Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является влияние игрового метода на формирование навыков личной гигиены у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы воспитания культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
- Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
- Выявить особенности воспитания культурно–гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста и выстроить систему работы, определить степень эффективности использованных игровых методов для формирования навыков личной гигиены

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.1 Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка
1.3 Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.4 Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
1.5 Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая л.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Заключительный:

Подведение итогов работы над проектом: опрос детей, презентация проекта.

6. План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап

Сбор литературы по данной теме.

Диагностика детей по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Основной этап

Наглядная информация для родителей на тему:

«Как приучить ребёнка быть аккуратным»

Блок познавательных занятий «Одежда»

Подборка художественных произведений,

потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

Блок познавательных занятий «Обувь»

Оформление уголка (туалетной комнаты)

Наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр »

Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.

Наглядная информация для родителей на тему:

«Как ухаживать за молочными зубами »

Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку»

«Уложим куклу спать»

Оформление дежурного уголка.

Наглядная информация для родителей на тему:

«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».

Чтение русской народной сказки

«Про непослушные ручки и ножки».

Дидактическое упражнение:

«Айболит встречает ребят»

Чтение художественной литературы:

«Мойдодыр »

Игры ситуации:

«купание куклы»

«Накормим куклу»

Наглядная информация для родителей на тему:

«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

Дидактические игры:

«Водичка, водичка »,

«Вымой руки»

Чтение сказки К. Чуковского

«Федорино горе»

Дидактические игры:

«Умывалочка»,

«Делаем причёску»

Занятия на тему:

«Варвара краса – длинная коса»

Заучивание потешки

«Расти коса, до пола»

(окружающий мир младшая группа)

Дидактическое упражнение

«Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

Занятия на тему:

«Водичка, умой моё личико »

Заучивание потешки «Водичка, водичка »

Дидактическое упражнение:

«Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать

руки полотенцем».

Дидактическое упражнение:

«Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна».

Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.

Беседа-наблюдение с детьми по теме:

«Учимся у старших детей умываться»

Дидактическое упражнение «Возьмём мишку на прогулку»

Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей.

Занятие-развлечение: « Вот что мы умеем »

Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»

Дидактическое упражнение: «Что нужно кукле? »

«Оденемся на прогулку»

Игровая ситуация «Варвара- краса, длинная коса»

Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках.

Игровая ситуация «Кукла Катя заболела»

Знакомство с трудом медицинской сестры (экскурсия в медицинский кабинет)

Игровая ситуация «Купание»

Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

Чтение худ литературы «Муха Цокотуха» К. Чуковского.

Игровая ситуация «Витамины в огороде»

Занятие:  «Таблетки растут на ветке»

Умывание холодной водой.

Занятие: «Мытьё кукольной посуды»

Развлечение «Приключение мыльного пузыря»

Дидактическое упражнение «Моем чисто руки и лицо»

Подвижная игра «Зайка белый умывался»

Занятие: «Как ухаживать за волосами»

Занятие: «Одежда весной»

Советы врача при недомогании ребёнка.

Сюжетно- ролевая игра «Больница»

Игровая ситуация «Обед для кукол»

Занятие: «Наш зайчонок заболел»

Игровая ситуация «Котик простудился»

Заключительный этап

Анкетирование родителей по теме: 

«Чему научился Ваш ребёнок? »

Итоговое занятие:

«Вот какие мы большие»

Диагностика детей по данной теме.

Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Список литературы

1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]:  популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.

2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]:  методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96

3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей,  родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.

4. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.

6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет [Текст]: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.

7.Интернет сайт «maam», «Воспиталки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р И Н Ц И П  Ы

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами (программа «Радуга»).

 
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения, где ребенок сам воспро-  
 
изводит действия «Оденем куклу после сна» 
 
«Накормим куклу обедом» 
 
2.Принцип индивидуального подхода – наладить доверительные отношения с малышом, проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку. 
 
3. ^ Принцип наглядности – он занимает одно из ведущих мест, где знания ребенка формируются в результате восприятия. Показ – это основа принципа. Например: посмотрите дети «Катя умывалась – на полу нет ни одной капельки». 
 
4. ^ Систематичности и последовательности – это режимные моменты, которые всегда проходят в определенное время и занимают свою нишу в режиме дня. 
 
5. Принцип доступности – через игрушки и игровое пространство, а также общение с ребенком через потешки. 
 
^

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

 
 
 
В своей работе использую  также самые разнообразные методы:  
 
1. Словесный. Это живое общение с детьми.  
 
Беседа – помочь понять содержание главного, на что должен обратить внимание ребенок. 
 
 
2. Игровой. Один из способов сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для самого малыша. В игре ребенок познает мир, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, готовиться взрослеть и общаться с людьми. 
 
Игровой метод тесно связан со словесным это хорошо просле-живается в потешках. 
 
