Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования:
Роль эмоций в познавательной деятельности.
Взаимодействие эмоции и деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть функции эмоций в жизни человека. Изучить эмоции как особый класс психических процессов в теории общей психологии.
2.Сравнить различные подходы, особенности изучения разных исследователей в области эмоциональных процессов влияющих на деятельность человека.
Мотивационная функция. Способность эмоций побуждать человека к действиям. Раскроем суть мотивационной функции эмоций. Их участие в управлении нашим поведением и деятельностью обсуждалась давно, еще мыслителями Древней Греции. Рене Декарт говорил об эмоции интереса в управлении поведением и деятельностью человека, а именно роли страсти в запоминании: «Сколько бы раз неизвестным нам предмет не появлялся в поле нашего зрения, мы совершенно не храним его в нашей памяти, если только представление о нем не укрепилось в нашем мозгу какой-нибудь страстью» Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией деятельности, отвечающей этим мотивам. Хотя сами по себе эмоции не являются мотивами, но они могут выступать в мотивационном процессе в качестве не только энергетического усилителя побуждений, но и самого побудителя, но не действий для удовлетворения потребности, а мотивационного процесса. Они представляют только первый шаг к регулированию процессов организма, то есть снабжают сознание основаниями для такого регулирования и дают ему первый толчок. Мотивационная функция эмоции заключает в себе стремление, желание, влечение, направленное к предмету или от него. Эмоция выделяет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Тем самым эмоция является побудителем и регулятором поведения человека. Эмоции играют огромную роль на всех этапах мотивационного процесса. При оценке значимости внешнего раздражителя главное назначение эмоций состоит в том, чтобы дать организму сигнал о пользе или вреде какого-либо явления. Эмоции отражают не только биологическую значимость внешних стимулов, но и личностную. Эмоции опережают осознание человеком ситуации и сигнализирует о возможном приятном/неприятном исходе того или иного события. Они определяют, что значимо для человека, а что нет, и тем самым способствуют его ориентации в различных ситуациях.
Активационная функция. Согласно теории Линдсея-Хебба эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.
3.Эмоции как психический процесс.
Эмоции - сложный психический процесс,
который включает в себя три основных
компонента. Одним из этих компонентов является физиологический.
3.1. Физиологический - представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.). Каждый раз, когда мы что-либо делаем, думаем, чувствуем или вспоминаем, в мозгу и во всей нервной системе происходят физиологические изменения. Но перечисление всех известных клеточных и механических явлений на языке нейробиологии не может адекватно передать того, что мы чувствуем. Не существует абсолютно точного соответствия между изменениями в нервной системе и теми состояниями, которые мы испытываем и описываем как «эмоции». И тем не менее мы чувствуем страх, восторг или грусть потому, что в динамических системах мозга происходят нервные процессы, регулирующие эмоции. Американский психолог Уильям Джеймс - создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями, - описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами: Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нем ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, - все это чистый продукт созерцающей личности.
Всем известны висцеральные изменения, которые сопровождают эмоциональное возбуждение, - изменения в ритме сердца, дыхания, в моторике желудка и кишечника и т.п. Уже не меньше ста лет ученые хорошо знают, что всеми этими изменениями руководит мозг. Но каким образом мозг вызывает эти изменения и как они связаны с эмоциями, которые испытывает личность, было и остается предметом споров. Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. Обыкновенно говорят: мы потеряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса-Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бьем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее, в конце концов, ничего не останется. Так, если из эмоции страха устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т.д., то не будет и страха. Т.е. человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное как пустой звук.
Шехтер предположил, что эмоции
возникают на основе физиологического
возбуждения и когнитивной
3.2. Психологический - собственно переживание (радость,
горе, страх и др.), переживаемое или осознаваемое
ощущение эмоции. Психология прежнего
времени перечисляла бесчисленное множество
подобных переживаний. То общее, что есть
между эмоциями, чувствами и влечениями,
вызывает потребность в общем групповом
названии. Швейцарский психиатр
Нет возможности отвлечься от предмета своей печали. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица. Слезы обычно бывают при ослаблении остроты переживаний. На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие. Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными. Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела. Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение. При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения. При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов. Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.
