Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:26, курсовая работа
Актуальность и значимость данной работы заключается в том, что воображение выполняет ряд определенных функций в жизни человека. Благодаря воображению значительно расширяются его познавательные возможности. Это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, то лишился бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Умение фантазировать развивается особенно интенсивно уже в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Введение
Сущность и виды воображения…………..………..…………………….4
Функции воображения…………………………………………….……...9
Формирование, развитие, методики воображения……………………..13
Заключение
Список литературы
Выбор методики и метода зависит от:
Методики и методы могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты, в свою очередь, могут быть вербальными (словесными), и невербальными - изобразительными (фигурные, рисуночные), звуковые, двигательные. Некоторые тесты включают несколько заданий (так называемые батареи тестов) по 7 - 10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить каждое тестирование ввиде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних результатов.
Характеристика некоторых методов представлена в приложении 1 и 2.
Заключение
Воображение – это психический
процесс, который заключается в
создании новых образов на основе
данных прошлого опыта. Воображение
является особой формой человеческой
психики, стоящей отдельно от остальных
психических процессов и вместе
с тем занимающей промежуточное
положение между восприятием, мышлением
и памятью. Воображение является
результатом креативного
Список литературы
Приложение 1
Метод «Вербальная фантазия»
Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшей группы.
Ход методики: Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов.
Признаки |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
1. Скорость придумывания рассказа |
Ничего не придумал за 1 мин. |
На придумывание ушло от 30сек. до 1 мин. |
Придумал рассказ не более, чем за 1 мин. |
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа |
Ребенок механически пересказывает то, что когда-то видел или слышал |
Ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя |
Сюжет полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален |
3. Разнообразие образов, используемых в рассказах |
Говорится об одном персонаже (событии, вещи), с очень бедными характеристиками |
встречаются два- три персонажа (вещи), и все они характеризуются с разных сторон |
Имеются четыре и более персонажа (вещи, события), характеризуемые с разных сторон |
4. Проработанность
и детализация образов, рассказе |
Персонажи (события, вещи и т.п.)только называются и никак не характеризуются |
Не только называются, но и еще указываются один или два признака |
Объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками |
|
Рассказ не производит впечатления на слушателя и не сопровождается эмоциями со стороны рассказчика |
У рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели эмоционально слабо реагируют на рассказ |
Рассказ и его передача рассказчиком эмоциональны и выразительны, а слушатель явно заряжается эмоциями |
Шкала оценки уровня развития воображения
Уровни развития |
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Очень высокий |
Оценка в баллах |
0 |
2-3 |
4-7 |
8-9 |
10 |
Приложение 2
Метод «Дорисовывание фигур»
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.
Материал: 10 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).
Ход исследования: Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек. Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.
Оценка результатов: для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы. По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали – имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень – КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень – КО выше среднего по группе на 2 и более балла.