3. Наглядный. Наглядный метод – это наблюдения, рассматривание картин, показ. 
 
Внимание ребенка вызывается привлекательными предметами. 
 
 
4. Основной формой обучения детей – это совместная деятельность, где определяется цель обучающего и воспитательного воздействия. 
^

С Р Е Д С Т В  А

 
1. Игрушка – в глазах ребенка  игрушкой становиться все: яркий  авто-мобиль, воздушный шарик и  листья дерева и даже веточки.  
 
2. Картины – начиная с иллюстраций в книжке, это маленькие красоч-ные картинки. Принося в группу картины в увеличенном плане, ре-бенку все равно интересно. Он с удовольствием разглядывает. Даже старается рассказать, что видит. 
 
3. Книги – красочное оформление вызывает интерес. 
 
4. Посуда и одежда – также является средствами обихода. 
 
5. Планирование (перспективное) также помогает в работе. Из месяца в месяц добавляю что-то новое и останавливаюсь на том, что ребенок не усвоил.  
 
Составляю конспекты обучения детей культурно-гигиеническим навыкам посредством песенок и потешек.  
 
 
Р Е З У Л Ь Т А Т 
 
 
Практика работы с детьми готовит о том, что работу по воспита-нию навыков следует начинать с первого дня пребывания детей в группе. В первые дни, когда выводили детей на прогулку, показывали им, в какой последовательности надо было одеваться. Учила детей брать из шкафа только те вещи, которые необходимы. Учила их надевать носки и рейтузы. Порой бывает легче одеть ребенка, чем ждать когда он сделает сам, но постепенно дети учились одеваться самостоятельно. Чтобы заинтересовать детей, выносили в раздевальную комнату какую-либо игрушку, которая помогала создавать опре-деленный настрой. Дидактическая игра «Кукла Катя идет на прогул-ку» вносила оживления в сборах на прогулку. 
 
Для малышей очень важна похвала в нужный момент. 
 
Дети научились… 
 
Дети знают… 
 
Дети выполняют… 
 
Собираясь на прогулку, обращая внимание детей на солнышко: оно заглядывает к нам в окошко, улыбается, ждет нас на улице, торопит одеваться. Иногда собираясь на прогулку, читаю короткие стишки, потешки. Например: 
 
«Вот как Таню нарядили, 
 
В сани Таню усадили, 
 
Повезли Танюшку на снежную горушку». 
 
Или: «Вот они сапожки, 
 
Этот с левой ножки, 
 
Этот с правой ножки…» 
 
При возвращении с прогулки дети подходили к своему шкаф-чику и старались сами раздеваться. 
 
Умывание тоже усвоили к концу учебного года. Научились зака-тывать рукавчики и правильно мыть руки, затем насухо вытирать полотенцем. 
 
Освоили и культуру поведения за столом. 
 
После еды все дети, вставая из-за стола говорили «спасибо», за исключением тех детей, которые часто болели в течении года. 
 
Из результатов диагностики, я увидела, что часто болеющие дети не усвоили навыки, так как я считаю, что дома им не давали возможности выполнять самостоятельно, а те дети, которые постоянно посещали группу, получили навыки самообслуживания. Списочный состав детей вначале года был 15 детей. К концу учебного года в группу было приведено, еще 3 ребенка. 
 
Хорошо мыли руки вначале года 4 человека, насухо вытирали руки также те дети. Индивидуальными предметами пользоваться умели 8 человек. 
 
Держать ложку учились очень долго, так как после выходных, было видно, что дома не обучали детей, (большая часть группы держали либо в кулаке, либо в левой руке). 
 
Кушали не все аккуратно, многие дети выходили из-за стола, не закончив даже 1 блюда. Но ближе к Новому году научились усидчивости.  
 
После еды учились пользоваться салфеткой, хотя к концу учебного года многие овладели таким навыкам.

 

 

 

      1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье»

 

Необходимыми  условиями решения одной из главных  задач дошкольного образовательного учреждения (групп) по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:

  • создание в ДОУ безопасной образовательной среды;
  • осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной  работы;
  • использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая  работа включает в себя систему мероприятий  и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о ЗОЖ.

Основными формами работы по реализации содержания образовательной области «Здоровье» являются:

  • беседы,
  • личный пример,
  • дидактические игры,
  • чтение художественных произведений,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • разные виды гимнастик, игрового массажа,
  • рассматривание и обсуждение иллюстративного материала,
  • моделирование,
  • проектная деятельность,
  • продуктивные виды деятельности.

В работе используются  парциальные программы, методические рекомендации:

  • Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2009;
  • Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2008. – (Программа развития);
  • Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009;
  • Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. (Вместе с детьми);
  • Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. (Вместе с детьми);
  • Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2007.
  • Голубева Л.Г. Гимнастика  и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников