Формирования цветовосприятия у детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:26, реферат

Краткое описание

Цель работы: Целенаправленное формирование и развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Задачи:
1.Закреплять знания основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвета реальных предметов.
2Учить детей отличать основные оттенки цвета, насыщенность, светлоту, контрастность цветов.
3Учить правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… …3
1.1Ознакомление детей с цветом, как компонент сенсорного
развития…………………………………………………………………………6
1. 2.Знакомство детей с цветом в дошкольном возросте…………………..9
1. 3. Особенности формирования цветовосприятия у детей с нарушением зрения……………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………........16
Литература……………………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 При нормальном зрении в сознании индивида формируется целостный образ объекта. Это свойство восприятия связано с механизмами памяти (поэтапное или симультанное - одномоментное сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа и синтеза). Обедненное отражение цвета нарушает целостность восприятия, обусловливая неполное и неточное отображение в сознании внешнего мира. В ходе коррекционных занятий компенсация нарушений целостности восприятия осуществляется на основе развития ориентировочно-исследовательской деятельности детей в зрительной среде, максимального вовлечения в процесс восприятия: мнемических и мыслительных механизмов. Неумение интерпретировать увиденное, вследствие недостаточного предыдущего опыта, нарушает осмысленность восприятия, что в свою очередь ухудшает запоминание зрительного материала. Дошкольники со зрительной патологией в сравнении с нормально видящими сверстниками хуже знают предметы окружающего мира, имеющие постоянный признак цвета, не ориентируются на этот признак при узнавании предмета. У детей с нарушением зрения снижается способность узнавать цвет объектов в зависимости от изменения условий освещенности, расстояния от его глаз, что приводит к сужению зоны константного восприятия. Дети испытывают затруднения в узнавании, выделении в окружающей среде (с увеличением расстояния до предмета) объекта заданного цвета; локализации заданного цвета, оттенка на обратном контрасте; при уменьшении размера локализуемых объектов; увеличении множества, из которого производится выбор. Невозможность вычленить в объекте и его изображении важных информативных признаков цвета и контрастности, фиксация внимания на случайных элементах, которые ребенок может различить, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия. 

 При нормальном  зрении восприятие тесно связано с языком и речью в зрительном образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты. Зрительная депривация дошкольников затрудняет процесс восприятия окружающего мира, представления о предметах у детей неполны, фрагментарны, отличаются от представлений зрячих сверстников сниженной степенью обобщенности. Все это приводит к обедненности словаря, отражающего чувственный мир, развития словесной речи может создать систему вербальных образов, которые будут слабо связаны с сенсорными данными. В исследованиях И.В. Новичковой (1998 год) было показано, что трудности соотнесения  признака предмета со словом у детей с косоглазием и амблиопией дошкольного возраста обусловлены недостаточностью их знаний о признаках реальных объектов и явлений, обедненностью словарного запаса. Уровень выделения общих признаков предметов и овладение обобщающими словами у детей с нарушением зрения в сравнении с нормой значительно снижен.  Процесс овладения обобщающими словами ограничен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам, а у большей части детей с косоглазием и амблиопией не сформирован. Дети мало используют, или вообще не используют в речи такие понятия как «цвет», «оттенок», словосочетания: «.цвет предмета», «предметы по цвету различаются (сходны)», «темный (светлый) оттенок цвета». Крайне необходимы систематические и длительные коррекционные занятия для преодоления разрыва между зрительным образом и словом, а также вербализма представлений у детей с зрительной патологией.    

 На основании выше изложенного  очевидно, что развитие цветовосприятия  предполагает также формирование  и совершенствование всех компонентов  других психических функций, которые  неразрывно связаны с его динамическим процессом. Различные проявления в нарушении цветового зрения у слабовидящих и у дошкольников с косоглазием и амблиопией предполагают учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создании условий, компенсирующих недостатки цветовоспрития.    

 Все изложенное свидетельствует о необходимости системной коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие цветового восприятия как основы восстановления зрительных функций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Формирование цветовосприятия является одним из компонентов сенсорного развития дошкольников, которое в свою очередь необходимо для  их умственного развития. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большее количество информативных признаков.

 У детей с нарушением  зрения восприятие цвета осложнено,  т.к. цвет может восприниматься  лишь благодаря зрительному анализатору.  В следствии этого нарушение  цветовосприятия приводит к схематизму зрительных образов, снижению эмоционального воздействия цвета, ослаблению интересов к окружающей среде. Таким образом необходимо проведение коррекционной работы направленной на формирование представлении детей о цвете. Данная работа раскрывает особенности восприятия детьми с нарушением зрения цвета и предлагает возможные методы и приёмы направленные на усвоение знаний о цвете (различение  и название цветов, соотнесение сенсорных эталонов цвета с цветом реальных предметов, определение основных оттенков , насыщенности , светлоты цвета).Проводимые диагностические исследования показали эффективность используемых методов и приемов работы по формированию цветовосприятия у детей с различными нарушениями зрения.  Систематическая коррекционная педагогическая работа направленная на развитие цветового восприятия является одной из основ восстановления зрительных функций.   

 Результаты проведенной  работы позволили выделить наиболее  действенные методы и приемы, обеспечивающие эффективное развитие  цветового восприятия у детей дошкольного возраста:

  • наблюдения окружающего мира;
  • рассматривание иллюстрированого материала;
  • обследование предметов;
  • обращение к опыту детей;
  • поисковые вопросы;
  • экспериментальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • художественная литература,    
  • В рамках исследования разработаны перспективные планы работы с указанием помесячного перечня мероприятий с детьми Составлена картотека дидактических игр, разработаны конспекты коррекционных занятий по цветоведению, сделана подборка литературного материала. Для педагогов и родителей оформлены консультации . 
       

 

    Таким  образом, развитие восприятия  цвета у дошкольников происходит  на коррекционных занятиях при  целенаправленной подаче детям  знаний о цвете, использовании  словесных, наглядных, практических методов и обязательном закреплении полученных знаний в повседневной жизни, с использованием дидактических игр, при систематичной и планомерной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

 

1.Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. — Новосибирск: Наука СО, 1991

2.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.-Ярославль: «Академия развития»,1997

3. Григорьева Л.П.. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М.: 1999

4.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание дитей с нарушением зрения.- М.; «Просвещение»,1990

5. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // «Дефектология.» 2001. —1 2.

 


Информация о работе Формирования цветовосприятия у детей с нарушением зрения