Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования:
Роль эмоций в познавательной деятельности.
Взаимодействие эмоции и деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть функции эмоций в жизни человека. Изучить эмоции как особый класс психических процессов в теории общей психологии.
2.Сравнить различные подходы, особенности изучения разных исследователей в области эмоциональных процессов влияющих на деятельность человека.
Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности и т.п. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность побуждается несколькими мотивами).
В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, умения и навыки, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели. Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата еще какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив – стремление выполнить свои обязанности, а также проявить себя, заслужить общественное внимание. Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивом, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт. Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей. Они могут состоять из одной или нескольких операций. Выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение. Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно назвать и операций. Характер операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и самого человека, а также значимость его деятельности.
5. Роль эмоций в познавательной деятельности.
Под влиянием эмоций
течение всех познавательных процессов
может изменяться. Эмоции могут избирательно
способствовать одним познавательным
процессам и тормозить другие. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только того, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, чаще всего, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию. Одним из главных
факторов, определяющих, будет ли данный
человек более или менее Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом,- снижению уровня выполнения деятельности, учения; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности; положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли. Эмоции и мышление имеют одни и те же истоки и тесно переплетаются в своем функционировании. Однако особенностью сознательного человека является то, что эмоции не определяют его поведение. Формирование решения о том или ином действии принимается таким человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Этот процесс обычно начинается с эмоциональной оценки и завершается ею, но в самом процессе доминирует мысль. Но если действия или поступки производятся человеком на основе одних лишь холодных доводов рассудка, то они значительно менее успешны, чем в том случае, когда такие действия поддерживаются эмоциями. |
Интерес рассматривается как одна из фундаментальных естественных эмоций и считается доминирующей среди всех эмоций нормального здорового человека. Считается, что именно интерес вместе с познавательными структурами и ориентациями направляет познания и действия. Исключения возникают тогда, когда в сознании доминируют негативные эмоции. Из неврологического взгляда интерес активизируется нарастанием градиента - возбуждения нейронов.
На сознательном уровне ключевыми детерминантами интереса являются новизна, изменения окружающей среды. Источником таких изменений и новизны могут быть не только окружающую среду, но и воображение, память, мышление. Заинтересованный человек интенсивно всматривается, прислушивается. Феноменология интереса характеризуется также высокой степенью удовлетворения, уверенности в себе и умеренной импульсивностью и напряжением. Эмоция радости часто сопровождает интерес. Он способствует развитию умений и интеллекта, играет важную роль в общественной жизни и поддержании межличностных отношений.
Новизна является естественным возбудителем интереса. Поддерживаемый интересом развитие перцептивной-когнитивной и моторной активности начинается уже у новорожденных. Интерес способствует интеллектуальной, эстетической и другим видом творческой деятельности.
Удивление не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака. Это эмоциональная реакция на внезапные обстоятельства, что порождается резким увеличением нервной стимуляции. Внешней причиной удивления является внезапное, неожиданное событие.
Удивление длится недолго. Складывается впечатление, что в момент удивления мысли отсутствуют, мыслительные процессы остановлены. Поэтому с удивлением практически не связывается умственная деятельность. Это напоминает ощущения от слабого электрического удара: мышцы быстро сокращаются, и человек как бы ощущает покалывание электрическим током, проходящим по нервам, и заставляет подскочить. В момент удивление субъект не знает точно, как реагировать. Возникает чувство неопределенности.
Удивление занимает
промежуточное место между
6. Взаимодействие эмоции и деятельности.
Согласно теории С.Л. Рубинштейна связь между деятельностью человека
и эмоциями является взаимной «с одной
стороны, ход и исход человеческой деятельности
вызывают обычно у человека те или иные
чувства, с другой стороны чувства человека,
его эмоциональные состояния влияют на
его деятельность. Эмоции не только обуславливают
деятельность, но и сами обуславливаются
ею. Характер эмоций, и их основные свойства
и строение эмоциональных процессов зависят
от нее».
У человека существует множество потребностей.
Одни из них мене актуальны, другие более
значительны в данный период его жизни.
Наличие потребности влечет за собой определенные
действия, а результат этих действий зависит
не только от побуждений, но и от условий
в которых они совершаются. Результат
может оказаться в соответствии или в
несоответствии с актуальной потребностью
в данной ситуации. Ход деятельности породит
у субъекта положительные или отрицательные
эмоции, чувство, связанное с удовольствием
или неудовольствием. Соответственно
тон эмоции может повлиять на исход деятельности.
В зависимости от отношений, складывающихся
по ходу деятельности, определяются и
другие свойства эмоциональных процессов.
В ходе деятельности есть обычно критические
точки, в которых определяется результат
или исход деятельности. Как правило, человек
предвидит приближение критических точек.
При приближении этих точек возникает
напряжение. После того как критическая
точка пройдена в чувстве человека наступает
разрядка. Любое событие, любой результат
деятельности может приобрести амбивалентное
значение, т.е. отрицательное и положительное
одновременно.
Эмоции способствуют концентрации всех сил организма, необходимых для достижения результата. И это помогает успешно справляться с различными трудностями. Эмоции успеха обладают способностями привить любовь к той деятельности, которой занимается человек. Эмоции неуспеха способны навсегда изменить отношение к этой деятельности, вплоть до исчезновения всякого к ней интереса. Другими словами эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.
Многие отечественные психологи выводили ряд особо важных положений относительно зависимости эмоций от характера деятельности человека, об их регулирующей роли в деятельности. Рассмотрим различные подходы к исследованиям эмоций относительно деятельности человека. Согласно теории П.В. Симонова потребности порождают эмоции, характер же этих эмоций зависит не только от того, какова потребность, но и от того, насколько реальной представляется возможность ее удовлетворения. Но удовлетворение потребности не всегда сопряжено с изменениями в эмоциональной сфере, а лишь при условии полной информации о способе и пути достижения цели. Если человек имеет полную информацию о том, как удовлетворить возникшую у него потребность то эмоции, как указывает П.В. Симонов «способны скорее помешать деятельности, чем способствовать ей. Не будет ни радости ни торжества, если в заранее определенное время совершив серию строго определенных движений, окажешься у цели, достижение которой никогда не вызывало сомнения».
Таким образом, повышая информированность можно достичь такого положения, когда необходимость эмоций отпадает. Это вытекает и из формулы предложенной П.В. Симоновым: Э= П (Ин-Ии), где Э- эмоции, П- потребность, Ин – необходимая информация, Ии – имеющаяся информация. Если информированность полная , то Ин-Ии = 0, а следовательно и Э=0. Теоретически это так, но в жизни человек не может быть полностью информирован во всех возникающих вопросах. Человек может быть более или менее полно информирован только о путях удовлетворения самых элементарных потребностей. Но даже в этом случае он не обходится без эмоций, так как эмоции всегда сопутствуют мотивациям.
Влияние эмоций на деятельность
подчиняется известному правилу
Джеркеса-Додсона, постулирующему оптимальный
уровень напряжения для каждого
конкретного вида работы. Снижение
эмоционального тонуса в результате
малой потребности или полноты информированности
субъекта ведет к дремоте, утрате бдительности,
пропуску значимых сигналов, замедленным
реакциям. С другой стороны, чрезмерно
высокий уровень эмоционального напряжения
дезорганизует деятельность, осложняет
ее, повышает ответные реакции на посторонние,
незначимые сигналы, ведет к примитивным
действиям типа слепого поиска методом
проб и ошибок. Эмоции человека проявляются во всех
видах человеческой деятельности и особенно
это заметно в художественном творчестве.
Эмоции способны стимулировать творческий
процесс. Эмоциональная сфера художника
отражается в выборе сюжетов, в манере
письма, в способе разработки избранных
тем и сюжетов. Стимулом к началу деятельности
является своеобразная самонастройка
интенсивности эмоций, которая может быть
как непроизвольной, так и произвольными.
У человека в динамике эмоциональных процессов
и состояний не меньшую роль, чем органические
и физические воздействия, играют когнитивно-психологические
факторы (когнитивные означает относящиеся
к знаниям). В связи с этим были предложены
новые концепции, объясняющие эмоции у
человека динамическими особенностями
когнитивных процессов.
Одной из первых подобных теорий явилась
теория когнитивного диссонанса
Л. Фестингера. Согласно ей положительное
эмоциональное переживание возникает
у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются,
а когнитивные представления воплощаются
в жизнь, т.е. когда реальные результаты
деятельности соответствуют намеченным,
согласуются с ними, или, находятся в консонансе.
Отрицательные эмоции возникают и усиливаются
в тех случаях, когда между ожидаемыми
и действительными результатами деятельности
Субъективно состояние когнитивного диссонанса
обычно переживается человеком как дискомфорт,
и он стремится, как можно скорее от него
избавиться. Выход из состояния когнитивного
диссонанса может быть двояким: или изменить
когнитивные ожидания и планы таким образом,
чтобы они соответствовали реально полученному
результату, или попытаться получить новый
результат, который бы согласовывался
с прежними ожиданиями. В современной
психологии теория когнитивного диссонанса
нередко используется для того, чтобы
объяснить поступки человека, его действия
в различных социальных ситуациях. Эмоции
же рассматриваются в качестве основного
мотива соответствующих действий и поступков.
Лежащим в их основе когнитивным факторам
придается в детерминации поведения человека
большая роль, чем органическим изменениям.
Эмоции – свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и восторг. Эмоции обеспечивают нам способность к переживанию, поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляющая часть нашей психологической деятельности. Характер их определяется внешними воздействиями и сигналами исходящих из органов и тканей, особенностями нашего темперамента и мышления. В формировании эмоций велика роль глубинных структур головного мозга. Под влиянием эмоций у человека изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами личности. Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. В современной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с памятью, восприятием и мышлением. Необходимо отметить, что эмоциональный мир личности довольно долго оставался неизученным, ему просто напросто не уделяли должного внимания.
Единой общепринятой теории эмоций не существует. Каждая из теорий позволяет понять лишь некоторые стороны психофизиологических механизмов функционирования эмоционально-потребностной сферы человека, выводя на первый план проблемы: адаптации к среде (теории Дарвина, Анохина), вегетативных и гомеостатических компонентов эмоций (теория Джемса-Ланге), влияния информированности на эмоциональные переживания (теория Симонова). Взаимную связь эмоций и деятельности человека (теория Рубинштейна).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоция является побудителем и регулятором поведения человека в целом, подчиняя его деятельность основным мотивам и потребностям личности, ее интересам и склонностям.
9. Список литературы.
1. Анохин П.К. «Эмоции. Психология эмоций». - М.: Педагогика, 1984