Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:25, реферат
Объектом исследования являются особенности ценностных ориентаций современных подростков.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Подобрать и проанализировать специальную психологическую литературу, посвященную проблемам исследования ценностных ориентаций, особенностей подросткового возраста, структуры ценностей старшеклассников.
Подобрать репрезентативные методики исследования ценностных ориентаций у старшеклассников.
Провести исследование ценностных ориентаций подростков.
Провести сравнительный анализ полученных данных и выявить различия у испытуемых.
Рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей старшей школы установлены разные структуры ценностных ориентаций. У девушек, например, в отличие от юношей ценности "интересная работа" и "любовь" доминирующие. Далее у них определена "счастливая семейная жизнь", "здоровье", "друзья". У юношей же наблюдается преимущественная ориентация на "хороших и верных друзей", затем "здоровье" и "активная деятельная жизнь". А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний. Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Он выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:
Таким образом, рассматривая
в целом особенности
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было проведено исследование ценностных ориентаций старшеклассников. Исследование проходило в несколько этапов:
В исследовании приняли участие 78 человек: 36 девушек и 42 юноши. Для осуществления исследования ценностных ориентаций у учащихся старших классов были использованы методы:
2.2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Методика предназначена для выявления психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения. С помощью данной методики можно выявить доминирующие экзистенциональные ценности в зависимости от уровня и аспекта регуляции, степень сформированности ценностных ориентаций как психологического механизма.
Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций у учащихся 10-го математического и 10-го филологического классов лиц женского пола, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек 10-го математического и 10-го филологического классов | |||||
Реальность |
Мечты |
Необходимость | |||
10 мат. |
10 фил. |
10 мат. |
10 фил. |
10 мат. |
10 фил. |
1. Любимый человек |
1. Любимый человек |
1. Хорошее взаимопонимание с друзьями |
1. Верный, надежный, преданный друг |
1. Любимая и интересная работа |
1. Верный, надежный, преданный друг |
2. Верный, надежный, преданный друг |
2. Хорошее взаимопонимание с друзьями |
2. Верный, надежный, преданный друг |
2. Сделать из себя настоящего человека |
2. Сделать из себя настоящего человека |
2. Хорошее взаимоотношение с друзьями |
3. Сделать из себя настоящего человека |
3. Авторитет и уважение товарищей |
3. Любимый человек |
3. Любимая и интересная работа |
3. Целеустремленный, волевой человек |
3. Любимый человек |
Для исследования были использованы три параметра, с учетом которых необходимо было оценить высказывания, мы условно назвали их
1) реальность, 2) мечты, 3) необходимость для будущей жизни.
В реальности девушки как математического, так и филологического классов на первое и второе место ставят ценности «Любимый человек» и «Верный, надежный друг, хорошее с ним взаимопонимание» соответственно. На третьем месте мы видим разные ценности. Девушки 10-го математического выбирают ценность «Сделать из себя настоящего человека», а из 10-го филологического - «Авторитет и уважение товарищей».
Таким образом, мы еще раз убедились, что в возрасте 15-17 лет наибольшее значение имеют любимые люди и друзья. Эти ценности являются главными в настоящее время.
Во второй графе, названной «мечты» на первое место учащиеся обоих классов ставят ценность «Верный, надежный, преданный друг, хорошее взаимоотношение с ним». Подростки в мечтах представляют с друзьями, на первый план выходят хорошие взаимоотношения с ними. На втором месте мы наблюдаем различие в выбранных ценностях: у математического класса это по-прежнему «Верный, надежный, преданный друг», а у филологического класса ценность «Сделать из себя настоящего человека». Третье место у девушек математического класса занимает ценность «Любимый человек», а у девушек филологического класса – «Любимая и интересная работа». Следовательно, девушки филологического класса чаще задумываются о работе, профессии, которой они будут заниматься в будущей жизни.
И, наконец, третья графа
«Необходимо для будущей жизни»
Можно сделать вывод, что девушки 10-го математического класса ведущими выделяют ценности социальной успешности индивидуальной самореализации. А у девушек 10-го филологического ведущими являются ценности социального взаимодействия и ценности личностного счастья.
Следующим этапом нашего исследования было изучение ценностных ориентаций учащихся мужского пола. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей | |||
Реальность |
Мечты |
Необходимость | |
1 |
Сделать из себя настоящего человека |
Любимая и интересная работа |
Любимая и интересная работа |
2 |
Верный, надежный и преданный друг |
Верный, надежный и преданный друг |
Дело, которое будет самым важным в жизни |
3 |
Любимая и интересная работа |
Сделать из себя настоящего человека |
Иметь средства для развлечения |
В реальности юноши на первое место ставят ценности «Сделать из себя настоящего человека»; на втором месте – «Верный, надежный и преданный друг», на третьем – «Любимая и интересная работа». Уже в реальности юноши задумываются о своей будущей работе
В графе мечты на первое место поднимается – «Любимая и интересная работа», которая в реальности была на последнем месте. На втором месте по-прежнему остается ценность «Верный, надежный и преданный друг». И на последнее место ставится ценность «Сделать из себя настоящего человека», которая располагалась в реальности на первом.
И, наконец, в графе
«Необходимо для будущей жизни»
А теперь проведем сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек. Для того, чтобы иметь возможность провести сравнительный анализ ценностей выбранных ребятами, результаты исследования юношей и девушек были систематизированы. Результаты представлены в сравнительной таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек | |||
Реальность |
Мечты |
Необходимость | |
Мальчики |
Мальчики |
Мальчики | |
1 |
Сделать из себя настоящего человека |
Любимая и интересная работа |
Любимая и интересная работа |
2 |
Верный, надежный и преданный друг |
Верный, надежный и преданный друг |
Дело, которое будет самым важным в жизни |
3 |
Любимая и интересная работа |
Сделать из себя настоящего человека |
Иметь средства для развлечения |
Девочки |
Девочки |
Девочки | |
1 |
Любимый человек |
Верный, надежный и преданный друг |
Верный, надежный и преданный друг |
2 |
Авторитет и уважение товарищей |
Любимый человек |
Любимая и интересная работа |
3 |
Сделать из себя настоящего человека |
Сделать из себя настоящего человека |
Авторитет и уважение товарищей |
Информация о работе Формирование ценностных ориентаций школьников