Формирование ценностных ориентаций школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:25, реферат

Краткое описание

Объектом исследования являются особенности ценностных ориентаций современных подростков.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Подобрать и проанализировать специальную психологическую литературу, посвященную проблемам исследования ценностных ориентаций, особенностей подросткового возраста, структуры ценностей старшеклассников.
Подобрать репрезентативные методики исследования ценностных ориентаций у старшеклассников.
Провести исследование ценностных ориентаций подростков.
Провести сравнительный анализ полученных данных и выявить различия у испытуемых.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)
  1. учащиеся, имеющие в достаточной степени дифференцированную структуру ценностных ориентаций;
  2. учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;
  3. учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась.

Рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей старшей школы установлены разные структуры ценностных ориентаций. У девушек, например, в отличие от юношей ценности "интересная работа" и "любовь" доминирующие. Далее у них определена "счастливая семейная жизнь", "здоровье", "друзья". У юношей же наблюдается преимущественная ориентация на "хороших и верных друзей", затем "здоровье" и "активная деятельная жизнь". А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний. Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Он выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:

  1. Группа учащихся, у которых с точки зрения принятых в нашем исследовании критериев, определяющих различную степень сформированности ценностных ориентаций, этот элемент личности еще не сформировался. Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у учащихся этой группы отсутствуют ценностные ориентации.
  2. Учащихся второй группы характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей. Таких старшеклассников 10%.
  3. Учащихся третьей группы характеризует, по Ядову В.А., доминирование ценностей "гедонистического" характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями. Их всего 14% .
  4. У учащихся четвертой группы имеются устойчивые сбалансированные ориентации, прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимость профессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности. Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции. Их 17%.
  5. У учащихся пятой группы ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание их ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать этих учащихся как "рационалистов с неудовлетворенными запросами".

Таким образом, рассматривая в целом особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников по результатам исследований, можно сказать, что этот необходимый и важный элемент личностной структуры полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% учащихся ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказались несформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения учащихся. Но для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций учащихся, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится (6).

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Нами было проведено  исследование ценностных ориентаций старшеклассников. Исследование проходило в несколько этапов:

 

    1. Теоретическое исследование.
    2. Исследование ценностных ориентаций у учащихся 10-х филологического и математического классов – лица женского пола.
    3. Исследование ценностных ориентаций у учащихся мужского пола.

В исследовании приняли участие 78 человек: 36 девушек и 42 юноши. Для осуществления исследования ценностных ориентаций у учащихся старших классов были использованы методы:

  1. Метод наблюдения.
  2. Метод соц. опроса «Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения»

 

2.2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Методика предназначена  для выявления психологических  особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения. С помощью данной методики можно выявить доминирующие экзистенциональные ценности в зависимости от уровня и аспекта регуляции, степень сформированности ценностных ориентаций как психологического механизма.

Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций у учащихся 10-го математического и 10-го филологического классов лиц женского пола, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек 10-го математического и 10-го филологического  классов

Реальность
Мечты
Необходимость

10 мат.

10 фил.

10 мат.

10 фил.

10 мат.

10 фил.

1. Любимый человек

1. Любимый человек

1.

Хорошее взаимопонимание с друзьями

1.

Верный, надежный, преданный друг

1.

Любимая и интересная работа

1.

Верный, надежный, преданный друг

2.

Верный, надежный, преданный друг

2.

Хорошее взаимопонимание с друзьями

2.

Верный, надежный, преданный друг

2.

Сделать из себя настоящего человека

2.

Сделать из себя настоящего человека

2.

Хорошее взаимоотношение с друзьями

3.

Сделать из себя настоящего человека

3. Авторитет и уважение товарищей

3. Любимый человек

3.

Любимая и интересная работа

3. Целеустремленный, волевой человек

3.

Любимый человек


 

Для исследования были использованы три параметра, с учетом которых необходимо было оценить высказывания, мы условно назвали их

1) реальность, 2) мечты, 3) необходимость для будущей жизни.

В реальности девушки  как математического, так и филологического классов на первое и второе место ставят ценности «Любимый человек» и «Верный, надежный друг, хорошее с ним взаимопонимание» соответственно. На третьем месте мы видим разные ценности. Девушки 10-го математического выбирают ценность «Сделать из себя настоящего человека», а из 10-го филологического - «Авторитет и уважение товарищей».

Таким образом, мы еще  раз убедились, что в возрасте 15-17 лет наибольшее значение имеют любимые люди и друзья. Эти ценности являются главными в настоящее время.

Во второй графе, названной  «мечты» на первое место учащиеся обоих классов ставят ценность «Верный, надежный, преданный друг, хорошее взаимоотношение с ним». Подростки в мечтах представляют с друзьями, на первый план выходят хорошие взаимоотношения с ними. На втором месте мы наблюдаем различие в выбранных ценностях: у математического класса это по-прежнему «Верный, надежный, преданный друг», а у филологического класса ценность «Сделать из себя настоящего человека». Третье место у девушек математического класса занимает ценность «Любимый человек», а у девушек филологического класса – «Любимая и интересная работа». Следовательно, девушки филологического класса чаще задумываются о работе, профессии, которой они будут заниматься в будущей жизни.

И, наконец, третья графа  «Необходимо для будущей жизни». Здесь картина изменится коренным образом. Девушки 10-го математического на первое место ставят «Любимая и интересная работа», тогда как девушки 10-го филологического ведущей ценностью определяют «Верный, надежный, преданный друг». На втором месте у филологического класса – ценность «Сделать из себя настоящего человека». Математический класс на второе место поставил «Хорошие взаимоотношения с друзьями». И, наконец, на третьем месте ценность «Целеустремленный, волевой человек» - у 10-го математического класса, и «Любимый человек» у 10-го филологического класса.

Можно сделать вывод, что девушки 10-го математического класса ведущими выделяют ценности социальной успешности  индивидуальной самореализации. А у девушек 10-го филологического ведущими являются ценности социального взаимодействия и ценности личностного счастья.

Следующим этапом нашего исследования было изучение ценностных ориентаций учащихся мужского пола. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования, которые представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей

Реальность
Мечты
Необходимость

1

Сделать из себя настоящего человека

Любимая и интересная работа

Любимая и интересная работа

2

Верный, надежный и преданный  друг

Верный, надежный и преданный  друг

Дело, которое будет  самым важным в жизни

3

Любимая и интересная работа

Сделать из себя настоящего человека

Иметь средства для развлечения


 

В реальности юноши на первое место ставят ценности «Сделать из себя настоящего человека»; на втором месте – «Верный, надежный и преданный друг», на третьем – «Любимая и интересная работа». Уже в реальности юноши задумываются о своей будущей работе

В графе мечты на первое место поднимается – «Любимая и интересная работа», которая в реальности была на последнем месте. На втором месте по-прежнему остается ценность  «Верный, надежный и преданный друг». И на последнее место ставится ценность «Сделать из себя настоящего человека», которая располагалась в реальности на первом.

И, наконец, в графе  «Необходимо для будущей жизни», на первом месте - «Любимая и интересная работа», на втором месте «Дело, которое будет самым важным в жизни», на третье место юноши определяют ценность, которая раньше не была ими выделена: «Иметь средства для развлечения».

А теперь проведем сравнительный  анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек. Для того, чтобы иметь возможность провести сравнительный анализ ценностей выбранных ребятами, результаты исследования юношей и девушек были систематизированы. Результаты представлены в сравнительной таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек

Реальность
Мечты
Необходимость

Мальчики

Мальчики

Мальчики

1

Сделать из себя настоящего человека

Любимая и интересная работа

Любимая и интересная работа

2

Верный, надежный и преданный  друг

Верный, надежный и преданный  друг

Дело, которое будет  самым важным в жизни

3

Любимая и интересная работа

Сделать из себя настоящего человека

Иметь средства для развлечения

 
           Девочки

Девочки

Девочки

1

Любимый человек

Верный, надежный и преданный  друг

Верный, надежный и преданный  друг

2

Авторитет и уважение товарищей

Любимый человек

Любимая и интересная работа

3

Сделать из себя настоящего человека

Сделать из себя настоящего человека

Авторитет и уважение товарищей

Информация о работе Формирование ценностных ориентаций школьников