Формирование коммуникативных навыков у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:14, доклад

Краткое описание

Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения и его наиболее лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни в науке диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

супруж.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Формирование  коммуникативных навыков у подростков

Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения  и его наиболее лучшей адаптации  к постоянно изменяющимся условиям жизни в науке диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному  и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Современные требования к воспитанию школьника, адаптирующегося в социуме, коммуникабельного человека активизировали задачу овладения подростками коммуникативными навыками. В связи с этим понятно возросшее внимание к проблеме оптимизации межличностных отношений и достижения взаимопонимания в процессе общения в подростковом возрасте.

Коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации. Анализ педагогических исследований показывает, что в сложившейся педагогической практике проблема формирования коммуникативных умений подростков изучена не достаточно, что приводит к отсутствию системы целенаправленного и разностороннего формирования требуемых навыков.

Согласно взглядам отечественных психологов Выготского Л. С., Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И., Рубинштейн С. Л., Эльконина  Д. Б. и др., общение, как правило, выступает  в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева Б. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. и др. Оно выполняет ряд функций в жизни человека: социальные (организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль) и психологические функции общения (функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения) .

Принципиальный  подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Коммуникативная компетентность – знание норм и правил общения, владения его технологией. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность становится персонифицированным субъектом общения.

Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

По данным исследований все коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков умений:

– умения оказывать  и принимать знаки внимания (комплименты);

– умения реагировать  на справедливую и несправедливую критику;

– умения реагировать  на задевающее, провоцирующее поведение  со стороны собеседника;

– умения обращаться с просьбой;

– умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать "нет";

– умения оказывать  сочувствие, поддержку;

– умения принимать  сочувствие и поддержку со стороны  других людей;

– умения вступать в контакт с другими людьми, контактность;

– умения реагировать  на попытку вступить в контакт.

Формирование  коммуникативных навыков у подростков актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом.

 

 

 

Интернет-аддикция и коммуникативная деятельность в сети Интернет

Коммуникация  в Интернете делится на:

 

1) диалоговую  коммуникацию, off-line и on-line (электронная  почта, ICQ и другие подобные программы)

 

2) полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты) .

 

Общение посредством  Интернет обладает следующими характеристиками:

 

I. Анонимность.  Несмотря на то, что иногда  возможно получить некоторые  сведения анкетного характера  и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

 

В настоящее  время происходит интенсивное экспериментирование  с анонимностью – от предельного  самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток "фактически управлять мнением о себе" (2). Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, немалой притягательной силой. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, "инвертируется" пол, истинные факты биографии подменяются или дополняются вымышленными, неадекватным образом представляются сведения об опыте, квалификации, компетентности, имеющихся знаниях, умениях, навыках и т.п., вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества.

 

Однако анонимность  в Интернете проявляется не только с отрицательной стороны. Войскунский (4) выделяет следующие позитивные стороны  анонимности общения в Интернете:

 

      • расширяется психологический опыт;

 

      • развивается социальная компетентность;

 

      • реализуются такие существенные потребности, как желание, с одной стороны, выделиться из толпы, привлечь к себе внимание, а с другой присоединиться к референтной группе, разделив ее ценности и почувствовав себя защищенным;

 

      • новизна и непривычность опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения: общение, опосредованное Интернетом широко доступно и вступить в такое общение можно в достаточно юном возрасте;

 

      • возможность компенсации и нейтрализации действительных, либо мнимых недостатков собственной внешности, дефектов речи (например, заикание), некоторых свойств характера (застенчивости и др.) или психических заболеваний (например, аутизм).

 

Возможность экспериментирования с собственной идентичностью и "проигрывания" разных ролей: идентичность и самопрезентация активно изучаются в настоящее время. Исследуются, в частности, психологические последствия появления множества самопрезентаций у одного субъекта – среди них могут быть предположительно названы и отрицательные (виртуальный аналог множественной личности).

II. Своеобразие протекания  процессов межличностного восприятия  в условиях отсутствия невербальной  информации. Как правило, сильное  влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

 

III. Добровольность  и желательность контактов. Пользователь  добровольно завязывает контакты  или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

 

IV. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста , которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

 

V. Cтремление  к нетипичному, ненормативному  поведению. Зачастую пользователи  презентируют себя с иной стороны,  чем в условиях реальной социальной  нормы, проигрывают не реализуемые  в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны" , вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих.

Социальная  поддержка в данном случае осуществляется через включение человека в некоторую  социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в Интернете. "Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи" . Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа "Я" за счет позитивной социальной идентичности.

 

Позитивные  аспекты личностного развития при  общении посредством Интернета:

 

      • Преодоление коммуникативного дефицита;

 

      • Расширение круга общения;

 

      • Повышение информированности в обсуждаемых вопросах

 

      • Обмен ситуативными эмоциональными настроениями

 

Интернет важен  для тех людей, чья реальная жизнь  по тем или иным (внутренним или  внешним причинам) межличностно обеднена. В этих случаях, люди скорее используют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Как отмечает Ш.Теркл, "компьютеры создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы". Далее, потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности форм соседства и возрастанию количества разводов и изменений места жительства. Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-зависимости. Наконец, Интернет-зависимость может вызываться психопатологией: Янг установила, что различная степень депрессии коррелирует с Интернет-зависимостью. Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной поддержке, пользуются Интернетом для того, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности.

В целом, можно  сказать, что большая часть Интернет-зависимых  висит на общении ради общения. Это  может свидетельствовать о компенсаторном характере общения в Интернет у этой группы людей.

 

 

Трудности межличностного общения и Интернет-аддикция

В межличностном  общении существуют особые трудности, с которыми многим людям приходится сталкиваться в самом процессе общения. Под ними подразумеваются разнообразные  и довольно устойчивые трудности  в общении, сопровождающиеся, как  правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.

Большинство из них вызывает в субъекте общения постоянные отрицательные  эмоции, боязнь новых контактов, неуверенность  и настороженность, внутриличностную напряженность во многих ситуациях общения.

В целях терминологической  упорядоченности были выделены три  основных понятия – нарушения, трудности  и барьеры. Разграничение этих понятий  является несколько искусственным  и служит для дифференциации исследовательских  задач, а также для внесения терминологической ясности, разделения практического и научного языка.

Нарушения, трудности и  барьеры объединят то, что все  они возникают непреднамеренно, протекают внешне бесконфликтно  и сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью в общении, отрицательными эмоциями. Различаются они по тяжести протекания и психологическим последствиям, по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, по возможности и способам их устранения.

По степени выраженности этих критериев трудности общения можно расположить в следующем порядке: нарушения (как наиболее глубоко переживаемые), трудности, барьеры.

В трудностях общения следует  выделить сугубо психологический и  коммуникативный аспекты. Психологический  аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой – избыточность, бессодержательность общения.

Коммуникативный аспект заключается в неумении установить контакт и в неспособности его установить. Если первое связано с коммуникативной компетентностью, навыками и умениями, которым можно научиться, то второе вытекает из особенностей личности и труднее поддается коррекции.

Коммуникативность человека может пониматься как владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу). Коммуникабельность следует понимать как владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, "вписаться" в разговор).

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у подростков