Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа
Предметом исследования является влияние игрового метода на формирование навыков личной гигиены у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы воспитания культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
- Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
- Выявить особенности воспитания культурно–гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста и выстроить систему работы, определить степень эффективности использованных игровых методов для формирования навыков личной гигиены
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.1 Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка
1.3 Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.4 Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
1.5 Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме
Выводы
Список литературы
3.Условия успешного
В процессе культурно-гигиенического
обучения широко используются наглядные
пособия. Ребенок лучше поймет и осмыслит
гигиенические сведения, если объяснение
и рассказ воспитателя будут подкреплены
показом картинок, фотографий, иллюстраций.
С этой целью используют также игры, демонстрация
фильмов, организация праздников. Привитие
гигиенических навыков должно идти на
положительном фоне. Непременным условием
являетсянепрерывность воспитательного
процесса. Только в таком случае сформированные
у детей навыки становятся осознанным
действием, а затем привычкой.
Следующим обязательным условием формирования
культурно-гигиенических навыков у детей,
воспитания привычки к здоровому образу
жизни является высокая санитарная культура
персонала дошкольного учреждения.
Другое условие, необходимое для успешного
гигиенического воспитания - единство требований со стороны
взрослых. Ребенок приобретает культурно-гигиенические
навыки в общении с воспитателем, медицинским
работником, няней и, конечно, в семье.
Няня помогает воспитателю проводить
закаливающие и гигиенические процедуры,
участвует в уборке постелей, одевании,
кормлении детей. Поэтому в действиях
воспитателя и няни должна быть строгая
согласованность.
Обязанность родителей - постоянно закреплять
гигиенические навыки, воспитываемые
у ребенка в детском учреждении. Важно,
чтобы взрослые подавали ребенку пример
во всем и, требуя от него выполнения определенных
правил, сами всегда их соблюдали, были
аккуратны, опрятны внешне и т.п.
В воспитательной работе следует как можно
чаще использовать в качестве примера
хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической
основой этого приема является ярко выраженная
склонность детей к подражанию, а также
поступать таким образом, чтобы заслужить
одобрение воспитателя.
Немаловажное значение имеет также и пример
сверстников, одобряемый педагогом. Например,
желая предупредить возможное нарушение
установленного правила, воспитатель
подчеркивает: «Какой у нас Сережа молодец!
Не стал брызгаться водой, а помыл руки
аккуратно, быстро. Мыло положил на место».
Подобное одобрение поступка мальчика
вызывает у детей желание поступать так
же, и мытье рук проходит без излишнего
баловства. Побуждая детей к проявлению
аккуратности, тщательности в работе,
воспитатель одобряет другого ребенка:
«Как аккуратно Маша повесила свою одежду
в шкаф! Она не торопилась, постаралась.
Я уверена, что и другие ребята так же сумеют!
» Заинтересованное отношение педагога,
его уверенность в том, что все дети поступят
так же, побуждают их к необходимым действиям.
Дети 3-4 лет только начинают осознавать
правила поведения, но ещё не видят скрытых
за ними нравственных норм, часто не относят
этих правил к другому. Воспитателю надо
помнить, что об активном освоении правил
поведения свидетельствует появление
жалоб-заявлений, адресованных взрослому.
Малыш замечает нарушение правил другими
детьми и сообщает об этом. Причина подобных
высказываний ребёнка в стремлении убедиться,
что он правильно понимает правила поведения,
получить поддержку со стороны взрослого.
Поэтому к таким жалобам следует относиться
с большим вниманием. Подтвердить, что
малыш правильно понимает общественное
требование, и подсказать, как нужно поступить,
если он замечает его нарушение.
4.Особенности методики воспитания
культурно- гигиенических навыков в младшей
группе.
На третьем году жизни малыш не только
более самостоятельно может одеваться,
раздеваться и т. д., но и знает определенный
порядок действий, входящих в каждый процесс,
приемы их выполнения.
Для первоначальных действий ребенка
существенное значение имеет запоминание
места для отдельных вещей, своего места
за столом и т. п. В особенности это важно,
когда ребенок приходит в детский сад
из дома. В таких случаях воспитатель вместе
с малышом выбирает метку, рассматривает
ее, предлагает запомнить рядом сидящего
товарища.
При активном формировании навыков самообслуживания
важно в первую очередь отработать те
из них, которые связаны с организацией
всего коллектива.
Дети отличаются большой подражательностью,
поэтому взрослому нужно неоднократно
показывать, как выполнять новое действие,
сопровождая показ пояснениями, чтобы
выделить наиболее существенные моменты
данного действия, последовательность
отдельных операций.
Начиная со второго года жизни с этой целью
с детьми проводятся специальные дидактические
игры, используются игровые приемы.
Дети третьего года жизни все действия
выполняют быстрее. В этот период нужно
чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать
им несложные задания, которые готовят
их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается
меньше в действиях, больше в постоянном
контроле, словесных указаниях, поощрениях.
Не стоит постоянно пользоваться запретом:
«Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать
вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша
уже в этом возрасте может развиться упрямство
и своеволие. Ведь складывается понятие,
что взрослые «мешают» ребенку интересно
действовать: вертеть, крутить, двигать,
стучать. А действовать ему просто необходимо,
поэтому и нужно переключить малыша с
ненужного действия на полезное.
