Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:26, реферат
Цель работы: Целенаправленное формирование и развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Задачи:
1.Закреплять знания основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвета реальных предметов.
2Учить детей отличать основные оттенки цвета, насыщенность, светлоту, контрастность цветов.
3Учить правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов.
Введение…………………………………………………………………… …3
1.1Ознакомление детей с цветом, как компонент сенсорного
развития…………………………………………………………………………6
1. 2.Знакомство детей с цветом в дошкольном возросте…………………..9
1. 3. Особенности формирования цветовосприятия у детей с нарушением зрения……………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………........16
Литература……………………………………………………………………….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1Ознакомление детей с цветом, как компонент сенсорного
развития…………………………………………………………
1. 2.Знакомство детей с цветом в дошкольном возросте…………………..9
1. 3. Особенности формирования цветовосприятия
у детей с нарушением зрения………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Одна из первых
характеристик окружающего
Вопросом развития цветового
восприятия детей занимались многие российские
и зарубежные педагоги и психологи. Мелик-Пашаев
А.А. и Пантелеева Л.В. изучали формирования
чувства цвета. Зарубежный исследователь
Э.Эйснер и Оствальд Манселл занимался
вопросом формирования цветоведения.
Процесс развития детского восприятия
в дошкольном возрасте был детально исследован
и описан Л.А.Венгером.
В исследованиях современных педагогов-практиков
цвет активно используется для диагностики
уровня развития эстетических чувств,
представлений, отношений, а также для
выявления сформированности социальных
умений и навыков дошкольников.
В основе способностей, связанных с восприятием
цвета, лежат перцептивные действия. Их
качество зависит от усвоения ребенком
специальных систем перцептивных эталонов.
При восприятии цвета таким эталоном является
спектральная гамма. В дошкольном возрасте
ребенок проходит разные этапы овладения
сенсорными эталонами. К семи годам он
усваивает обобщенные, абстрактные эталоны
цвета и фиксирует их словом, Японские
педагоги особое место в работе отводят
воспитанию у детей цветового восприятия.
Японские малыши различают до ста цветов
и оттенков. Как достигают педагоги таких
высот? Наблюдениями за
окружающей жизнью, разнообразными упражнениями, различными манипуляциями с цветной бумагой. На современном этапе развития педагогики российские и зарубежные педагоги и психологи в разных аспектах рассматривали проблему цветового восприятия и приходили к единому решению, что эта работа необходима, и ее следует начинать с раннего возраста
.В своей многовековой
У детей с нарушением зрения зрительное
восприятие протекает в условиях обедненной
зрительной среды, они испытывают серьезные
трудности в определении цвета и цветового
тона, яркости, контрастности, а также
формы, величины и пространственного расположения
предметов. Детям сложно различить нескольких
объектов, одновременно опознать их. Недостатки
зрительного восприятия отрицательно
влияют на развитие мыслительных операций
(анализ, синтез, сравнение, обобщение
и т.д.) у детей , что значительно затрудняет
познавательную деятельность.
Актуальность темы: Цвет является важным информационным признаком предметов и явлений, воспринимается лишь с помощью зрительного анализатора (в отличии от формы и величины ,которые можно выделить практическим путём, методом зрительно-осязательного обследования).Следовательно, у детей с нарушениями зрения происходит
затрудненность выделения, узнавания и называния цветов и оттенков. Поэтому необходимо проведение специальных занятий, направленных на
коррекцию нарушений восприятия такого основного свойства предметов и изображений ,как цвет.
Цель работы: Целенаправленное формирование и развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Задачи:
1.Закреплять знания основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвета реальных предметов.
2Учить детей отличать основные оттенки цвета, насыщенность, светлоту, контрастность цветов.
3Учить правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов.
1.1Ознакомление с цветом как компонент сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вен-гер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Ознакомление с цветом – является одним из составляющих сенсорного воспитания в д/с. Цвет наряду с формой и величиной имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Человек воспринимает окружающий мир в цвете и в своей жизни широко использует весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет фиксируется визуально и длительное время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. Человек воспринимает информацию о цвете на основе своего опыта, культуры и образования в условиях жизни общности людей отдельной страны или региона. Цвет - мощное средство эмоционального воздействия на человека. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Гёте называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции», правильно считая, что свет - цвет - эмоция являются звеньями одной цепи. Так чёрный цвет ассоциируется с тяжестью, белый и голубой - с чем то лёгким, праздничным освещённая лампой под красным абажуром комната кажется более тёплой, но если сменить его на синий, то люди будут ёжиться, словно вдруг повеет прохладой. И это свидетельствует о том, что мозг каждого из нас не только «создатель» цвета, но и его подчинённый. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании изображений, предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
Сенсорными эталонами в
1.2. Знакомство детей с цветом в дошкольном возрасте.
Как
уже было замечено, из всех
органов чувств, главнейшее значение
для человека имеет зрение. Оно
первым начинает активно
Знакомство детей с цветом начинается с первых недель их жизни. Научные сведения говорят о том, что маленькие дети уже в двенадцати дневном возрасте способны различать цветовые оттенки. В течении первых лет жизни ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира, в том числе и о цветах, оттенках предметов. Дети производят действия с предметами окрашенными в разные цвета,в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет учитывать его при выполнении заданий, начинают понимать, что цвет является признаком определенных предметов по которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов, в подборе предметов одинакового цвета. В изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов мозаики или цветовых пятен. Дети выполняют действия с предметами восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого, черного. Голубой цвет не используется, т.к. дети в этом возрасте с трудом отличают этот цвет от синего. Дети учиться понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». От детей не требуется запоминание и самостоятельное употребление названий отдельных цветов. То есть первым этапом ознакомления детей с цветом является формирования у них представления о цветах.
Следующим за ним этапе начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный. Во второй младшей
группе дети (3-4 лет) учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся так же с сочетания
цветов-с тем,
что цвета могут «подходить»
или «не подходить» к друг другу.
Для этого проводиться
В средней группе дети продолжают знакомятся с цветами спектра, их оттенков по светлоте, используют полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязи, узнают о возможности получения некоторых цветов путем смешивания других, выделяют голубой цвет.
Игры, используемые в средней группе, по формированию цветовосприятия : «Радуга», «Чайный сервиз», «Окраска воды». «Цветной Волчек», «Морские волны», «Подбери себе товарищей», «Какого цвета не стало?», «Одень кукол красиво» и д. р.
В старших
группах продолжается усвоение
детьми оттенков цвета по
Таким образом , в дошкольном возрасте благодаря использованию различных дидактических игр и упражнений происходит усвоение сенсорных эталонов цвета: хроматические, ахромотические цвета: расположение хроматических цветов в спектре, деление их на холодные и
теплые тона, определение светлоты и насыщенности хроматических цветов и оттенков.
1.4. Особенности цветовосприятия у детей с нарушением зрения.
Человек воспринимает окружающий мир в цвете и в своей жизни широко использует весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет фиксируется визуально и длительное время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании изображений, предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.
По данным исследований у 70 - 80% дошкольников с нарушением зрения как у слабовидящих, так и у детей с косоглазием и амблиопией нарушено восприятие цвета. Нарушение цветоразличения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализаций и течения. Грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что уменьшает активность и избирательное восприятие. Такое фундаментальное свойство восприятия как предметность полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира. Нарушение цветовосприятия приводит к схематизму зрительных образов. В ходе коррекционных занятий управление процессами восприятия, формирующее навыки наглядно-действенногог обследования объектов и наблюдательность, может способствовать определенной компенсации нарушений свойства восприятия предметности.
Информация о работе Формирования цветовосприятия у детей с нарушением зрения