи явлений, событий, предметов. Они способны вызвать свободную игру ассоциаций. Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения.

    Физиологическую основу  воображения составляет остаточные (следовые процессы) возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие постоянную «базу» воображения.

Рис. 1. Сущность воображения.

 

 

При классификации воображения  могут быть использованы разоичные критерии. Различие видов воображения может быть связанно с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов (рис. 2).

Рис. 2. Виды воображения.

   Пассивное воображение заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Активное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.  Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

    1. ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
    2. слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);
    3. эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
    4. стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к  творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и  обобщенных чертах. Вместе с тем  в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности  присущего ему художественного  стиля. Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Есть и другие виды воображения  – сновидения, галлюцинации, грезы. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, но в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции воображения.

Даже тогда, когда на органы чувств человека не действуют никакие  раздражители, его головной мозг продолжает функционировать: человек думает, строит планы, представляет в своем сознании какие-то новые образы и картины, часто не имеющие аналогов в реальной жизни. Кроме того, люди излишне часто  предаются пустым мечтаниям. И происходит это потому, что их сознание не может  прибывать в бездействии. Именно в этот момент начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение  выполняет несколько различных  функций.

Первая из них состоит  в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески  преобразовывать окружающий мир, творя  нечто новое по продуктам воображения. Так, инженер придумывая новую машину, сначала создаёт её в своём воображении и только затем строит её, дополняя ею соответственно мир существующих материальных вещей. Художник, задумывая картину и воплощая её в своём рисунке или на полотне, также дополняет представление людей о мире том, что придумано им и изображено на картине. То же самое делают представители творческих профессий. Благодаря их воображению за тысячелетия существования людей совершенно был создан новый мир – мир человеческой материальной и духовной культуры.

      Вторая  функция воображения связана  с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. Для того чтобы повлиять на своё поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своём воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определённым образом, достичь в будущем поставленной цели. Если нам предстоит какая – либо важная встреча с кем – либо, то мы обязательно продумываем её в деталях и представляем своё поведение во время этой встречи; если спортсмену нужно выступить на соревнованиях и выполнить какое – либо сложное упражнение, он непременно перед этим проигрывает данное упражнение, то есть выполняет его в своём воображении. Так всегда делают гимнасты, фигуристы, штангисты, прыгуны в воду и представители других видов спорта. Эта же функция воображения широко используется во многих современных методах психотерапии, где через произвольное воображение человека на него же оказывается определённое психотерапевтическое влияние. Наконец, через своё воображение человек может повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.

      Третья  функция воображения состоит  в формировании с его помощью  внутреннего плана действий, то  есть способности выполнять действия  в уме, манипулируя при этом  образами. Например, ребёнок, который  научился решать задачи с помощью  действий с реальными материальными  предметами, на следующем этапе  развития своего мышления может  научиться решать задачи, действуя  в уме только с образами  соответствующих предметов. Данная  функция воображения наиболее  полно реализуется в наглядно  – образном мышлении человека  и в его развитии. В элементарной  форме этот вид мышления встречается  у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах  – у взрослых людей, которым  по роду своей профессиональной  деятельности приходится решать  довольно сложные задачи с  помощью образного мышления. Это,  например, дизайнеры и художники,  писатели и актёры, политики и  инженеры.

      Четвёртая  функция воображения – это  программирование будущего поведения  человека. Она реализуется в мысленном  составлении человеком планов  и программ своего будущего  поведения, в образном их представлении.

      Пятую функцию  воображения можно обозначить  как психодиагностическую. Она заключается  в том, что по продуктам воображения  человека можно делать определённые  выводы  о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных  психодиагностических тестах, где  в результате анализа продуктов  воображения человека судят о его психологии. Такие тесты носят название проективных. Той же самой функцией мы пользуемся повседневно, когда судим о психологии другого человека по продуктам его фантазий.

      Однако  главная функция воображения  – это его участие в творческом  процессе.

      Существуют  индивидуальные и типологические  особенности воображения, связанные  со спецификой восприятия, внимания, памяти и мышления. У одних  людей преобладает конкретное, образное  восприятие мира, которое внутренне  проявляется в богатстве и  разнообразии их фантазии. Про  таких людей говорят, что они  обладают художественным типом  мышления. Этот тип мышления, по  предположению, связан с доминированием  правого полушария мозга. У  других отмечается большая склонность  к мысленным фантазиям, оперированию  абстракциями, символами, несущие в себе определённую идею, понятиями. Об этих людях говорят как об обладающих абстрактным воображением, и предполагается, что в их психике доминирует левое полушарие мозга.

Информация о работе Формирование и развитие воображения