При нормальном зрении в сознании
индивида формируется целостный образ
объекта. Это свойство восприятия связано
с механизмами памяти (поэтапное или симультанное
- одномоментное сличение образа с эталоном)
и мышления (операции анализа и синтеза).
Обедненное отражение цвета нарушает
целостность восприятия, обусловливая
неполное и неточное отображение в сознании
внешнего мира. В ходе коррекционных занятий
компенсация нарушений целостности восприятия
осуществляется на основе развития ориентировочно-исследовательской
деятельности детей в зрительной среде,
максимального вовлечения в процесс восприятия:
мнемических и мыслительных механизмов.
Неумение интерпретировать увиденное,
вследствие недостаточного предыдущего
опыта, нарушает осмысленность восприятия,
что в свою очередь ухудшает запоминание
зрительного материала. Дошкольники со
зрительной патологией в сравнении с нормально
видящими сверстниками хуже знают предметы
окружающего мира, имеющие постоянный
признак цвета, не ориентируются на этот
признак при узнавании предмета. У детей
с нарушением зрения снижается способность
узнавать цвет объектов в зависимости
от изменения условий освещенности, расстояния
от его глаз, что приводит к сужению зоны
константного восприятия. Дети испытывают
затруднения в узнавании, выделении в
окружающей среде (с увеличением расстояния
до предмета) объекта заданного цвета;
локализации заданного цвета, оттенка
на обратном контрасте; при уменьшении
размера локализуемых объектов; увеличении
множества, из которого производится выбор.
Невозможность вычленить в объекте и его
изображении важных информативных признаков
цвета и контрастности, фиксация внимания
на случайных элементах, которые ребенок
может различить, приводит к снижению
уровня обобщенности восприятия.
При нормальном
зрении восприятие тесно связано с языком и речью в зрительном образе
гармонично сочетаются чувственные и
семантические компоненты. Зрительная
депривация дошкольников затрудняет процесс
восприятия окружающего мира, представления
о предметах у детей неполны, фрагментарны,
отличаются от представлений зрячих сверстников
сниженной степенью обобщенности. Все
это приводит к обедненности словаря,
отражающего чувственный мир, развития
словесной речи может создать систему
вербальных образов, которые будут слабо
связаны с сенсорными данными. В исследованиях
И.В. Новичковой (1998 год) было показано,
что трудности соотнесения признака предмета
со словом у детей с косоглазием и амблиопией
дошкольного возраста обусловлены недостаточностью
их знаний о признаках реальных объектов
и явлений, обедненностью словарного запаса.
Уровень выделения общих признаков предметов
и овладение обобщающими словами у детей
с нарушением зрения в сравнении с нормой
значительно снижен. Процесс овладения
обобщающими словами ограничен, что затрудняет
формирование предметно-практических
действий сравнения, классификации и сериации
предметов по общим или отдельным признакам,
а у большей части детей с косоглазием
и амблиопией не сформирован. Дети мало
используют, или вообще не используют
в речи такие понятия как «цвет», «оттенок»,
словосочетания: «.цвет предмета», «предметы
по цвету различаются (сходны)», «темный
(светлый) оттенок цвета». Крайне необходимы
систематические и длительные коррекционные
занятия для преодоления разрыва между
зрительным образом и словом, а также вербализма
представлений у детей с зрительной патологией.
На основании выше изложенного
очевидно, что развитие цветовосприятия
предполагает также формирование
и совершенствование всех компонентов
других психических функций, которые
неразрывно связаны с его динамическим
процессом. Различные проявления в нарушении
цветового зрения у слабовидящих и у дошкольников
с косоглазием и амблиопией предполагают
учет индивидуальных особенностей детей
в восприятии цвета и создании условий,
компенсирующих недостатки цветовоспрития.
Все изложенное свидетельствует о необходимости
системной коррекционно-педагогической
работы, направленной на развитие цветового
восприятия как основы восстановления
зрительных функций
Заключение.
Формирование цветовосприятия является одним из компонентов
сенсорного развития дошкольников, которое
в свою очередь необходимо для их умственного
развития. Наличие цветового зрения играет
большую роль в опознании предметов и
изображений, позволяет лучше различать
детали объектов и воспринимать большее
количество информативных признаков.
У детей с нарушением
зрения восприятие цвета осложнено,
т.к. цвет может восприниматься
лишь благодаря зрительному анализатору.
В следствии этого нарушение
цветовосприятия приводит к схематизму зрительных образов, снижению эмоционального
воздействия цвета, ослаблению интересов
к окружающей среде. Таким образом необходимо
проведение коррекционной работы направленной
на формирование представлении детей
о цвете. Данная работа раскрывает особенности
восприятия детьми с нарушением зрения
цвета и предлагает возможные методы и
приёмы направленные на усвоение знаний
о цвете (различение и название цветов,
соотнесение сенсорных эталонов цвета
с цветом реальных предметов, определение
основных оттенков , насыщенности , светлоты
цвета).Проводимые диагностические исследования
показали эффективность используемых
методов и приемов работы по формированию
цветовосприятия у детей с различными
нарушениями зрения. Систематическая
коррекционная педагогическая работа
направленная на развитие цветового восприятия
является одной из основ восстановления
зрительных функций.
Результаты проведенной
работы позволили выделить наиболее
действенные методы и приемы,
обеспечивающие эффективное развитие
цветового восприятия у детей дошкольного возраста:
- наблюдения окружающего мира;
- рассматривание иллюстрированого материала;
- обследование предметов;
- обращение к опыту детей;
- поисковые вопросы;
- экспериментальная деятельность;
- дидактические игры;
- художественная литература,
- В рамках исследования разработаны перспективные планы работы с указанием помесячного перечня мероприятий с детьми Составлена картотека дидактических игр, разработаны конспекты коррекционных занятий по цветоведению, сделана подборка литературного материала. Для педагогов и родителей оформлены консультации .
Таким
образом, развитие восприятия
цвета у дошкольников происходит
на коррекционных занятиях при
целенаправленной подаче детям
знаний о цвете, использовании
словесных, наглядных, практических методов и обязательном закреплении
полученных знаний в повседневной жизни,
с использованием дидактических игр, при
систематичной и планомерной работе.
Используемая
литература:
1.Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы
развития. — Новосибирск: Наука СО, 1991
2.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей.
Форма, цвет, звук.-Ярославль: «Академия
развития»,1997
3. Григорьева Л.П.. Развитие зрительного
восприятия у детей с нарушением зрения.
– М.: 1999
4.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение
и воспитание дитей с нарушением зрения.-
М.; «Просвещение»,1990
5. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности
коррекционного обучения детей с нарушением
зрения // «Дефектология.» 2001. —1 2.