Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у подростков в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Колодинской Н.М. 332 группа.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Психолого-педагогические особенности социализации подростков

 

Подростки представляют уникальную демографическую группу, имеющую свои специфические особенности и потребности, обусловленные быстро меняющимися их физическим, психологическим и социальным положением [26, с. 9-13].

Подростковый возраст – это время познания окружающего мира; это стадия жизни, имеющая наивысший потенциал для интеллектуального и физического развития, в течение которой формируются основные жизненные навыки, включая навыки, связанные со здоровьем.

Но вместе с тем, подростковый возраст – это и период, когда молодые люди сталкиваются с множеством факторов риска, которые, переходя в привычки поведения, могут привести к серьезным проблемам в старшем возрасте [24, с.5-6]. 

Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру,— открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни [23, с. 52].

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием  подросткового возраста считал «чувство взрослости» – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Чувство взрослости - это особая форма самосознания подростка, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, определяет специфические направления и содержание его социальной активности, систему новых стремлений. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых [11, с. 321]. Чувство взрослости подростка проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию [6, с. 125]. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть, учебы. В семье к подростку предъявляются более высокие требования, за ними признают больше прав и обязанностей, что ведет к высоким требованиям, предъявляемым подростком самому себе.

Особенность самосознания и самооценки в подростковом возрасте непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии личности подростка [25, с. 107]

Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, но более всего – личностной сферы, самосознания [8, с. 56].

Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Начинаясь с кризиса, весь подростковый период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют затянувшимся кризисом [6, с. 137]. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами. Благодаря бурному росту и перестройке организма, в данном возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые [5, с. 122]. На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывают влияние темпы полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Много изменений происходит в плане формирования личности. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Также нужно отметить и эмоциональную нестабильность, т.е. их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом [4, с. 119].

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пространственно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себя, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в самом себе порождают и исповедальность в общении со сверстниками, и дневники, которые начинают вести именно в этом возрасте, стихи и фантазии [14, с. 121]

Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками, возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростков. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус, может быть, достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт, и даже конфликт [14, с. 122].

Очевидно, что устойчивые мотивы на учебную деятельность формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления.

Наряду с учебной деятельностью у подростка большое место занимает общение со сверстниками, т.е. установление интимно-личностных отношений. Подростку не только важно общаться и быть среди сверстников, но и занимать в их обществе определенное положение, иметь определенный социальный статус. В этом возрасте обостряется потребность в общении и поиске лучшего друга [15, с. 123].

На примере подросткового возраста можно показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке или гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сопровождаться дезинтеграцией в дворовой компании, в которой подросток до этого без затруднений прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергают в другой, где доминируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, блокирующие возможности успешного интегрирования в ней [19, с. 211].

Таким образом, подростковый возраст – это трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В организме подростка происходят множественные физиологические изменения, обусловленные изменением деятельности гормональной системы. Основные новообразования этого возраста: появляется чувство взрослости, стремление к освоению новых социальных ролей, что отражается в появлении новых интересов, складываются разнообразные образы «Я» и к концу периода они объединяются в единое целое, образуя «Я-концепцию», которая является центральным новообразованием всего периода. В этом возрастном периоде у подростков большая восприимчивость к усвоению норм и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Идет большая внутренняя работа по пересмотру своего отношения к себе, к людям и окружающему миру в поисках своих ценностей.

 

 

1.3 Досуговая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций.

 

Досуг –  это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда или учебы, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности [10, с. 16].  Организация досуга – одна из важнейших характеристик образа жизни молодого человека. В этой сфере и проявляются ценностные ориентации личности [13, с. 54]

В настоящее время в аксиологии досуга сложилась концепция, согласно которой свободное время предназначено для удовлетво­рения потребностей человека в культуре, социальных устремлени­ях, потребностях в регенерации тела и души, что осуществляется в отдыхе и развлечениях. Эта концепция нашла свое выражение в издании Всемирной Ассоциации по вопросам проведения свобод­ного времени, организации отдыха и развлечений под названием «Важнее, чем выживание». Здесь особо подчеркивается, что имен­но свободное время определяет качество жизни. И, соответствен­но, целью человека является не стремление выложиться до конца на работе, а стремление почувствовать вкус к жизни, жить полной жизнью на основе того увлечения, которое он сам выбрал [10, с. 41]