3.3. Поведенческий. Экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частности те, которые отражаются на лице. Так как культурные нормы современного общества, как правило, требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и душевного здоровья человека необходим отсроченный во времени сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и для общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и пр.). В связи с этим Бойко вводит такое понятие, как формула преобразования внешних и внутренних воздействий в положительную, отрицательную или нейтральную энергию состояний и поведенческих актов. Он выделяет устойчивые индивидуальные стереотипы эмоционального поведения - "эйфорическая активность вовне", "рефрактерная активность вовнутрь", "дисфорическая активность вовне". "Эйфорическая активность вовне" характеризуется тем, что эмоциональная энергетика преобразуется в позитивные психические состояния и поступки, направленные на дело, на окружающих. "Рефрактерная активность вовнутрь" - энергетический потенциал обращается на самого индивида и блокирует или затормаживает его поведение или некоторые психические проявления. "Дисфорическая активность вовне", энергетика внешних воздействий выливается в негативные поведенческие акты и психические состояния, направленные на окружающую среду, на других людей. Для каждого из этих стереотипов характерными являются определенные поведенческие проявления. Так, "эйфорическая активность вовне" проявляется в созидательной конструктивной активности, партнерстве, дружеском взаимодействии, открытости положительных эмоций, умении радоваться, веселиться. "Рефрактерная активность вовнутрь" проявляется в стремлении к размеренному образу жизни, избирательности контактов, застревании на аффективных состояниях, мнительности, недоверчивости, нежелании показать свои переживания. "Дисфорическая активность вовне" характеризуется проявлением негативных и деструктивных чувств (злости, ненависти, враждебности) в отношениях с окружающими. В зависимости от обстоятельств и оценки ситуации у человека может срабатывать одна из трех форм преобразования эмоциональной энергии, в то же время у каждого есть доминирующий стереотип.
4. Влияние эмоций на деятельность человека.
В своих работах советский психолог А.Н. Леонтьев определил последовательность от потребностей субъекта к мотивам деятельности. Указывал на преобразование психологического анализа потребностей в анализ мотивов. Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект обладающий потребностями. Наличие у человека потребностей такое же фундаментальное условие, как и обмен веществ. Также эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, какие потребности и интересы являются для него актуальными. Однако не стоит путать потребности и желания человека. Потребности и желания это понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека. Они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.
Всякая потребность побуждает
человека к действиям направленным
на ее реализацию. Потребности, присущие
всем людям являются базовыми. К базовым
потребностям относятся: биологические
(функциональные), материальные, социальные,
духовные потребности. Ни одна человеческая потребность не
существует в чистом виде, все они взаимосвязаны
и переплетены таким образом, что представляют
собой сложную мозаику, множеством нитей
связанную с возможностями их реализации
в практической деятельности. Потребность
как таковая представляет собой лишь фрагмент
внутреннего душевного мира человека
и для своей реализации предполагает сложную
процедуру: мотивацию выбора предмета
потребности, осознание через интересы
и цель деятельности. На этом пути потребность
претерпевает серьезную трансформацию,
превращаясь нередко в свою противоположность.
В связи с многообразием условий своей реализации, возраста, окружающей среды, скажем, биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной потребностью, т. е. она трансформируется. В этом параллелограмме потребностей главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т. е. та, которая лучше мотивирована. Проблема регулирования потребностей возникает перед каждым человеком в его повседневной практике. Она особенно остра у тех людей, кто обладает богатством потребностей и наличием возможностей их удовлетворения.
Управлять потребностями - значит управлять своей деятельностью, стремиться к достижению результата. Например, если мы осознали свою потребность получить высшее образование, мы должны подчинить этой потребности все текущие кратковременные потребности и цели, рассчитать свои силы и средства так, чтобы полностью усваивать программу каждого курса. Точнее говоря, учеба в вузе должна занимать ведущее место в нашей жизни. Если же мы, ссылаясь на обстоятельства, будем пропускать занятия, не сдавать во время зачеты и экзамены, у нас появится такой длинный хвост, что мы перестанем им управлять и наша потребность в высшем образовании превратиться в красивую, но неосуществимую мечту. Управлять потребностями - значит постоянно преодолевать возникающие соблазны, уметь побеждать себя. В борьбе потребностей, мотивов выбора предмета потребности надо проявлять решительность и своевременно переходить к действиям. Каждое действие по удовлетворению потребности должно подвергаться всесторонней мотивации. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность.