Формирование и развитие воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и значимость данной работы заключается в том, что воображение выполняет ряд определенных функций в жизни человека. Благодаря воображению значительно расширяются его познавательные возможности. Это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, то лишился бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Умение фантазировать развивается особенно интенсивно уже в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Содержание

Введение
Сущность и виды воображения…………..………..…………………….4
Функции воображения…………………………………………….……...9
Формирование, развитие, методики воображения……………………..13
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач общая психология.docx

— 128.58 Кб (Скачать файл)
  1. Метод "поперечных срезов" (работают с группами детей примерно одного возраста и обучающихся по одной учебной программе; используют конкретную методику; изучается определенный аспект развития, в данном случае - воображение);
  2. Сравнительный метод (работают с разновозрастными группами детей либо с детьми одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам; используют конкретную методику, определенный аспект развития; данные сравнивают между собой; делают выводы о том, какие тенденции выбранного аспекта развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены);
  3. Лонгитюдный метод ("продольное" исследование): прослеживается развитие какого-либо психического аспекта одного и того же ребёнка в течение длительного времени;
  4. Эксперимент (констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный): каждое направление эксперимента предполагает свой набор более конкретных методов;

Выбор методики и метода зависит от:

  1. Задачи, поставленной психологом;
  2. Возраста ребёнка, детей (разные методики рассчитаны на разный возраст);
  3. Условий проведения эксперимента.

Методики и методы могут  содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты, в свою очередь, могут быть вербальными (словесными), и невербальными - изобразительными (фигурные, рисуночные), звуковые, двигательные. Некоторые тесты включают несколько заданий (так называемые батареи тестов) по 7 - 10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить каждое тестирование ввиде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних результатов.

Характеристика некоторых  методов представлена в приложении 1 и 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воображение – это психический  процесс, который заключается в  создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение  является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Воображение является результатом креативного мышления человека. Креативное мышление можно  охарактеризовать – как способность  к нешаблонному анализу, преодолению  стереотипов, установлению разнообразных  связей между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных  между собой очевидной связью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Общая психология. (Учебник) Маклаков А.Г. (2008, 593с.)
  2. Общая психология. Под ред. Карпова Л.В. (2005, 232с.)
  3. Общая психология. Максименко С.Д. (2004, 528с.)
  4. Общая психология: эксперементальная психология Ратанова Д.А., Домашенко И.А. (2004, 464 с.)
  5. Общая психология в схемах и комментариях. Крысько В.Г. (2009, 256 с.)
  6. Общая и социальная психология. (Учебник) Еникеев М.И. (2007, 624с.)
  7. Общая психология. Узнадзе Д.Н. (2004, 413с.)
  8. Педагогика и психология. (Учебное пособие) Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д.  (2007, 480с.) 
  9. Психология.  Выготский Л.С. (2000, 1008с.)
  10. Психология. Под ред. Сосновского Б.А. (2008, 660с.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Метод «Вербальная фантазия»

Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшей группы.

Ход методики: Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов.

Признаки

0 баллов

1 балл

2 балла

1.    Скорость придумывания  рассказа

Ничего не придумал за 1 мин.

На придумывание ушло от 30сек. до 1 мин.

Придумал рассказ не более, чем за 1 мин.

2.    Необычность,  оригинальность сюжета рассказа

Ребенок механически пересказывает  то, что когда-то видел или слышал

Ребенок привнес в виденное или

слышанное им

что-либо новое 

от себя

Сюжет полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален

3.    Разнообразие 

образов, используемых в  рассказах

Говорится об одном персонаже 

(событии, вещи), с очень бедными

характеристиками

встречаются два-

три персонажа 

(вещи), и все они характеризуются  с разных сторон

Имеются четыре и более  персонажа (вещи, события), характеризуемые  с разных сторон

4.    Проработанность  и детализация образов, представленных  в

рассказе

Персонажи (события, вещи и  т.п.)только называются и никак не характеризуются

Не только называются, но и еще указываются один или  два признака

Объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более 

признаками

  1. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе

Рассказ не производит впечатления  на слушателя и не сопровождается эмоциями со стороны рассказчика

У рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели эмоционально слабо реагируют на рассказ

Рассказ и его передача рассказчиком эмоциональны и выразительны, а слушатель явно заряжается эмоциями


 

Шкала оценки уровня развития воображения

Уровни развития

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

Оценка в баллах

0

2-3

4-7

8-9

10


Приложение 2

Метод «Дорисовывание фигур»

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.

Материал: 10 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).

Ход исследования: Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек. Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Оценка результатов: для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы. По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали – имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – КО выше среднего по группе на 2 и более балла.

 

 


Информация о работе Формирование и развитие воображения