К четвертому году жизни дети должны уметь
правильно мыть руки (намылить кисть круговым
движением, смыть мыло и вытереть каждый
палец), чистить зубы (вначале просто влажной
щеткой, а с 4 лет порошком или специально
предназначенной для детей пастой), полоскать
рот после обеда, пользоваться носовым
платком, соблюдать правила культурного
поведения за столом (пользоваться ложкой,
вилкой, не проливать пищу на стол). Дети
приучаются бережно обращаться с игрушками,
поддерживать и чистоту и порядок.
Для привития культурно-гигиенических
навыков во всех возрастных группах применяются
показ, пример, объяснение, пояснение,
поощрение, беседы, упражнения в действиях.
Широко используются, особенно в младшем
возрасте, игровые приемы: дидактические
игры, потешки, стихотворения. Содержание
культурно-гигиенических навыков осваивается
детьми, прежде всего в самостоятельной
деятельности, в процессе обучения, в дидактических
играх и игровых ситуациях.
В воспитании культурно-гигиенических
навыков, так же как в любом другом виде
педагогической деятельности, важно единство
требований сотрудников детского учреждения
и родителей. Поэтому, нужно выработать
общие критерии в оценке отдельных действий,
установить общий порядок выполнения
этих действий, четко определить места
расположения вещей, игрушек, порядок
их уборки и хранения.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются
в постоянном закреплении. Изменение системы
воспитательной работы, отсутствие внимания
к формированию и использованию навыков
может привести к их быстрой утрате.
Заключение
Формирование у детей культурно-гигиенических
навыков является одной из важнейших задач
воспитания. Для того чтобы она реализовывалась
успешно требуются следующие условия:
непрерывность воспитательного процесса,
высокая санитарная культура персонала
дошкольного учреждения, единство требований
со стороны взрослых, активное участие
родителей в процессе воспитания и закрепления,
полученных в детском саду, навыков.
Детям свойственно стремление подражать
взрослым, вести себя так, как ведут себя
окружающие их люди. Они легко усваивают
не только положительные примеры, но и
отрицательные. Поэтому воспитателю в
беседе с родителями следует подчеркивать,
что манеру поведения, разговора, вредные
привычки дети стараются копировать с
них и им самим нужно следить за своим
поведением в общении с детьми.
Необходимо воспитывать культурно-гигиенические
навыки у детей с раннего возраста для
развития таких важных качеств как воля,
нравственность, самостоятельность, основ
эстетического вкуса, этического развития,
а также для такого важного процесса как
социализация.
Основой полноценного физического развития
ребенка младшего возраста является приобщение
его к основам здорового образа жизни.
В приобщении детей к здоровому образу
жизни большое значение приобретает освоение
дошкольниками основ культуры гигиены.
Список литературы:
1
Воспитание культурно-гигиенические навыки у детей 3-4 лет
Будь здоров, малыш!
творческий проект по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста
Выполнила: воспитатель дошкольной группы
Потапова Светлана Петровна
с. Русские Алгаши-2013
Содержание
1. Актуальность
проекта
2. Цель и задачи
проекта
3. Ожидаемые конечные
результаты реализации проекта
4. Перечень основных
направлений проекта
5. Краткое описание
проекта по этапам
6. План
мероприятий по реализации проекта
Список
литературы
Приложение1.
Дидактические игры на гигиенические
навыки
Приложение
2. Консультация для родителей
« Формирование культурно-гигиенических
навыков у детей»
Приложение 3. Консультации для родителей
"Культурно-гигиенические навыки,
их значение в развитии ребёнка"
Приложение 4. Родительское собрание
«Формирование культурно- гигиенических навыков у дошкольников
в семье и в дошкольном учреждение»
Приложение 5. Занятие-развлечение во второй младшей группе
«Вот что мы умеем»
1. Актуальность проекта
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи проекта:
1.Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
2.Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4.Обогатить предметно-развивающую среду группы.
5.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети.
Целевая группа проекта:
проект предназначен детям младшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта:
* Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
* Дидактические игры и упражнения.
* Художественное слово.
* Чтение художественной литературы.
*Беседы.
* Работа с родителями.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Дети от 3–4 лет должны:
* Следить за своим внешним видом.
* Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо
вытираться после умывания.
* Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
* Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой;
не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать
с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
* Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
* Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических
навыков.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
4. Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
* Оформить уголок дежурного.
* Изготовить методическое пособие.
* Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
* Сделать подборку дидактических игр.
Методическая копилка:
*Составить перспективный план работы по воспитанию
культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
*Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.
*Сценарии развлечений и досугов.
Работа с родителями:
Консультации
*«Как ухаживать за молочными зубами »
*«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »
*«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
*«Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка »
* «Прогулка зимой – это здорово»
Родительские собрания:
«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждение»
5. Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта: Групповой, творческий.
Продолжительность проекта: Годовой.
Сроки реализации проекта: Сентябрь 2012года–август 2013года.
Основной этап:
Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Информация о работе Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников