Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:08, курсовая работа
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у подростков в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
1.2 Психолого-педагогические особенности социализации подростков
Подростки представляют уникальную демографическую группу, имеющую свои специфические особенности и потребности, обусловленные быстро меняющимися их физическим, психологическим и социальным положением [26, с. 9-13].
Подростковый возраст – это время познания окружающего мира; это стадия жизни, имеющая наивысший потенциал для интеллектуального и физического развития, в течение которой формируются основные жизненные навыки, включая навыки, связанные со здоровьем.
Но вместе с тем, подростковый возраст – это и период, когда молодые люди сталкиваются с множеством факторов риска, которые, переходя в привычки поведения, могут привести к серьезным проблемам в старшем возрасте [24, с.5-6].
Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру,— открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни [23, с. 52].
Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием подросткового возраста считал «чувство взрослости» – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Чувство взрослости - это особая форма самосознания подростка, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, определяет специфические направления и содержание его социальной активности, систему новых стремлений. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых [11, с. 321]. Чувство взрослости подростка проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию [6, с. 125]. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть, учебы. В семье к подростку предъявляются более высокие требования, за ними признают больше прав и обязанностей, что ведет к высоким требованиям, предъявляемым подростком самому себе.
Особенность самосознания и самооценки в подростковом возрасте непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии личности подростка [25, с. 107]
Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, но более всего – личностной сферы, самосознания [8, с. 56].
Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.
Начинаясь с кризиса, весь подростковый период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют затянувшимся кризисом [6, с. 137]. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами. Благодаря бурному росту и перестройке организма, в данном возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые [5, с. 122]. На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывают влияние темпы полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.
Много изменений происходит в плане формирования личности. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Также нужно отметить и эмоциональную нестабильность, т.е. их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом [4, с. 119].
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пространственно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себя, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в самом себе порождают и исповедальность в общении со сверстниками, и дневники, которые начинают вести именно в этом возрасте, стихи и фантазии [14, с. 121]
Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками, возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростков. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.
Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус, может быть, достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт, и даже конфликт [14, с. 122].
Очевидно, что устойчивые мотивы на учебную деятельность формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления.
Наряду с учебной деятельностью у подростка большое место занимает общение со сверстниками, т.е. установление интимно-личностных отношений. Подростку не только важно общаться и быть среди сверстников, но и занимать в их обществе определенное положение, иметь определенный социальный статус. В этом возрасте обостряется потребность в общении и поиске лучшего друга [15, с. 123].
На примере подросткового возраста можно показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке или гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сопровождаться дезинтеграцией в дворовой компании, в которой подросток до этого без затруднений прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергают в другой, где доминируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, блокирующие возможности успешного интегрирования в ней [19, с. 211].
Таким образом, подростковый возраст – это трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В организме подростка происходят множественные физиологические изменения, обусловленные изменением деятельности гормональной системы. Основные новообразования этого возраста: появляется чувство взрослости, стремление к освоению новых социальных ролей, что отражается в появлении новых интересов, складываются разнообразные образы «Я» и к концу периода они объединяются в единое целое, образуя «Я-концепцию», которая является центральным новообразованием всего периода. В этом возрастном периоде у подростков большая восприимчивость к усвоению норм и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Идет большая внутренняя работа по пересмотру своего отношения к себе, к людям и окружающему миру в поисках своих ценностей.
1.3 Досуговая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций.
