Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у подростков в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Колодинской Н.М. 332 группа.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Подросток не может быть бездеятельным. Не находя полно­ценного приложения своей энергии, он реализует ее деструктив­но. Соревновательность перерастает в драку, ловкость — в лихаче­ство, игра развивающейся мускулатуры — в разрушение, смелость — в хулиганство.

В то же время подростки стремятся многому научиться, с удо­вольствием включаются в серьезную работу взрослых. Они начи­нают задумываться о своей будущей деятельности, о выборе про­фессии. Они хотят иметь собственные деньги и самостоятельно распоряжаться ими, что побуждает одних искать способ зарабо­тать, других — добыть любым путем — отнять или украсть.

Проблема формирования здорового образа жизни подростков тесно связана и с их досуговой деятельностью. Подростки и молодёжь должны использовать свободное время не только для отдыха и развлечений, но и как возможность реализовать свои способности и потребности. Ведь имен­но в сфере досуга, как показывают многочисленные наблюдения, у подростка появляется возможность самореализации, самовыражения в творческой дея­тельности, в сфере досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством до­суговой активности. Самое главное заключается в характере использования досуга, степени его социальной насыщенности, прогрессивном содержании. Ха­рактер досуга зависит уже от самой личности ребенка, от её социальных по­требностей и ценностей, какими волевыми и моральными качествами обладает личность. Ведь досуг, насколько он может быть могучим стимулом для разви­тия личности, настолько он может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям асоциального поведения как пьянство, нар­комания, проституция, преступность. В этой связи особую актуальность приоб­ретает вопрос о выявлении механизмов охвата подростков, оставшихся в силу различных причин без должного педагогического воздействия. Одним из таких механизмов, по нашему мнению, выступает укрепление и наращивание позитивного воспитательного потенциала досуговой деятельности [27, с. 49]

Психолого-педагогические особенности досуговой деятельности под­ростков определяются психолого-педагогическими особенностями подростко­вого возраста и спецификой компонентов самой деятельности. Мотивы досуго­вой деятельности определяются актуальными потребностями подростков. Одной из главных тенденций подросткового возраста является переориен­тация социокультурного взаимодействия подростков. Это касается отно­шений с родителями, учителями и другими взрослыми, так как подростки ориентированы на общение со сверстниками. В этой связи ведущей дея­тельностью в данный период становится межличностное общение, появля­ется подростковая дружба и неформальные группы.

Выделяются две основные формы подросткового досуга: организо­ванный и неорганизованный досуг Организованный досуг - это молодёж­ные и детские объединения, организации, клубы по интересам, творческие и художественные кружки, спортивные секции и т.д. Учреждения и орга­низации, занимающиеся детским досугом, способствуют включению под­ростка в новые социальные отношения, самореализации, самоутвержде­нию, оказывают помощь семье в воспитании ребенка, содействуют профи­лактике девиантного поведения подростков, безнадзорности, преступно­сти. Сферу неорганизованного досуга подростков составляют стихийные группы, которые функционируют, как правило, вне педагогического и ро­дительского контроля [27, с. 50]

Любая деятельность рано или поздно приводит к утомлению, к закономерному снижению работоспособности отдельного органа или организма в целом. Отдых может быть пассивным или активным. Основная форма пассивного отдыха — сон. Но пассивный отдых может осуществ­ляться и во время бодрствования, когда человек расслабляется физически, старается, ни о чем не думать. Активный отдых — пе­ремена занятий.

С отдыхом не следует смешивать безделье, оно утомляет порой боль­ше, чем работа. Как правило, безделью сопутствует скука. Это пси­хическое состояние переживается человеком, когда мозг его дос­таточно работоспособен, налицо желание деятельности, но он не находит подходящего занятия. В большинстве случаев состояние скуки испытывали люди, ни в чем себя не нашедшие [10, с. 47].

Досуг как потенциальная причина катастрофы  человечества только на первый взгляд кажется неожиданной. Праздный человек невольно становится социальной силой, способной разрушить любые общественные устои. Для таких людей характерно: многочасовой просмотр телевизора, бесцельное фланирование по улицам и выпивка. Скука вызывает потребность в эмоциональных встрясках, поиск которых приводит  к асоциальным проявлениям – дракам, выпивке, хулиганству [10, с.48]

Таким образом, для того что бы усовершенствовать досуг подростков, необходимо учитывать их личностную инициативу, право выбора, а так же создавать такие мероприятия и использовать такие формы и средства досуговой деятельности, в  которых заложены программы саморазвития и творчества. Только это поможет привить подросткам культурные и духовные ценности, заинтересовать подростков и сделать  их досуг более эмоционально насыщенным, а значит, позволит сформировать ценностные ориентации.

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Социально-педагогическое исследование влияния досуговой деятельности подростков на формирование ценностных ориентаций

2.1 Социальная диагностика показателей процесса формирования ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности

 

В качестве выборки исследования нами были выбраны подростки, учащиеся СШ № 22  г. Минска, ул. Грицевца, 9.

К подросткам необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По отношению к подросткам можно значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности.

Повышенное внимание подростка к самопознанию создает благоприятные условия для применения в процессе их тестирования методик, позволяющих получить интересные и полезные сведения о себе. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям. При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже малоинтересные тесты, но только в том случае, если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими. Однако следует отметить, что в силу субъективности личностного подросткового восприятия и достаточно сильного желания видеть у себя некоторые положительные качества, не замечая наличия отрицательных, тесты, предлагаемые подросткам, должны сводить к возможному минимуму влияние субъективных установок на результаты проводимого тестирования.

Таким образом, для того, чтобы получить достоверные результаты при проведении эмпирического исследования, необходимо учитывать возрастные особенности подростков, особенности развития когнитивной сферы, ведущий тип деятельности, новообразования данного возраста.

С целью изучения проблемы формирования ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности нами было проведено исследование.  В нем принимали участие 30 учащихся 10 «А» и «Б» классов СШ № 22 г. Минска, из которых  16 девушек и  14 юношей, в возрасте от 15 до 17лет. (Рис.2.1)

Рисунок 2.1 Соотношение девушек и юношей в исследовании.

В исследовании использовались анкета (ПРИЛОЖЕНИЕ А), направленная на выявления спектра интересов подростков в свободное время и методика «Ценностные ориентации» М Рокича (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Методика « Ценностные ориентации» М. Рокича, которая позволяет определить содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

При обработке результатов методики были получены следующие данные: наиболее значимыми терминальными ценностями является:  любовь, активная деятельная жизнь (15%), здоровье, наличие хороших верных друзей (12%), интересная работа (10%), материальная обеспеченность (8%), жизненная мудрость (6%), свобода (6%), уверенность в себе, счастье других, развитие (4%), творчество, познание (2%) (Рисунок 2.2.).

 

Рисунок 2.2 – Диаграмма процентного соотношения наиболее значимых терминальных ценностей.

Менее значимыми терминальными ценностями являются: красота природы и искусства (14%), материально-обеспеченная жизнь, развлечения (12%), продуктивная жизнь, творчество (10%), общественное признание и жизненная мудрость (6%), наличие хороших верных друзей, познание, развитие (4%), уверенность в себе и активная деятельность (2%) (Рисунок 2.3.).

 

Рисунок 2.3 – Диаграмма процентного соотношения наименее значимых терминальных ценностей.

Наиболее значимые инструментальные ценности: жизнерадостность, аккуратность (12%), твердая воля, образованность (9%), смелость, исполнительность, честность (7%), независимость, ответственность, широта взглядов, воспитанность (5%), рационализм, высокие запросы, чуткость (3%), непримиримость, эффективность в делах, терпимость, самоконтроль (2%) (Рисунок 2.4.).

 

Рисунок 2.4 – Диаграмма процентного соотношения наиболее значимых инструментальных ценностей.

Наименее значимые инструментальные ценности: исполнительность (20%), непримиримость (14%), высокие запросы (10%), образованность, терпимость (8%), аккуратность, эффективность в делах (6%), широта взгляда, твердая воля, ответственность, воспитанность, независимость (4%), чуткость, рационализм, смелость, жизнерадостность (2%) (Рисунок 2.5.).

 

 

Рисунок 2.5 – Диаграмма процентного соотношения наименее значимых инструментальных ценностей.

При обработке результатов анкеты были получены следующие данные:  на вопрос «Много ли у вас свободного времени?» 74% испытуемых ответили, что у них «достаточно времени», 20%,что у них свободное время «только в выходные» и 6%, что у них 1-2 часа свободного времени (Рисунок 2.6.).

 

Рисунок 2.6. Свободное время подростков.

На вопрос «Посещаете ли вы какие-либо кружки, секции?» 35% испытуемых ответили, что посещают, из них 10%  не довольны оснащением помещения (старое, некачественное), 7,5%  довольны при посещении кружков, им «интересно там проводить время», 65% не посещают кружки и секции. При ответе на вопрос анкеты «С кем вы проводите свободное время?» 84% ответили, что проводят его в компании друзей, 13% в кругу семьи, 3% в одиночестве, дома (Рисунок 2.7.).

Рисунок 2.7. Круг людей, с которыми они проводят свободное  время.

В компании друзей они предпочитают общаться (83%), слушать музыку (43%), ходить в кино, театр (50%), заниматься спортом (20%),  танцевать и петь (23%), пить спиртные напитки, курить (10%) (см. рисунок 2.8.).

Рисунок 2.8. Деятельность подростков в компании друзей.

На вопрос « Как вы проводите свободное время?», 54% ответили, что гуляют во дворе, общаются с друзьями, 33%  посещают театры, кино, музеи, 13% смотрят телевизор, слушают музыку (см. рисунок 2.9.).

Рисунок 2.9. Деятельность в свободное время.

В каникулярное время, что считается более свободным, подростки предпочитают проводить его с друзьями (76%), с родителями (13%), в деревне у бабушки (23%) опрошенных испытуемых. На вопрос «Как Вы считаете, много ли бесплатных акций для подростков (концертов, праздников и т.д.) проводится в вашем городе?» 84% ответили «нет, за то, что действительно интересно, приходится платить», 54%  предлагают увеличить количество доступных секций по всем интересам современных подростков, 40% испытуемых предлагают больше организовывать развлекательных мероприятий, 6% считают, что изменять ничего не надо. И на вопрос «Довольны ли вы организацией своего досуга?» вся выборка испытуемых, т.е 100% ответили, что довольны организацией своего досуга.

Анализ результатов позволил сделать вывод, что:

      наиболее значимыми терминальными ценностями является:  любовь, активная деятельная жизнь; менее значимыми терминальными ценностями являются: красота природы и искусства; наиболее значимые инструментальные ценности: жизнерадостность, аккуратность; наименее значимые инструментальные ценности: исполнительность и непримиримость;

      у подростков достаточно свободного времени, они довольны организацией своего досуга, так как организовывают его сами в соответствии со своими возрастными особенностями и интересами. Им не интересно заниматься в кружках так как, за то,  что им интересно приходится дорого платить, оснащения помещения слишком старое и некачественное, поэтому они реализуют себя в компании друзей,  с которыми предпочитают общаться, ходить в кино, слушать музыку,  заниматься спортом, танцевать и петь.

Из результатов исследования видно, что большинство подростков (65%) не посещают кружки, секции, не ведут активный образ деятельности, хотя эта ценность для них является значимой (15%). Они находятся на пассивном уровне потребления досуговой деятельности, т.к. для них в этом возрасте важно общение со сверстниками их оценка, сверстники и их мнение являются авторитетными. А из-за того, что большинство мероприятий проводимых в городе и в школе не соответствуют их интересам и материальным возможностям, у них нет места для самореализации, поэтому они предпочитают организовывать досуговую деятельность сами.

Информация о работе Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности