Формирование ценностных ориентаций школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:25, реферат

Краткое описание

Объектом исследования являются особенности ценностных ориентаций современных подростков.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Подобрать и проанализировать специальную психологическую литературу, посвященную проблемам исследования ценностных ориентаций, особенностей подросткового возраста, структуры ценностей старшеклассников.
Подобрать репрезентативные методики исследования ценностных ориентаций у старшеклассников.
Провести исследование ценностных ориентаций подростков.
Провести сравнительный анализ полученных данных и выявить различия у испытуемых.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Основным новообразованием в старшем школьном возрасте является личностное и профессиональное самоопределение, но формируется не само самоопределение, а психологическая готовность к нему. Готовность к самоопределению предполагает формирование у старших школьников устойчивых сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, ответственности, умение анализировать собственный жизненный опыт и др.

В психологической готовности к самоопределению ведущую роль играет самосознание – осознание  своих качеств и оценка их, представление  о своем реальном и желаемом "Я", уровень притязаний старшеклассников, оценка себя и другого с точки зрения принадлежности к определенному полу и личностная рефлексия.

Социальная направленность личности – одна из важнейших психологических  характеристик зрелой личности – ее  ценностные ориентации, которые выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяют мотивацию поведения и оказывают существенное влияние на все стороны деятельности. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.

В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен для образования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения  учащихся, их отношения к окружающей действительности. Поэтому о личностной зрелости старшеклассников мы можем судить по тому, насколько содержательная сторона ценностных ориентаций будет соответствовать интересам общества.

Мотивация учения старшеклассников. В старшем школьном возрасте наибольшее значение в мотивации учения имеют мотивы самоутверждения и саморазвития. Это связано с высокой потребностью учащихся в самоуважении, с испытываемой ими неуверенностью в себе, стремлением утвердиться в глазах окружающих и своих собственных и приобрести определенные личностные качества, имеющие ценность для формирования личности в целом.

В старших классах  наиболее значимой становится ориентация на будущее и ведущим мотивом  становится мотив учения ради будущей  жизненной перспективы. Вместе с тем у многих школьников оказывается несформированной познавательная потребность как потребность в приобретении и усвоении новых знаний. А это ведет к тому, что учение воспринимается школьниками как неприятная обязанность, порождая отрицательные эмоции и устойчивую школьную тревожность.

Познавательная мотивация  и мотивация общения учащихся старших классов со взрослыми  в школе опосредованы складывающимися  у них планами на будущее. Общение  с одноклассниками как мотив  учения не имеет в старшем школьном возрасте большого значения, так как учащиеся этого возраста включены в широкий круг внешкольных интересов.

Важную роль в процессе самоопределения личности играет уровень притязаний. Он характеризует цели, намечаемые учащимися, с точки зрения трудности их достижения и тем самым выражает требования, которые юноши и девушки предъявляют себе. Притязания оказывают влияние на то, как корректируются цели при столкновении с реальностью, какую тактику избирает человек, если ему не удается сразу удовлетворить свои притязания, или, напротив, если цель, которую он поставил перед собой, оказалась слишком легкой и ее достижение не принесло ему удовлетворения. Очевидно, что умение гибко и реалистично корректировать цели очень важно для формирования психологической готовности к личностному самоопределению. В целом, старшеклассников характеризуют достаточно высокие, но вместе с тем дифференцированные в отношении различных сторон своей личности притязания, причем это относится к уровню как желаемого, так и ожидаемого успеха.

Постановка целей предполагает оценку человеком себя, своих возможностей, поэтому уровень притязаний часто рассматривается в связи с самооценкой. Необходимо проводить специальную воспитательную работу по формированию притязаний и самооценке старшеклассников. Проблема оптимизации притязаний, формирования умения правильно реагировать на успех и неудачу, прежде всего умение конструктивно относиться к собственному неуспеху, рассматривается в настоящее время как существенный момент профилактики и преодоления кризисов.

Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте определяется формированием личностной рефлексии. Личностная рефлексия понимается как исследование самим человеком своей аффективно-потребностной сферы, возникающей только в процессе общения, причем, в основном, в конфликтных ситуациях. Осуществляя личностную рефлексию, человек исследует себя как субъекта общения и получает о себе как о личности новое знание. Характерная черта личностной рефлексии – исследование человеком своего внутреннего мира и поведения в связи с переживаниями других людей, участников конфликта. В результате человек предстает перед собой в новом свете, поскольку соотнесение своих чувств и переживаний с чувствами и переживаниями другого человека позволяет ему увидеть конфликтную ситуацию и себя в ней как бы со стороны (децентрация), а это способствует более правильной оценке собственного поведения.

Для старшего школьника  гораздо более интересен свой внутренний мир, нежели внутренний мир  других людей. Это ведет к такому развитию самосознания, когда человек начинает относиться к себе как к уникальной личности, не понятой окружающими. Углубленный анализ своего "Я" без соотнесения его с потребностями и переживаниями других людей может приводить к серьезным проблемам в межличностном общении, вследствие чего эти проблемы начинают занимать в жизни старшеклассников существенное место.

Путь к определению  проблем в общении лежит через  дальнейшее развитие личностной рефлексии. В раннем юношеском возрасте личностная рефлексия, в основном, используется как способ разбирательства в происшедшем конфликте (т.е. возникает уже после конфликта), а не для его предотвращения. Осуществление рефлексии непосредственно в момент развития конфликтной ситуации возможно при сильно развитой децентрации. В связи с этим необходимо уделять особое внимание в старшем школьном возрасте развитию у учащихся стремления понять внутренний мир других людей и умения оценивать свои поступки глазами других людей.

При переходе от подросткового  к раннему юношескому возрасту резко  меняется внутренняя позиция, устремленность в будущее становится основной направленностью личности, в центре внимания интересов находится проблема выбора профессии. Для внутренней позиции старшего школьника характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и прежде всего профессиональное. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности.

Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального  самоопределения являются интересы, способности, ценностные ориентации, сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности (13).

 

1.3. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития. Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентаций. Изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия Человека с Миром. С точки зрения содержания, ценностные ориентации – общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно (11).

В ценностных ориентациях как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный. К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы. Интернациональный аспект ценностных ориентаций – это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ценностных ориентаций включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ценностных ориентаций характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается Человеку Миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.

Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ценностных ориентаций пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание «добра и зла», идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, подростки могут считать для себя самым важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми. Когда же они переходят в старшие классы, то эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастает c течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется, прежде всего, его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.) основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив (1).

Формирование ценностных ориентаций идет со стороны актуализации внешнего отношения, взаимодействия Человека с Миром. В процессе формирования и развития человека мир, культура и конкретные ситуации актуализируют разные виды значимых отношении в очень многообразных комбинациях. Но, конечно, есть и общие моменты: так культура (миф, ритуал обряды и т.п.), прежде всего, актуализируют ценностные отношения. Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста. О том, что именно в этот период, а не в более раннем возрасте, формируются ценностные ориентации свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличие главного условия их формирования – достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения. Именно в этом возрасте отношения с товарищами, сверстниками и благополучие этих отношений представляет для детей большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигают на второй план учение, уменьшают привлекательность общения с родными. Это общение является практикой по овладению способами социального взаимодействия в коллективе и способствует проявлению у подростков высокой нравственной активности, направленной на осознание целого ряда моральных качеств и на усвоение норм морали. Эта активность проявляется в избирательном общении подростков и в выборе социально значимых образцов для подражания. Отчетливо выступает факт ориентации подростков на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности. Почти каждый подросток выделяет в сверстнике качество хорошего товарища и хочет походить на него в этом плане. Наряду с этим подростков привлекают качества мужественности, представленные комплексом морально-волевых черт. Качества, в которых проявляется отношение к учению, труду, общественной работе, наиболее значимые для младших школьников, у подростков сначала теряют свою ценность, но затем вновь возрастает равнение на деловые качества, что свидетельствует о возрастающем осознании важности учебной деятельности. Важно отметить, что на протяжении подросткового возраста повышается внимание к качествам, в которых выражается отношение личности к себе (8).

С одной стороны старшеклассник весь устремлен на себя, на свою личность, озабочен тем, как ему повести  себя, чтобы его личные потребности  и устремления получили наибольшее удовлетворение, с другой - именно в  ранней юности даже те ребята, которые в подростковом возрасте были весьма эгоистичны, испытывают потребность в обособлении, которая присуща юношескому возрасту, находит свое конкретное выражение как в общении, в составе более или менее широких общностей, так и в уединении. В уединении юноши проигрывают те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представляют себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Это, в частности, происходит в мечтах, отсюда ясно, почему многие исследователи такое большое значение придают юношеской мечте. "Юношеская мечта - важнейший механизм формирования ценностных ориентации личности. Она создает многочисленные "проективные ситуации", в которых человек вырабатывает свое отношение к самым различным фактам и явлениям. Лишь на этой основе происходит дифференциация внешних объектов, т. е. возникает призвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке (а не к образу женственности вообще), складывается определенный стиль жизни и поведения". Подобная склонность важна для развития личности. Мечты позволяют юноше предотвратить многие поступки, которые привели бы к нежелательным последствиям для него в обществе. Необходимо отметить, что потребность в уединении ни в коем случае не есть противопоставление социальности и коллективизму (12).

 Сказанное ранее позволяет сделать следующий вывод. Молодежь как социальная группа, выполняет определенную функцию в социальном развитии своего поколения. Все нормы и ценности черпаются молодежью из культур взрослого общества. В целом общество сверстников обучает юношей практике нравственных норм взрослых. Усвоение ценностных ориентаций помогает школьнику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое я. Для одних все предложенные ценности представляются одинаково значимыми, для других имеют разную степень важности, что позволяет им дифференцировать ценности, то есть выделять из них те, которые выступают для учащихся как главные или второстепенные цели жизни. Это дает основание говорить о том, что одни учащиеся имеют дифференцированную структуру ценностей (61%). Для остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентаций.

Согласно исследованиям  К. Олпорта и М. Рокича, необходимое условие формирования ценностных ориентаций – именно умение дифференцировать объекты. Однако при анализе данных выявилось, что даже у учащихся, умеющих дифференцировать ценности, эта способность выражена в разной степени: есть учащиеся со слабой дифференциацией, и учащиеся с высокой дифференциацией ценностей, которые принимают весь спектр оценок. Таким образом, по степени сформированности дифференциации все испытуемые разделяются на три основные группы:

Информация о работе Формирование ценностных ориентаций школьников