Специфичным здесь является то, что потребность в культуре рассматривается как аспект отдыха и развлечений. Разделяя в це­лом эту концепцию досуга, отечественная аксиология досуга исходит из того, что культура служит не только отдыху и развлече­нию, не только восстановлению нормального состояния тела и души, а является целью и средством развития человека, обуслав­ливающими повышение уровня досуговой деятельности, и, следо­вательно, культурного уровня самого человека [13, с. 55]

Однако вместе с общественными ценностями в сфере досуга существуют ценности индивидуальные, часто не совпадающие с общественными. Возникает противоречие. С одной стороны, че­ловек со своей частной личностной позицией по отношению к досугу, а, с другой, — общество, стремящееся побудить его к со­держательной, социально полезной досуговой деятельности. Согласно прогнозу Нобелевского лауреата английского фи­шка Дениса Габора в будущем три проблемы могут поставить под угрозу существование человечества — термоядерная война, демографический взрыв и досуг [10, с. 43]

Свобода, рождаемая досугом, — это не праздность, не бездея­тельность, а возможность самостоятельно решать, что делать. Однако не каждый человек умеет пользоваться той свободой, которую предоставляет ему досуг. Кроме того, как заметил еще Аристотель, для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему учить­ся, кое в чем воспитываться.

Для того чтобы представить содержание этой учебы и воспита­ния, необходимо иметь представление о тех ценностях, на кото­рые сориентирован человек в свое свободное время, и о тех факто­рах, которые обуславливают эту ориентацию.

Среди таких факторов наиболее существенными, в наибольшей степени определяющими характер потребностей в сфере досуга, являются возраст, социальное положение и национальные традиции [10, с. 43-44]

Фактор возраста начинает проявлять себя с того момента, когда ребенок идет в школу. Именно с данного момента происходит рас­членение времени на занятое и свободное. Занятое определяется рег­ламентированной и непреложной учебной деятельностью, свободное — деятельностью досуговой. Психологически это расчленение про­исходит в подростковом возрасте, когда школа перестает восприни­маться как место сосредоточения основных интересов и переживаний, а выступает только как необходимая часть жизни, требующая значительных интеллектуальных, эмоциональных и физических за­трат.

Пытаясь выйти из-под взрослой опеки, подросток ищет ту вре­менную нишу, в которой он мог бы ощущать свободу своего взрос­леющего «я», и находит ее в сфере досуга, приобретающей в его жизни приоритетный характер. Проводить это время подростки стремятся вне дома в компании сверстников. Основным местом времяпрепровождения становятся двор, «своя» улица, «свое» ме­сто в парке, реже какое-либо досуговое учреждение [10,с. 59]

Досуговая общность является важным фактором социализации личности. Она позволяет вырабатывать навыки социального взаи­модействия, умение подчиняться групповой дисциплине, отстаи­вать свои права, формировать навыки общения, соотносить свои интересы с интересами других. В досуговой общности подросток приходит в ту школу, которая во многом будет определять, его взрос­лю жизнедеятельность [28, с. 23]

В подростковом возрасте развиваются и проявляются пред­метные интересы, порождая различные увлечения в области нау­ки, техники, искусства или в области прикладных занятий — мо­делирования, фотографии, электротехники, рисования и т.д. Боль­шинство этих увлечений требует определенной базы для занятий и финансовых затрат. Частично такую базу предоставляют дома и дворцы детского и юношеского творчества, но большая часть ув­лечений реализуется в домашних условиях [10, с. 55]

Содержательная досуговая деятельность в целом присуща не­значительной массе подростков. У подавляющего большинства культура досуга невысока. Отсутствие в обществе педагогической системы, которая оказывает влияние на подростковый досуг и обес­печивает его материальную базу, ориентирует подростка только на развлечения. Немаловажную роль в этом играет подражательность взрослым. Перенимая такие внешние признаки взрослости как курение, косметику, ухаживание, употребление спиртного, подро­стки перенимают и взрослые способы отдыха и развлечений. Они так же бесцельно гуляют по улицам, устраивают вечерники с выпивкой, играют в карты.

Информация о работе Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности