Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 14:11, контрольная работа
Краткое описание
Эмоции - не только действующее лицо больших драм; они - повседневный спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его дела и мысли.Но, несмотря на ежедневное общение с ними, мы не слишком хорошо знаем их «нравы» и редко можем предвидеть, когда они появятся и когда нас покинут, помогут ли нам или станут помехой, нужно ли обходиться с ними чутко и деликатно или же, напротив, грубо и беспощадно.
Содержание
Введение 1. Общее понятие эмоций. Виды эмоций 1.1 Классификация эмоций 1.2 Значение эмоций и чувств в жизни человека 2. Функции эмоций 2.1 Роль эмоций 2.2 Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций 2.3 Управление эмоциями Заключение Список литературы
Стыд - отрицательное эмоциональное
состояние, выражающее в осознании несоответствия
собственных помыслов, поступков и внешности
не только в ожидании окружающих, но и
собственным представлениям о поведении
внешнем облике. Выполняет двоякую функцию,
которая и определила его роль в эволюции
человека. Способность к стыду означает,
что индивид склонен учитывать мнения
и чувства, окружающих его людей, таким
образом, стыд способствует большему взаимопониманию
между человеком и окружающими его людьми
и большей ответственности перед обществом.
Кроме того, стыд побуждает индивида к
приобретению навыков, в том числе и навыков
социального взаимодействия.
Вина - играет ключевую роль в процессе
развития личности и социальной ответственности,
в процессе становлении совести. Для переживания
вины характерны высокая степень напряжения,
умеренная импульсивность и снижение
уверенности в себе. Переживание вины
сопровождается гложущим ощущением собственной
неправоты по отношению к другому человеку
или самому себе. В эмоциональном профиле
для ситуации вины обнаруживается относительно
высокие показатели эмоции печали и страха.
Функция вины в том, что она симулирует
человека исправить ситуацию, восстановить
нормальный ход вещей.
Чувства (высшие эмоции) - особые
психические состояния, проявляющиеся
социально обусловленными переживаниями,
которые выражают длительные и устойчивые
эмоциональные отношения человека к реальным
или воображающим объектам. Их часто обозначают
как вторичные эмоции, так как они сформировались
как своеобразное обобщение соответствующих
простых (первичных) эмоций к объекту чувства.
Выражаются чувства через эмоции, но не
постоянно, а временами, в зависимости
от ситуации. Причем конкретные эмоции
как формы переживания определенного
чувства могут быть самыми разнообразными.
Вторичные эмоции значительно разнообразнее,
чем первичные. Чувства человека всегда
предметны. Поэтому чаще всего они классифицируются
в зависимости от той предметной сферы,
к которой они относятся.
Моральные (нравственно - этические)
чувства - это переживания, которые возникают
при восприятии и оценке действий, поступков
или психических особенностей людей (включая
себя) с позиций норм и принципов общественной
морали. Близким к ним являются эстетические
чувства - переживания прекрасного или
безобразного в окружающем нас мире.
Интеллектуальные чувства -
это переживания, сопровождающие умственную
деятельность. К неспецифическим интеллектуальным
чувствам относится переживание, которое
бывает не только при умственной деятельности:
любопытство, удивление, уверенность,
сомнение, чувство нового, чувство иронии
и юмора.
Эстетические чувства представляют
собой эмоциональное отношение человека
к прекрасному в природе, в жизни людей
и в искусстве. Особенно глубокие переживания
человек испытывает при восприятии произведений
искусства: художественной литературы,
музыкального, изобразительного, драматического
и других видов искусств.
К высшим проявлениям эмоций
многие авторы также относят страсть -
встречающееся только у человека эмоциональное
состояние. Страсть - это сплав эмоций,
мотивов, чувств, сконцентрированного
вокруг определенного вида деятельности
или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что
«страсть всегда выражается в сосредоточенности,
собранности помыслов и сил, их направленности
на единую цель… Страсть означает порыв,
увлечение, ориентацию всех устремлений
и сил личности в едином направлении, сосредоточение
их на единой цели»
Настроения, представляют собой
общее и относительное слабое эмоциональное
состояния, но окрашивающее в течение
длительного времени все поведение человека.
Одно настроение может сохраняться неделями,
а иногда и месяцами. Вызываются настроения
различными событиями, обстоятельствами,
а также физическим самочувствием. Причины,
обусловившие настроение, человеком осознаются
не всегда. Выделяют две основные черты,
которые характеризуют настроение в отличие
от других эмоциональных состояний: во-первых,
настроение не предметно, а личностно;
во-вторых, настроение - не специальное
переживание, приуроченное к какому-то
частному событию, а разлитое общее состояние
и основной компонент общего чувственного
фона. Настроения очень разнообразны:
радостные или печальные, веселые или
угнетенные, бодрые или подавленные, а
также скука, ликование, восторг и так
далее.
Существует еще один вид эмоциональных
состояний - стресс. Первоначально понятие
стресса возникло в физиологии для обозначения
неспецифической биологической реакции
организма в ответ на любое неблагоприятное
воздействие. Позднее оно стало использоваться
и для описания типичных эмоционально-психических
состояний человека в экстремальных условиях
- психологический стресс. Последний еще
подразделяют на стресс эмоциональный
(в ситуациях угрозы, обиды, опасности)
и информационный (при информационных
перегрузках).
Стрессовые состояния - это
особые эмоциональные состояния, возникающие
в ответ на экстремальные воздействия
и требующие от человека мобилизации всех
ресурсов организма, в том числе и нервно
- психических сил. По выраженности стрессовое
состояние занимает промежуточное положение
между эмоцией и аффектом, но по длительности
протекания оно приближается к настроению.
Слабые воздействия не приводят к стрессу,
т.к. он возникает только тогда, когда влияние
стрессора превосходит приспособительные
возможности человека. Небольшой уровень
стресса даже полезен и необходим для
любой психической или физической активности.
Следует отметить, что стрессогенные раздражители
необязательно должны существовать в
реальности. Человек реагирует не только
на действительную опасность, но и на угрозу
или на напоминание о ней. Отсюда понятно,
что большей частью стресс в жизни человека
инициируется и продуцируется им самим.
Все зависит от того, как он реагирует
на свое окружение и социально значимые
стимулы. Биологической функцией стресса
является адаптация. Он предназначен для
защиты организма от угрожающих, разрушающих
воздействий разного толка: физических
и психических. Проявление стресса означает,
что человек включается в определенный
тип деятельности, направленной на противостояние
опасным воздействиям, которым он подвергается.
Стресс - это нормальное явление в здоровом
организме. Он способствует мобилизации
индивидуальных ресурсов для преодоления
возникших трудностей. Это защитный механизм
биологической системы.
1.2 Значение эмоций и
чувств в жизни человека
В индивидуальном развитии
человека чувства играют важную социализирующую
роль. Они выступают как значимый фактор
в формировании личности, в особенности
ее мотивационной сферы. На базе положительных
эмоциональных переживаний типа чувств
появляются и закрепляются потребности
и интересы человека.
Чувства выполняют в жизни и
деятельности человека, в его общении
с окружающими людьми мотивирующую роль.
В отношении окружающего его мира человек
стремится действовать так, чтобы подкрепить
и усилить свои положительные чувства.
Они у него всегда связаны с работой сознания,
могут произвольно регулироваться.
Эмоции влияют на выраженность
переживаний человека. При этом настроение
определяется эмоциональной реакцией
не на посредственные последствия тех
или иных событий, а на их значение для
человека в деле его общих жизненных планов.
Настроение большинства людей колеблется
между умеренным унынием и умеренной радостью.
Люди весьма различаются скоростью перехода
от радостного настроения к унылому и
наоборот.
Эмоции влияют и на сферу восприятия:
память, мышление, воображение. Негативные
эмоции порождают чувство печали, скорби,
уныния, зависти, злобы, более того, часто
повторяясь, они могут вызвать психогенные
кожные заболевания: экзему, нейродермиты,
секреторные и трофические изменения
кожи-выпадение или поседение волос.
Острое эмоциональное напряжение
может проявляться самыми различными
болезненными ощущениями - чрезмерной
потливостью, тошнотой, потерей аппетита
у одних или чувством неутолимого голода,
жажды у других.
Такие функциональные изменения
самочувствия и деятельности внутренних
органов обусловлены отклонениями в вегетативной
нервной системе.
Эмоции и мышление взаимосвязаны
и потому существует связь между характером
мыслей, приходящих в голову, и настроением.
Так, благотворно влияет на общее самочувствие
приятная мысль, способствующая решению
любой сложной задачи.
Эмоциональные межличностные
отношения имеют свою определенную динамику.
Они могут достигать величайшей напряженности
и постепенно угасать или критически разрушаться
или разрешаться. Само время стирает в
памяти трагическое, забываются пережитые
страдания, становятся менее значимыми
прошлые обиды и огорчения. Эмоции, переходящие
в аффекты в безуспешной борьбе рассудка
со страстями, правильному осознанию поддаются
трудно. При этом нередко ни интеллект,
ни добрая воля не способны нормализовать
психическое равновесие человека. Под
влиянием эмоций он становится как бы
слепым перед лицом фактов, не может контролировать
свои действия.
Умение человека сдерживать
свои чувства, откладывая их проявление
до более подходящего момента, зависит
от эффективности работы мозга. Одни люди
рациональны, другие - импульсивны. Разумно
развивать в себе терпеливость, учиться
сдерживать свой язык, чтобы не обострять
взаимоотношений с близкими и друзьями.
Хорошо устроенный мозг стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.
От доброго человека всегда
исходит душевная теплота, он более эмоционален,
чем рассудочный, душевно холодный человек.
Душевно холодные люди не могут ни сочувствовать
чужому горю, ни радоваться успеху, удаче
близкого человека.
При некоторых формах невроза
больной может испытывать и «чувство потери
чувства», т.е. мучительное бесчувствие,
тягостное эмоциональное опустошение,
безвозвратную утрату, способность радоваться
и страдать. У больных шизофренией, например,
восприятие не отожествляется с реальными
образами и не проецируется вовне. Больные
«слышат» голоса, звучащие в голове, видят
«внутренним глазом», говорят о запахах,
исходящих из головы, но в реальности всего
этого не существует.
Человек нередко переживает
чувство собственной неполноценности,
чаще всего это бывает в детстве и накладывает
отпечаток на формирование и развитие
личности. Преодоление чувства собственной
неполноценности более гармонично протекает
в молодом возрасте, когда организм и его
нервная система легче приспосабливаются
к переменам. В пожилом же возрасте, особенно
в старости попытки перекомпенсирования
более болезненны.
Компенсация чувства собственной
неполноценности может быть полезной
для индивида и для общества, если он активизируется
в учебе, каких-то увлечениях, общественной
жизни. Но бывает, что человек пытается
найти душевный комфорт за счет алкоголя,
курения, лекарственных наркотических
веществ и др. Этим только обостряются
проблемы.
Человек оказывается во власти
эмоции, даже если она и не очень сильна.
Он практически беззащитен, когда плачет
или смеется!
Выводы по главе 1
Эмоции - особый класс субъективных
психологических состояний, отражающих
в форме непосредственных переживаний,
ощущений приятного или неприятного, отношения
человека к миру и людям, процесс и результаты
его практической деятельности. Эмоции
различаются по интенсивности и длительности,
а также по степени осознанности причины
их появления. В связи с этим выделяют
настроения, собственно эмоции и аффекты.
Все эмоции человека можно различать
и классифицировать по качеству переживания.
Умение человека сдерживать свои чувства,
откладывая их проявление до более подходящего
момента, зависит от эффективности работы
мозга. Итак, эмоции могут быть непосредственным
сигналом, оценкой, побудителем действия
или бездействия, лежать в основе энергетики
самого индивида.
Глава 2. Функции эмоций
Из античности до наших дней
дошло представление об эмоциях как о
явно негативном факторе, разрушающем
разумную деятельность человека. В мифе
о вознице разум и чувства представлены
в виде двух непримиримых соперников,
которые способны двигаться в одном направлении
только под кнутом возницы - Воли. Стоики
и эпикурейцы по различным основаниям
призывали воздерживаться от эмоций. И
в наше время подобный взгляд на эмоции
сохранился, например в юридической практике.
Суды учитывают эмоциональное состояние
обвиняемого в момент совершения преступления,
подразумевая, что «сильное душевное волнение»
или аффект приводят к потере контроля
над своими действиями.
Однако уже Ч. Дарвин говорил
о биологической целесообразности эмоций.
По некоторым данным человек является
самым эмоциональным среди представителей
животного мира. Таким образом, логично
предположить, что богатство эмоционального
мира человека, значительно превосходящее
элементарные эмоциональные реакции животных,
оказывается полезным для выживания и
развития человечества.
Говоря о том, для чего человеку
и животным нужны эмоции, следует различать
их функции и роль. Функция эмоций - это
узкое природное предназначение, работа,
выполняемая эмоциями в организме, а их
роль (обобщенное значение) -- это характер
и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая
их функциями, или же их влияние на что-то
помимо их природного предназначения
(т. е. вторичный продукт их функционирования).
Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые
в психологической литературе функции
эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает
возможность мгновенно оценить смысл
изолированного раздражителя или ситуации
для человека. Эмоциональная оценка предшествует
развернутой сознательной переработке
информации и поэтому как бы «направляет»
ее в определенное русло. Все знают, как
важно первое впечатление, которое мы
производим на нового знакомого. Если
первое впечатление от человека благоприятное,
то в дальнейшем достаточно сложно разрушить
возникшую позитивную настройку восприятия
(«Все, что делает этот приятный человек,
- хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать»
в своих глазах человека, который почему-то
показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая
функция эмоций проявляется, в первую
очередь, на физиологическом уровне: выброс
в кровь адреналина при эмоции страха
повышает способность к бегству (правда,
чрезмерная доза адреналина может привести
и к обратному эффекту - ступору), а понижение
порога ощущения, как составляющая эмоции
тревоги, помогает распознать угрожающие
стимулы. Кроме того, феномен «сужения
сознания», который наблюдается при интенсивных
эмоциональных состояниях, заставляет
организм сосредоточить все усилия на
преодолении негативной ситуации.