Досуг – это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда или учебы, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности [10, с. 16]. Организация досуга – одна из важнейших характеристик образа жизни молодого человека. В этой сфере и проявляются ценностные ориентации личности [13, с. 54]
В настоящее время в аксиологии досуга сложилась концепция, согласно которой свободное время предназначено для удовлетворения потребностей человека в культуре, социальных устремлениях, потребностях в регенерации тела и души, что осуществляется в отдыхе и развлечениях. Эта концепция нашла свое выражение в издании Всемирной Ассоциации по вопросам проведения свободного времени, организации отдыха и развлечений под названием «Важнее, чем выживание». Здесь особо подчеркивается, что именно свободное время определяет качество жизни. И, соответственно, целью человека является не стремление выложиться до конца на работе, а стремление почувствовать вкус к жизни, жить полной жизнью на основе того увлечения, которое он сам выбрал [10, с. 41]
Специфичным здесь является то, что потребность в культуре рассматривается как аспект отдыха и развлечений. Разделяя в целом эту концепцию досуга, отечественная аксиология досуга исходит из того, что культура служит не только отдыху и развлечению, не только восстановлению нормального состояния тела и души, а является целью и средством развития человека, обуславливающими повышение уровня досуговой деятельности, и, следовательно, культурного уровня самого человека [13, с. 55]
Однако вместе с общественными ценностями в сфере досуга существуют ценности индивидуальные, часто не совпадающие с общественными. Возникает противоречие. С одной стороны, человек со своей частной личностной позицией по отношению к досугу, а, с другой, — общество, стремящееся побудить его к содержательной, социально полезной досуговой деятельности. Согласно прогнозу Нобелевского лауреата английского фишка Дениса Габора в будущем три проблемы могут поставить под угрозу существование человечества — термоядерная война, демографический взрыв и досуг [10, с. 43]
Свобода, рождаемая досугом, — это не праздность, не бездеятельность, а возможность самостоятельно решать, что делать. Однако не каждый человек умеет пользоваться той свободой, которую предоставляет ему досуг. Кроме того, как заметил еще Аристотель, для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему учиться, кое в чем воспитываться.
Для того чтобы представить содержание этой учебы и воспитания, необходимо иметь представление о тех ценностях, на которые сориентирован человек в свое свободное время, и о тех факторах, которые обуславливают эту ориентацию.
Среди таких факторов наиболее существенными, в наибольшей степени определяющими характер потребностей в сфере досуга, являются возраст, социальное положение и национальные традиции [10, с. 43-44]
Фактор возраста начинает проявлять себя с того момента, когда ребенок идет в школу. Именно с данного момента происходит расчленение времени на занятое и свободное. Занятое определяется регламентированной и непреложной учебной деятельностью, свободное — деятельностью досуговой. Психологически это расчленение происходит в подростковом возрасте, когда школа перестает восприниматься как место сосредоточения основных интересов и переживаний, а выступает только как необходимая часть жизни, требующая значительных интеллектуальных, эмоциональных и физических затрат.
Пытаясь выйти из-под взрослой опеки, подросток ищет ту временную нишу, в которой он мог бы ощущать свободу своего взрослеющего «я», и находит ее в сфере досуга, приобретающей в его жизни приоритетный характер. Проводить это время подростки стремятся вне дома в компании сверстников. Основным местом времяпрепровождения становятся двор, «своя» улица, «свое» место в парке, реже какое-либо досуговое учреждение [10,с. 59]
Досуговая общность является важным фактором социализации личности. Она позволяет вырабатывать навыки социального взаимодействия, умение подчиняться групповой дисциплине, отстаивать свои права, формировать навыки общения, соотносить свои интересы с интересами других. В досуговой общности подросток приходит в ту школу, которая во многом будет определять, его взрослю жизнедеятельность [28, с. 23]
В подростковом возрасте развиваются и проявляются предметные интересы, порождая различные увлечения в области науки, техники, искусства или в области прикладных занятий — моделирования, фотографии, электротехники, рисования и т.д. Большинство этих увлечений требует определенной базы для занятий и финансовых затрат. Частично такую базу предоставляют дома и дворцы детского и юношеского творчества, но большая часть увлечений реализуется в домашних условиях [10, с. 55]
Содержательная досуговая деятельность в целом присуща незначительной массе подростков. У подавляющего большинства культура досуга невысока. Отсутствие в обществе педагогической системы, которая оказывает влияние на подростковый досуг и обеспечивает его материальную базу, ориентирует подростка только на развлечения. Немаловажную роль в этом играет подражательность взрослым. Перенимая такие внешние признаки взрослости как курение, косметику, ухаживание, употребление спиртного, подростки перенимают и взрослые способы отдыха и развлечений. Они так же бесцельно гуляют по улицам, устраивают вечерники с выпивкой, играют в карты.
Информация о работе Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности